На главнуюНаши публикации. прочные знания

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это прочные знания при экономии усилий и времени

Все мы на собственном опыте многократно убеждались: знания и прочные знания – это две большие разницы.

Мы не удивляемся, когда от прочитанного через месяц остаются лишь смутные воспоминания. И еще легкое сожаление: «Я же это вроде помнил и знал недавно!»

Зато удивляемся, когда ребенок в очередной раз просит объяснить, как решается задача на движение. «Это же элементарно! Я тебе это уже объяснял!» – восклицаем мы в раздражении. И ведь действительно – две недели назад он подходил к нам с тем же вопросом. Задача действительно элементарная, а ребенок у нас не глупый. Поэтому, как и две недели назад, объяснение занимает меньше минуты. Все расходятся довольные собой. Через две недели ситуация повторяется.

Пример с задачей на движение не выдуманный. Многие родители учащихся 4-х классов это подтвердят. Он наилучшим образом характеризует проблемы, которые появились в нашей школе в последние десятилетия. Началось все, когда одна народная мудрость (она же – один из столпов советской школы) была похоронена под реформаторским валом, захлестнувшим школьное образование в конце 80-х годов прошлого века. Мудрость простая и всем нам известная: «Повторение – мать учения!»

В одной из предыдущих заметок я писал о том, что процесс обучения должен учитывать психологию формирования и развития интеллекта. Речь в ней шла об условиях, которые при обучении обеспечивают наилучшее развитие. Теперь пришло время поговорить о том, как работает наша память. Как это учитывать, и что бывает, если закономерности запоминания игнорируются.

Есть простой и наглядный опыт, который любой взрослый может провести за пять минут. Попросите своих знакомых запомнить семизначный телефонный номер. Дайте им на это 30 секунд. Проверьте – все запомнили без проблем. Предложите запомнить еще один номер и снова проверьте. Запомнили!. Повторите то же самое в третий раз. Запомнили! Потом попросите повторить первый номер. Увы, с вероятностью 99% никто первый номер не повторит. Второй – скорее всего тоже будет забыт. А через час большинство не повторит и последний номер.

Расскажу еще об одном эксперименте, который проводился в советской школе. Два примерно равных по составу класса посетили урок математики, на котором проходилась новая тема. Затем один класс час играл на школьной спортплощадке (им сказали, что у них нет урока). А второй класс пошел на урок русского языка, где тоже объяснялся новый материал. Потом сразу в каждом классе был проведен контрольный опрос по новой теме урока математики. Угадайте с трех раз, какой класс показал лучшие результаты. Естественно, тот, который после математики играл на спортплощадке.

Оба эксперимента подтверждают одно и то же. Их результаты можно объяснить одними и теми же свойствами человеческой памяти и механизмами запоминания. Только они почему-то малоизвестны в педагогической среде.

Любая новая информация сразу попадает в оперативную память человека. По объему это очень ограниченная память. Обычный человек может удерживать в ней одновременно около 7 объектов. Например, семизначный номер запоминается гораздо легче, чем девятизначный. В то же время разницы в запоминании номеров из двух, трех и четырех цифр практически нет.

Далее судьба новой информации, попавшей в оперативную память, такова. Она либо улетучивается в никуда (как первый телефонный номер в опыте), либо попадает в краткосрочную память и временно там закрепляется.

Для перевода новой информации в краткосрочную память нужно выполнение нескольких условий. Во-первых, информация в оперативной памяти должна находиться несколько минут (3-5 минут для обычного человека). За это время ее не должна вытеснять из оперативной памяти другая информация. Во-вторых, новая информация переводится в краткосрочную память тем быстрее и лучше, чем большими смысловыми связями она обрастает. Именно поэтому так тяжело запомнить надолго телефонный номер Смысловыми связями без специальных методик он обрастать не хочет.

Вернемся к нашему примеру с решением простейшей задачи на движение. Что и как происходит? На уроке учитель первый раз рассказывает ученикам, как найти скорость, если известны расстояние и время. Элементарная информация, всем в классе понятная. Все тянут руку, чтобы решить предложенную задачу (первый телефонный номер). Учитель доволен собой и детьми. Тут же объясняет, как найти расстояние, если известны скорость и время. Всем все понятно, все снова тянут руки, все готовы назвать второй телефонный номер. Потом всем классам не менее успешно решается задача по нахождению времени по расстоянию и скорости (третий номер). Учитель решает, что новая тема усвоена. Все ведь с таким энтузиазмом тянули руки. И предлагает вспомнить и решить задачу на нахождение площади прямоугольника.

Все, финиш. От новых задач в голове учеников остается уверенность, что это очень просто. Еще они помнят, что нужно одно поделить на другое. Или умножить одно на другое. Поэтому дома они пойдут к папе с мамой спрашивать, как найти скорость в домашнем задании.

Самое печальное, что дома в миниатюре повторится неудачный урок. За минуту папа напомнит ребенку, как находить скорость. Ребенок еще пару минут потратит, чтобы записать решение в тетрадь. И приступит к следующему предмету.

Завтра на уроке учительница с удивлением и раздражением будет думать, куда делся лес поднятых рук. В глазах детей она увидит мучительные попытки вспомнить: «Время на расстояние нужно делить или умножать?»

Мы, взрослые, должны всегда помнить: новая тема для обычного школьника – это телефонные номера, между которыми нет связи. Задача учителя – крутить эти номера со всех сторон достаточное время. Они должны обрасти смысловыми связями и перекочевать из оперативной памяти школьника в краткосрочную память.

Совсем грустно становится от того, что под влиянием реформаторов постсоветской школы на уроках стали цениться быстрый темп, постоянная смена содержания и форм подачи материала. Все это усугубляется учебниками, через которые проводятся те же «методические ценности». Вот и получается, что урок, особенно в начальной школе, превращается для учеников в калейдоскоп телефонных номеров. Результаты потом приходится компенсировать дополнительными нагрузками при выполнении домашних заданий.

Проблемы, связанные с запоминанием нового, этим не ограничиваются. Все, наверное, слышали про кривую забывания. Она была получена немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. В ходе его опытов было установлено, что в течение первого часа забывается более половины всей полученной и понятой информации. Через 10 часов в памяти остается не более трети. Далее процесс забывания идет медленно и через месяц в памяти остается около 20 %. Это как раз те знания, которые в итоге попали в долгосрочную память.

Кривую забывания обязательно стоило бы учитывать при повторении пройденного материала. Вот что советуют психологи, если информацию нужно запомнить надолго:
- первое повторение – сразу после получения информации;
- второе повторение – через 20-30 минут после первого повторения;
- третье повторение – через 1 день после второго;
- четвёртое повторение – через 2-3 недели после третьего;
- пятое повторение – через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Если бы при объяснении задач на движение учителя учитывали вышеописанные психологические закономерности. Если бы авторы учебников планировали системы учебных заданий с их учетом. Тогда бы наши дети могли тратить значительно меньше времени на рутинные действия. Пяти-семи типовых задач, решенных в нужной последовательности с правильными промежутками времени, хватило бы для их усвоения большинством учеников. Сейчас их решается суммарно гораздо больше. Только не в самый правильный момент и с весьма сомнительным итоговым результатом.

При разработке образовательной платформы EFFOR.BY мы сделали первые шаги по использованию закономерностей запоминания. Наши учебные тренинги содержат достаточное количество заданий для перевода учебных навыков в краткосрочную память. Имеются специальные средства для быстрого повторения знаний, пройденных ранее. Сейчас мы работает над автоматизацией этих процессов. Она позволит еще больше экономить учебные усилия ребенка при сохранении гарантированного результата. Освободившееся время мы предлагаем направить на факультативные и развивающие курсы.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению