На главнуюНаши публикации. развитие интеллекта

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это активное применение и развитие интеллекта

Насколько важны интеллектуальные способности для успешной учебы? Всегда ли обучение влечет за собой развитие интеллекта? Каким должно быть обучение, чтобы интеллект развивался максимально? Можно ли развивать умственные способности, выполняя специальные упражнения?

Ученые и практики сломали немало копий, пытаясь найти правильные ответы на эти вопросы. Тем не менее, в современной школе важные положения психологической науки учитываются явно недостаточно. В результате школьники упускают самый благодатный возраст для полноценного развития своего интеллекта.

Не вдаваясь в научные дебри, попробуем разобраться в этом вопросе. Ведь нам нужно простое понимание, которое можно воплотить в реальные практические действия.

Вопросами психологии обучения в середине прошлого века занимался известный советский психолог Лев Выготский. В своих работах он описал условия, при которых обучение приобретает реальный развивающий эффект.

По его теории обучение "ведет" за собой развитие. Правильно организованный процесс обучения улучшает интеллектуальные способности ребенка, заложенные природой. Однако развивающим Выготский считал только то обучение, которое протекает в зоне ближайшего развития.

Упрощенно этот термин можно объяснить, рассмотрев три учебные ситуации.

1) Школьник сталкивается с учебным заданием, которое ему в принципе не по силам. Сколько бы он над ним ни сидел, задание не решается. У него просто не хватает знаний.

2) Школьник получает задание, которое не вызывает у него никаких сложностей. Он решает его механически, так как до этого выполнял многократно. Для него это скучная рутинная работа.

3) Школьник пытается решить новое учебное задание. Все необходимые знания для решения у него есть, но с ходу оно не поддается. Не хватает небольшого толчка, озарения, чтобы решение проявилось. Он может прийти к озарению сам, после некоторых усилий. Или получить внешнюю небольшую подсказку (учителя, родителя, компьютера), которая и станет нужным толчком.

По Выготскому именно третья ситуация является типичным примером обучения в зоне ближайшего развития. В результате не только выполняется учебное задание, но и происходят развивающие изменения интеллекта школьника. Поэтому чем чаще школьник попадает во время учебной работы в зону ближайшего развития, тем интенсивнее происходит его развитие.

Отсюда мы можем сделать важный вывод. Полезно не столько количество учебных заданий, которое выполняет школьник, сколько их качество. Под качеством понимается уместность предъявления конкретного задания в данный момент времени.

К сожалению, в классно-урочной системе сложно организовать работу в зоне ближайшего развития для всех учеников. Кому-то на уроке скучно, потому-что на понимание тратится всего несколько минут. Кому-то скучно, потому-что понять происходящее он не может из-за быстрого темпа и недостатка знаний. Традиционные домашние задания развивающую функцию выполняют далеко не всегда.

Хочется отметить, что обучение в зоне ближайшего развития тесно связано с пробелами в знаниях (читайте предыдущую публикацию). Зона ближайшего развития, как и карта пробелов в знаниях, у каждого своя. При этом устранение пробелов в знаниях – отличный пример развивающего обучения.

Поэтому развитие школьника значительно ускоряется при индивидуализации обучения. И без использования современных компьютерных технологий в этом вопросе не обойтись. Разве что с начальной школы начинать тратить серьезные средства на репетиторов.

Еще я бы хотел затронуть вопрос использования для развития интеллекта специальных упражнений.

Здесь тоже существуют несколько точек зрения. Одни ученые считают, что заложенные природой интеллектуальные способности улучшить практически невозможно. Другие уверены, что с помощью специальных интенсивных тренировок интеллект можно развить очень серьезно. Вполне правдоподобных аргументов хватает с обеих сторон. Разобраться в них практически невозможно, так как о работе мозга ученые пока знают явно недостаточно. Остается полагаться на опыт и здравый смысл.

Достаточно уверенно, на мой взгляд, можно говорить о следующем.

1. При помощи специальных упражнений можно развивать умение решать конкретные задачи, которые принято относить к развивающему типу. Например, в тестах IQ широко используются анаграммы – задания, в которых из комбинации букв нужно составить слово. С помощью системы подобных заданий можно значительно увеличить скорость их выполнения.

2. Настоящие развивающие задачи не имеют четкого алгоритма решения. Именно поэтому их нельзя выполнять автоматически. Сколько бы анаграмм человек не решил, над каждой новой нужно думать (работать в зоне ближайшего развития).

3. При систематическом выполнении развивающих заданий в мозгу вырабатываются новые, закрепляются и усиливаются существующие конструкции. Эти конструкции впоследствии обеспечивают выполнение аналогичных и схожих умственных действий. Например, решение анаграмм хорошо расширяет возможности использования словарного запаса в повседневной жизни. Развивающие задания на числовые комбинации помогают научиться анализировать большие числовые массивы, находить в них связи и закономерности.

4. Выполнение развивающих упражнений является великолепной интеллектуальной гимнастикой. Такая гимнастика позволяет держать интеллект в постоянном тонусе, продлевает активную интеллектуальную жизнь.

При разработке образовательной платформы EFFOR.BY мы постарались учесть все вышесказанное. Для всех возрастных категорий разработаны онлайн тренинги для развития воображения, памяти, логического мышления, математического, вербального и невербального интеллекта. Создана уникальная комплексная система подготовки к сдаче тестов IQ. Предлагаю посетить наш сайт и познакомиться с этими возможностями.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению