На главнуюУчителям. Школа и репетиторы

Школьная программа, пробелы в знаниях и союз с репетиторами

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:

- пока не усвоишь материал – дальше не двигаешься;

- время пришло – все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе наша страна, строят школьное образование по второй модели.

Значит, разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях: у кого – больше, у кого – меньше.

С этой проблемой хорошие учителя стараются бороться. Но на уроке сделать это практически невозможно. Учащихся в классе много, пробелы у них разные. Да и к новому материалу переходить нужно почти на каждом уроке.

Единственная возможность – решать эту проблему за счет самостоятельной работы школьника. Но и здесь возникает ряд труднопреодолимых проблем:

- обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;

- традиционные домашние задания не индивидуальны по своей сути;

- такая работа требует мониторинга, как со стороны специалиста-предметника, так и со стороны родителя.

На определенном этапе родители вынуждены решать проблему единственным, доступным для них способом – они нанимают репетитора.

Если упрощенно, то любой репетитор решает две задачи:

- выявляет и устраняет пробелы в знаниях;

- обобщает и систематизирует полученные ранее знания.

Получается следующая картина. Школа неизбежно порождает у учеников пробелы в знаниях. Это не потому, что она плохая. Так заложено в самой модели организации учебного процесса. Традиционными инструментами школьные учителя не могут принципиально изменить ситуацию. Ни в школе на уроках, ни в домашних условиях. Единственный компенсирующий механизм сегодня – традиционное, дорогостоящее репетиторство. Из-за дороговизны оно мало распространено в младших и средних классах, но процветает в старших.

При этом знания, полученные у репетиторов, часто называют знаниями с ложечки. Опытному специалисту проще бывает все "разжевать и положить в рот" школьнику, чем мотивировать его к самостоятельной работе. При этом родители часто забывают, что в ВУЗе репетиторов нет! А потом удивляются, что их дети, успешно сдавшие после репетиторских занятий централизованное тестирование, быстро и резко съезжают в ВУЗе на плохие отметки.

Традиционное репетиторство сегодня воспринимается в обществе как альтернатива школе. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Школа и репетиторство сегодня органично, но не очень экономично для семьи, дополняют друг друга. У учителя нет возможностей для систематического устранения пробелов в знаниях всех своих учеников. Этим занимаются привлеченные репетиторы. Но ни один репетитор не занимается обучением с нуля. Он получает подопечного, который в той или иной степени учебный материал проходил.

Именно здесь, на наш взгляд, кроется основной, пока еще нераскрытый потенциал использования компьютера в учебном процессе. Именно на этом пути можно рассчитывать выйти на реальное повышение качества обучения при помощи достаточно экономичных инструментов.

Такой инструмент мы разработали и предлагаем Вам, Вашим ученикам и их родителям.

На нашем сайте Вы также найдете учебные онлайн курсы по русскому языку, белорусскому языку, математике, физике и курсы по развитию способностей.

Получите доступ к базе знаний и сервисам: пройдите регистрацию!