На главнуюРодителям. Модели обучения

Возможные модели обучения ребенка в современной семье

Рассмотрим неколько моделей обучения ребенка в современной семье. Инструменты образовательной платформы EFFOR.BY имеют универсальный характер. Они могут быть адаптированы к различным ситуациям, с которыми сталкиваются современные семьи. Далее рассматриваются наиболее типичные варианты и рекомендации для них.

Краткое описание ситуации: Ребенок НЕ ХОЧЕТ учиться

Ребенок учится спустя рукава, отметки получает плохие. Любые попытки "взяться за ум" натыкаются на многочисленные пробелы в прошлом материале. Для дополнительных усилий ребенок мотивирован плохо. У всех в семье опустились руки, так как ничего не получается. Контроль за обучением ребенка становится все слабее, отметки все хуже.

Решение сложившейся ситуации:

  • создать для ребенка ситуацию "быстрого учебного успеха", чтобы он поверил в свои силы;
  • для родителя простые инструменты мотивации и контроля самостоятельной работы ребенка.

Как формировать Программу обучения для ребенка?
В Программу нужно отобрать:

  • курс на развитие навыков устного счета (в большинстве случаев это фундаментальная проблема всех отстающих детей);
  • 2 курса для повторения по русскому языку и математике (это основные предметы, если появятся успехи по этим предметам, потом легче будет подтянуть остальные);
  • 2 развивающих курса.
  • Для развивающих курсов нужно установить уровень усвоения "на отлично". Для трех остальных – уровень "на хорошо".
Всего нужно отобрать 5 учебных курсов, больше пока не рекомендуется. На первом этапе основные курсы по предмету для текущего класса нужно отключить. Основное внимание сначала нужно уделить тренажеру устного счета. С ним следует заниматься 15-20 минут каждый день. Еще 15-20 минут в день нужно заниматься одним из остальных 4-х курсов.

Очень важную роль могут сыграть развивающие курсы. Они не зависят от пробелов в прошлых знаниях, по ним школьнику легче всего добиться положительных результатов. А первый же положительный результат – это залог того, что ситуация начала меняться в лучшую сторону. В идеале школьник может увлечься развивающими курсами и станет их выполнять опережающими темпами. Ведь ему тоже хочется убедить и себя, и остальных, что он "может быть умным". Это стремление нужно в нем укреплять и поддерживать.

Как мотивировать ребенка к обучению
При мотивации школьника в рамках данной модели следует обозначить:

  • на первом этапе небольшую награду (стоимостью около 30 эффориков);
  • в данной модели отрицательные стимулы (наказание) лучше не применять.
Как только ребенок наберет в кошельке нужно число эффориков, выбранная награда должна быть выдана и сразу назначена следующая.

Что включить в Соглашение с ребенком
В Соглашении нужно указать:

  • какие обязательства принимает на себя школьник (пройти 5 курсов);
  • как будет осуществляться контроль за их выполнением;
  • какие поощрения школьник будет получать, если обязательства им выполняются.
Соглашение нужно оформить в виде печатного документа, подписанного сторонами. Пример Соглашения для данной модели можно скачать здесь.

Как осуществлять контроль за обучением ребенка
Для данной ситуации нужно осуществлять контроль и времени, и результата.

Во-первых, нужно настроить виджет Учет учебного времени, указав не менее 6 дней для занятий. Время занятий для одного дня 30-40 минут. Это достаточно напряженный график, но ведь и ситуация у школьника запущенная. Контролировать выполнение графика можно раз в неделю: цветные колокольчики в календаре сразу покажут, как прошла учебная неделя. Кроме этого Вы будете получать:

  • регулярные отчеты о состоянии дел (достаточно одного раза в неделю);
  • экстренные сигналы о том, что появились проблемы или ребенок не выполнил дневную норму по времени.
Главное в этой модели – подтолкнуть ребенка к первым систематическим усилиям, дать ему почувствовать успех и поверить в свои силы. Когда с первыми пятью курсами школьник справится успешно, нужно переключаться на другую модель. Она называется НУЖНО ПОДТЯНУТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ РЕБЕНКА.

Краткое описание ситуации
Ребенок хорошо учился в первом классе. Чуть похуже во втором. В пятом-шестом стали появляться серьезные проблемы. От класса к классу налицо тенденция к ухудшению ситуации с успеваемостью. Как ее изменить, никто в семье не знает.

Мы предлагаем:

  • технологию устранения пробелов в знаниях ребенка, которые мешают ему получать хорошие отметки;
  • для родителя простые инструменты мотивации и контроля самостоятельной работы ребенка.

Как формировать Программу обучения
В нее нужно отобрать:

  • основные курсы по двум предметам (лучше начинать с математики и русского языка);
  • курсы для повторение материала, пройденного в прошлых классах;
  • курс на развитие навыков устного счета (если он еще не пройден);
  • один из развивающих курсов.
Сначала нужно отобрать 5 учебных курсов. Для основного курса стоит задать уровень усвоения "на отлично", если ребенок имеет по этому предмету оценки 6-7. И уровень усвоения "на хорошо", если текущие оценки по предмету не больше 6. Такой же подход стоит применять и для курсов на повторение. Для тренажера устного счета и развивающего курса нужно задать уровень усвоения "на отлично".

В последующем, когда Вы с ребенком убедитесь в эффективности технологии, можно расширять число курсов (до 7-9). Вместо курсов на повторение, которые желательно пройти за 1-2 месяца, можно подключать факультативы и другие предметы.

Как мотивировать школьника
При мотивации школьника в рамках данной модели следует обозначить:

  • на первом этапе небольшую награду (стоимостью около 30 эффориков);
  • срок, за который эффорики на награду должны быть заработаны (в месяц при занятиях средней интенсивности можно вполне зарабатывать 40-50 эффориков);
  • наказание, которое вступит в силу, если за указанный срок нужно число эффориков не набрано (например, сокращение времени на компьютерные игры).
Как только ребенок наберет в кошельке нужно число эффориков, выбранная награда должна быть выдана и сразу назначена следующая.

Что включить в Соглашение
В Соглашении нужно указать:

  • какие обязательства принимает на себя ребенок;
  • как будет осуществляться контроль за их выполнением;
  • какие будут последствия, если школьник свои обязательства нарушит;
  • какие поощрения школьник будет получать, если обязательства им выполняются.
Соглашение нужно оформить в виде печатного документа, подписанного сторонами. Пример Соглашения для данной модели можно скачать здесь.

Как осуществлять контроль
В данной ситуации нужно осуществлять контроль и времени, и результата.
Во-первых, нужно настроить виджет Учет учебного времени, указав не менее 4 дней для занятий. Время занятий для одного дня 30-40 минут. Контролировать выполнение графика можно раз в неделю: цветные колокольчики в календаре сразу покажут, как прошла учебная неделя.
Кроме этого Вы будете получать:

  • регулярные отчеты о состоянии дел (достаточно одного раза в неделю);
  • экстренные сигналы о том, что появились проблемы (пробелы в знаниях, пропуски занятий), о том, что ребенок не выполнил дневную норму по времени.
Главное в этой модели – приучить ребенка к систематическим усилиям, не чрезмерным, но очень эффективным. Когда результат "пойдет", школьник сам захочет расширить модель, подключив в Программу обучения новые развивающие курсы и факультативы.

Краткое описание ситуации
У ребенка еще с начальных классов возникли проблемы по конкретным предметам. Как правило, это одна из двух проблем. Во-первых, есть дети, у которых при хороших способностях нет языкового чутья. Они пишут с грубыми ошибками. При этом по остальным предметам проблем может не быть вообще. Во-вторых, есть дети, которым плохо дается математика (а за ней и связанная с математикой физика). В этом случае ситуация ухудшается постепенно, от класса к классу. Начиная с пятого класса проблема становится очень серьезной.

Мы предлагаем:

  • для каждой из этих проблем подходящую схему организации обучения;
  • для родителя простые инструменты мотивации ребенка и контроля за тем, как ситуация начнет исправляться.

Как формировать Программу обучения
Если проблемы с русским языком, в нее нужно отобрать:

  • основной курс по русскому языку;
  • курс на повторение правил правописания за прошлые годы (курсы серии "Орфография");
  • курсы для тренинга со словарными словами.
То есть, 3-4 курса. Для основного курса стоит задать уровень усвоения "на отлично", если школьник имеет по этому предмету оценки 6-7. И уровень усвоения "на хорошо", если текущие оценки по предмету не больше 6. Такой же подход стоит применять и для курсов на повторение правил правописания. Для тренажеров со словарными словами лучше задать уровень усвоения "на отлично".

В состав курсов включены специальные курсы с "умными диктантами". Они наилучшим образом подходят для повышения грамотности ребенка. Если проблемы с математикой, в Программу обучения нужно отобрать:

  • основной курс по математике;
  • курс повторения математики за прошлый класс;
  • курс на развитие навыков устного счета (в большинстве случаев это фундаментальная проблема всех отстающих по математике детей);
  • курс повторения основ математики.
Для первых двух курсов нужно выставить уровень усвоения "на хорошо". Для двух остальных – уровень "на отлично". В последующем, когда школьник подтянет успеваемость по данному предмету, Вы можете перейти с ним к другой модели обучения.

Как мотивировать школьника
При мотивации школьника в рамках данной модели следует обозначить:

  • на первом этапе небольшую награду (стоимостью около 30 эффориков);
  • срок, за который эффорики на награду должны быть заработаны (в месяц при занятиях средней интенсивности можно вполне зарабатывать 40-50 эффориков);
  • наказание, которое вступит в силу, если за указанный срок нужно число эффориков не набрано (например, сокращение времени на компьютерные игры).
Как только ребенок наберет в кошельке нужно число эффориков, выбранная награда должна быть выдана и сразу назначена следующая.

Что включить в Соглашение
В Соглашении нужно указать:

  • какие обязательства принимает на себя школьник;
  • как будет осуществляться контроль за их выполнением;
  • какие будут последствия, если школьник свои обязательства нарушит;
  • какие поощрения школьник будет получать, если обязательства им выполняются.
Соглашение нужно оформить в виде печатного документа, подписанного сторонами. Пример Соглашения для данной модели можно скачать здесь.

Как осуществлять контроль
В данной ситуации нужно осуществлять контроль и времени, и результата.
Во-первых, нужно настроить виджет Учет учебного времени, указав не менее 4 дней для занятий. Время занятий для одного дня 30-40 минут. Контролировать выполнение графика можно раз в неделю: цветные колокольчики в календаре сразу покажут, как прошла учебная неделя.
Кроме этого Вы будете получать:

  • регулярные отчеты о состоянии дел (достаточно одного раза в неделю);
  • экстренные сигналы о том, что появились проблемы (пробелы в знаниях, пропуски занятий), о том, что ребенок не выполнил дневную норму по времени.
Главное в этой модели – быстро получить хоть небольшое улучшение, видимое всем окружающим, в том числе, и учителю-предметнику. Когда будет результат, школьник сам захочет расширить модель, подключив в Программу обучения развивающие курсы и факультативы, а также основные курсы по другим предметам.

Краткое описание ситуации
Способный школьник учится хорошо, но ему все дается слишком легко. При хороших отметках знания у него поверхностные. Домашние задания он списывает или делает на переменах. Работать над собой не приучен. Всему предпочитает компьютерные игры и общение в социальных сетях. Родители понимают, что для успеха в жизни этого недостаточно.

Мы предлагаем

  • создать для школьника условия, которые помогут ему научиться планировать обучение и управлять им;
  • для родителя простые инструменты мотивации и контроля самостоятельной работы школьника.

Как формировать Программу обучения
В нее нужно отобрать:

  • основные курсы по всем предметам;
  • 2-3 факультатива по тем предметам, которые интересны школьнику (лучше всего – на его усмотрение);
  • 2-3 развивающих курса (их следует отбирать по порядку).
Всего нужно отобрать 7-9 учебных курсов (меньше не стоит, больше нельзя). Для способного ребенка это вполне приемлемая нагрузка. Для всех курсов нужно задать уровень усвоения "на отлично".

Как мотивировать школьника
При мотивации ребенка в рамках данной модели следует обозначить:

  • на первом этапе небольшую награду (стоимостью около 50 эффориков);
  • срок, за который эффорики на награду должны быть заработаны (в месяц при занятиях средней интенсивности можно вполне зарабатывать 40-50 эффориков);
  • наказание, которое вступит в силу, если за указанный срок нужно число эффориков не набрано (например, сокращение времени на компьютерные игры).
Как только ребенок наберет в кошельке нужно число эффориков, выбранная награда должна быть выдана и сразу назначена следующая.

Что включить в Соглашение
В Соглашении нужно указать:

  • какие обязательства принимает на себя школьник;
  • как будет осуществляться контроль за их выполнением;
  • какие будут последствия, если школьник свои обязательства нарушит;
  • какие поощрения школьник будет получать, если обязательства им выполняются.
Соглашение нужно оформить в виде печатного документа, подписанного сторонами. Пример Соглашения для данной модели можно скачать здесь.

Как осуществлять контроль
Для способных школьников лучше всего подходит модель «контроль не процесса, а результата». Родителю не нужно контролировать время, которое школьник тратит на работу с EFFOR.BY. Он просто получает:

  • регулярные отчеты о состоянии дел (достаточно одного раза в неделю);
  • экстренные сигналы о том, что появились проблемы (чаще всего – это сигнал о пропусках занятий).
Главное в этой модели – приучить ребенка к постоянной, но не очень для него затратной по времени работе над своим самообразованием. И к тому, что сигналов о проблемах быть не должно!

Краткое описание ситуации
Школьник заканчивает 4-й класс и собирается поступать в гимназию. Впереди у школьника экзамены за 9-й класс. Выпускнику 11-го класса предстоит сдавать централизованное тестирование. Любая из этих ситуаций требует от семьи дополнительных усилий и ресурсов. Можно ли за оставшиеся месяцы серьезно повысить шансы школьника на успех? Да, если приложить усилия и сконцентрироваться на том учебном материале, который усвоен не так хорошо, как нужно!

Мы предлагаем:

  • для каждой из этих ситуаций подходящую схему экспресс-подготовки;
  • для родителя простые инструменты мотивации школьника и контроля за тем, как идет подготовка.

Советы по подготовке к поступлению в гимназию

1. В Программу обучения нужно обязательно отобрать учебный курс Экспресс-подготовка к гимназии. Кроме этого, нужно подключить и пройти курсы Пишем грамотно, Математика. 4 класс, Основы быстрого устного счета, Устный счет с натуральными числами. Остальные курсы, в том числе развивающие, стоит подключать, когда Вы убедитесь, что график прохождения обязательных курсов не вызывает у школьника затруднений.

2. Мотивацию школьника и систему контроля можно использовать такие же, как в модели ШКОЛЬНИК УЧИТСЯ НЕПЛОХО, НО МОЖЕТ ЛУЧШЕ.

3. Примерное Соглашение можно скачать здесь.

Советы по подготовке к экзаменам за 9-й класс

1. В Программу обучения нужно отобрать учебные курсы Русский язык. 9 класс, Повторение курса Орфография, Словарные слова. Часть 1, Словарные слова. Часть 2, Быстрый устный счет, Алгебра. 9 класс. Если по математике у школьника много пробелов, стоит подключить также курс Повторение алгебры за 8 класс. Остальные курсы, в том числе развивающие, стоит подключать, когда Вы убедитесь, что график прохождения обязательных курсов не вызывает у школьника затруднений.

2. Мотивацию школьника и систему контроля можно использовать такие же, как в модели НУЖНО ПОДТЯНУТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКА.

3. Примерное Соглашение можно скачать здесь.

Советы по подготовке к сдаче централизованного тестирования

Для выпускников 11-х классов, а также для тех, кто закончил школу раньше, разрабатаны специальные комплекты онлайн-курсов. С их помощью можно осуществлять целенаправленную подготовку к сдаче централизованного тестирования по русскому языку, математики и физики.

Зарегистрируйтесь на сайте и попробуйте. Первую неделю Ваша семья может работать бесплатно.