На главнуюНаши публикации. закон Парето

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это применение закона Парето (правила 80 на 20)

Можно ли считать нормальной ситуацию, когда большинство взрослых помнят не более 20% того, чему их учили в школе? Это свидетельство низкого качества образования? Или это проявление универсального закона, с которым невозможно бороться?

Закон Парето – это универсальное эмпирическое правило. Другое его название «правило 80 на 20». Закон назван в честь итальянского инженера, экономиста и социолога Вильфредо Парето (1848-1923). Чаще всего закон формулируют так:

20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата.

В такой трактовке закон Парето часто используют в программах подготовки различных специалистов, в первую очередь, менеджеров. Его рекомендуют как инструмент для повышения эффективности профессиональной деятельности. Правильно выбрав минимум самых важных задач, сосредоточившись на их выполнении, можно получить значительную часть от ожидаемого конечного результата. При этом часто дальнейшие усилия малоэффективны и существенно результат не меняют. Также закон Парето является неотъемлемой частью всех методик, с помощью которых людей учат управлять своим временем.

Правило 80 на 20 носит универсальный характер. Его часто применяют для самых разных ситуаций. Приведу несколько известных, недоказуемых, но интуитивно принимаемых вариантов:
20 % людей владеют 80 % богатств, а остальные 80 % людей – лишь 20 % (именно такие данные получил Парето при статистическом анализе итальянских домохозяйств).
20 % людей используют 80 % возможностей редактора MS Word, а остальные 80 % людей – лишь 20 %.
20 % книг читают 80 % читателей, а на остальные 80 % написанных книг приходятся 20 % читателей.
20 % земной территории содержит 80 % запасов полезных ископаемых, а остальные 80 % территории – лишь 20 %.

Читатель и сам может продолжить этот список, придумав примеры подобного распределения.

Приводимые в законе цифры приблизительны. Ингода распределение бывает и более жестким: 10 на 90 или даже 5 на 95. Так сегодня во многих странах распределение богатства ближе к последним значениям.

Тема нашей серии – школьное образование. Поэтому попробуем применить закон Парето в этом направлении.

Приведенное в начале статьи распределение (про знания, которые остались в наших головах после школы) – хороший пример проявления правила 80 на 20.

А вот еще одна формулировка (сокращенная):

80% людей используют после школы только 20% оставшихся в голове знаний.

Эту мысль в том или ином виде мы не раз повторяли себе и своим знакомым. «И зачем только меня этому учили!?» – восклицаем мы во время острых дискуссий на кухне.

Пойдем дальше. Еще формулировка (тоже сокращенная):

Лишь 20% пройденного ранее учебного материала нужно для усвоения основной части новых знаний.

Простой поясняющий пример. Школьника научили считать в начальных классах. Этим умением он пользуется практически на каждом уроке математики вплоть до выпуска из школы, а также на многих других уроках.

Еще одно утверждение, помогающее критическому осмыслению ситуации в современной школе:

20% учебных усилий оставили у школьника в голове 80 % знаний и умений, 80% учебных усилий – лишь 20 %.

Спорить с приведенными формулировками достаточно сложно. Здравый смысл и наш жизненный опыт – за них. Но что из всего этого следует? Какой вывод нам сделать? Как закон Парето использовать для улучшения учебы наших детей?

Закон Парето часто критикуют, предупреждая о недопустимости механического подхода к принятию решений на его основе. Это правильно и особо верно для такой тонкой сферы, как школьное образование.

Наверное, самое глупое, что можно предложить, звучит так: «Давайте пересмотрим школьную учебную программу и оставим в ней лишь 20 % действительно нужного учебного материала!» Ни к чему хорошему это не приведет – уровень школьного образования упадет в разы.

Не менее глупо полностью игнорировать правило 80 на 20, утверждая, что его проявлений в системе образования нет и быть не может. Правда, никто пока так не утверждает. Просто пока об этом никто не думает и не говорит.

Для нашей темы важно следующее. Учет закона Парето помогает концентрироваться на главном любому работнику в любой сфере деятельности. Как мы выяснили раньше, учеба в школе – тоже работа, а школьник – пример работника умственного труда. Поэтому я бы сформулировал такие практические советы.

Школьникам средних и старших классов нужно обязательно рассказать о правиле 80 на 20 в его классической формулировке. Чем раньше они научатся выделять в своей жизни главное, тем успешнее она будет.

Учащимся старших классов нужно задуматься, какие 20% школьных знаний наиболее пригодятся им в дальнейшей жизни. И 80% учебных усилий направить на их усвоение. В идеале было бы неплохо, если бы работодатели сформировали для каждой популярной специальности перечень наиболее важных школьных знаний и умений.

Родителям стоит заранее, а не только в выпускных классах, позаботиться о помощи своему ребенку по выделению и усвоению наиболее важных знаний, умений и навыков.

В то же время учителя и родители должны быть готовы грамотно дискутировать на эту тему с наиболее умными и ехидными детьми. Такой умник вполне способен найти в Интернете примеры применения закона Парето в образовании и начать задавать неудобные вопросы. Или, еще хуже, вслух он их задавать не будет. Просто выводы для себя сделает – и совершенно неправильные.

Вот три главных аргумента для такой дискуссии.

1. Докажи, что ты научился на деле эффективно применять закон Парето, а потом рассуждай о том, что вот именно это тебе учить не обязательно.

2. Обучение в школе направлено не только на приобретение знаний, но и на интеллектуальное развитие. Без решения учебных задач развитие невозможно.

3. Современный человек должен быть хорошо образован. Кто-то из великих философов сформулировал это так: «Понемногу обо всем, все о немногом». Все о немногом – это концентрация на том, что нужно в выбранной профессии. Понемногу обо всем – это эрудиция, которая обязательно понадобится. Удачно вставленная во время важных переговоров умная фраза может изменить их ход. Глупая ошибка (типа Ирак – это столица Ирана) может поставить крест на дальнейшей карьере.

Система школьного образования могла бы разработать механизмы, помогающие семье учитывать принцип 80 на 20. Например, ввести в конце года в каждой параллели по ключевым предметам письменный экзамен с жесткими временными ограничениями, включающий только наиболее значимые умения и навыки.

Образовательная платформа EFFOR.BY помогает способным школьникам освоить принцип 80 на 20. Тем самым улучшая их учебу и повышая ее эффективность при сравнимых усилиях и временных затратах.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению