На главнуюНаши публикации. успешная война с пробелами

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это успешная война с пробелами в знаниях

Cначала ответим на вопрос: «Что же такое – пробелы в знаниях?» По-простому можно сказать так: «Это то, что школьник на данный момент должен знать, но не знает. То, что должен уметь делать, но не умеет».

Все необходимые знания и умения по всем предметам для каждого класса прописаны в школьных учебных программах. Программами руководствуются авторы школьных учебников. Они закладывают в свои тексты все необходимые теоретические и практические компоненты. Поэтому учебник детализирует заложенные в программе знания и умения, выстраивает их усвоение в определенную последовательность. Со школьными программами постоянно сверяются учителя. Родители про школьные программы в лучшем случае только слышали.

Следующий важный вопрос: «Насколько критичны те или иные пробелы в знаниях?» Под критичным пробелом я понимаю тот пробел, который реально мешает усваивать новый материал. Если школьник в 5-м классе путается в таблице умножения, то о каком усвоении математики может идти речь? Под критичным пробелом я также понимаю тот пробел, который постоянно проявляется. Например, школьник не умеет применять правило проверки безударных гласных и часто делает подобные ошибки. В этом случае хорошей оценки по русскому языку он никогда не получит. И во взрослой жизни будет постоянно попадать впросак.

В школьных программах об этом ни слова. Там все знания и умения перечислены как равнозначные. В учебниках также почти невозможно встретить четкое выделение наиболее критичных знаний и умений. Почему так – в общем-то, понятно. Заведомо закладывать в программу или учебник второстепенность значительной части учебного материала неправильно. Последствия могут быть непредсказуемыми. Но и делать вид, что такой проблемы нет, тоже большая ошибка.

Важно также понимать, что в разных предметах критичность пробелов в знаниях проявляется по-разному.

Предметом, в котором прошлые и новые знания связаны наиболее тесно, является математика. Здесь каждый второй пробел является критичным. Примеров можно приводить множество, но это очевидно любому, кто вспомнит школьные годы и уроки математики.

В русском языке другая проблема. Изучение новых тем постоянно сопровождается необходимостью доказывать, что пройденные правила правописания усвоены хорошо. Сам же материал связан между собой меньше, чем в математике. Вполне можно иметь существенные пробелы в разделе «Словообразование» и с успехом проходить темы раздела «Морфология». Подчеркну, я говорю о школьном варианте курса «Русский язык», а не о науках «Лингвистика», «Языкознание» и др.

Во многих школьных предметах связанность материала присутствует в основном в рамках отдельных разделов. Можно плохо знать раздел физики «Динамика» и получать хорошие оценки при прохождении раздела «Оптика». Чем помогут школьнику знания из ботаники при изучении анатомии человека?

Вывод из вышесказанного я хочу сделать следующий.

К пробелам в знаниях нужно относиться рационально. Критичные пробелы должны устраняться в безусловном порядке. На это нужно направлять все необходимые временные и иные ресурсы. Остальные пробелы – по ситуации. Собирается школьник поступать на филологический факультет? Значит, все пробелы в знаниях по русскому языку следует считать критичными. А вот к пробелам по химии или биологии можно относиться творчески.

Еще несколько важных вопросов. Насколько неизбежны пробелы в знаниях? Можно ли так организовать преподавание, чтобы пробелов не было? Что здесь зависит от учителя, а что от школьника?

Большинство родителей уверены, что пробелы в знаниях их детей – это следствие низкого уровня преподавания в современной школе. Попробую переубедить их и защитить честь современной школы.

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:
- пока не усвоишь материал – дальше не двигаешься;
- время пришло – все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе наша страна, строят школьное образование по второй модели.

Значит, разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях. У кого – больше, у кого – меньше.

С этой проблемой учителя стараются бороться. Но на уроке сделать это практически невозможно. Детей в классе много, пробелы у них разные. Да и к новому материалу постоянно переходить нужно.

Единственная возможность – решать эту проблему за счет самостоятельной работы ребенка. Но и здесь возникает ряд препятствий:
- обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;
- традиционные домашние задания не индивидуальны по своей сути, да и служат они в основном для закрепления только что пройденного материала;
- такая работа требует постоянного мониторинга (либо со стороны специалиста-предметника, либо со стороны родителя, либо при их совместном участии).

Поэтому обвинять школу и учителей в пробелах в знаниях некорректно. Это неизбежное следствие существующей модели организации образовательного процесса. Конечно, хороший учитель отличается от плохого тем, что у его учеников пробелов в знаниях меньше. За счет более интересных и понятных уроков. За счет настойчивости в преодолении ученической лени и хитрости. Иногда за счет дополнительных усилий, чаще всего – не оплачиваемых.

К данной ситуации пока лучше всего подходит поговорка: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Что и демонстрирует родительское сообщество, благодаря которому рынок репетиторских услуг в стране исчисляется огромными суммами.

Традиционное репетиторство сегодня воспринимается в обществе как альтернатива школе. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Школа и репетиторство сегодня органично, но не очень экономично для семьи дополняют друг друга. У учителя нет возможностей для систематического устранения пробелов в знаниях всех своих учеников. Этим занимаются привлеченные репетиторы. Но ни один репетитор не занимается обучением с нуля. Он получает подопечного, который в той или иной степени учебный материал проходил.

Именно здесь, на мой взгляд, кроется не раскрытый потенциал использования компьютера в учебном процессе. На этом пути можно выйти на реальное повышение качества обучения при помощи простых и экономичных инструментов.

Если Вы хотите попробовать нашу технологию выявления и устранения пробелов в знаниях, я приглашаю Вас зарегистрироваться на сайте EFFOR.BY.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению