На главнуюНаши публикации. использование информационных технологий

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это широкое использование информационных технологий

Наша цивилизация переживает очередную информационную революцию. Это важно понимать для нашего исследования, так как каждая революция коренным образом влияла на систему образования.

Итак, маленький экскурс в историю.

Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности.

Третья революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания, которое считают одной из первых информационных технологий.

Четвертая связана с изобретением и внедрением средств передачи и распространения информации, таких как телеграф, телефон, радио и телевидение.

Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество изобрело и стало активно использовать вычислительную технику. Сначала это были большие ЭВМ, которые использовались в основном в научных исследованиях, в военной сфере и на крупных производствах. Затем появились их младшие братья – персональные компьютеры, которые постепенно завоевали весь мир.

Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции. Она связана с развитием глобальных компьютерных сетей и интеграцией микропроцессоров в самые разнообразные устройства. Умными функциями наделяется практически все, созданное руками человека. Телефоны, музыкальные проигрыватели, фотоаппараты, квартиры, мебель, бытовые приборы, транспортные средства и многое другое.

Последние две революции в очень короткий по историческим меркам промежуток времени сильно изменили человеческое общество. В обиход прочно вошло словосочетание "информационные технологии". И, как часто бывает, его смысл в общественном сознании постепенно размылся.

Попросите знакомых дать определение этому понятию. В ответ услышите: "Это что-то связанное с компьютерами, информацией, Интернетом". Возразить сложно. Только вряд ли такое определение приблизит нас к пониманию сути явления. А не понимая сути, сложно говорить об эффективном применении.

Слово "технология" имеет греческие корни. В переводе оно означает совокупность приемов и средств обработки материалов для преобразования их в предметы потребления. Ключевыми для дальнейшего понимания являются слова "совокупность приемов и средств обработки".

Поэтому, определяя понятие "информационные технологии", отмечу, что:
- это совокупность
- методов, приемов, способов, алгоритмов,
- а также средств
- для сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Методы, приемы, способы и алгоритмы относятся к деятельности. Они определяют и задают последовательности шагов, которые должны быть выполнены человеком или компьютером.

Средства – это инструменты, при помощи которых такая деятельность осуществляется. К современным средствам информационных технологий относят: аппаратные (железо), программные (софт), коммуникационные (Интернет и другие сети).

По-простому можно сказать так: "Современные информационные технологии – это компьютеры, программы, Интернет и способы решения с их помощью практических задач".

Информационное общество – еще один термин, который прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Углубляться в эту тему я не буду, в нашем контексте это не столь важно. На интуитивном уровне каждый имеет представление, близкое к истине.

Информационное общество – это не хорошо, и не плохо. Оно предоставляет нам множество новых возможностей и выдвигает множество новых угроз. Хотим мы этого или не хотим, нам и нашим детям нужно приспосабливаться к нему. У нас шанс отсидеться в окопах еще есть. Нашим детям такая возможность не представится.

Сегодня эксперты ЮНЕСКО отмечают, что одной из ведущих тенденций в современном мире является его возрастающая изменчивость. Скорость, с которой сегодня вокруг нас меняется мир идей и вещей, не снилась нашим дедам и прадедам. Многие не успевают даже отслеживать новинки, не то, что их осваивать. Подтверждением этому являются оценки психологов и социологов, которые отмечают сегодня существенный рост психических расстройств и стрессов.

Прагматичность современных школьников – наверное, одно из следствий возрастающей изменчивости. Нашим детям тоже приходится постоянно выбирать значимые знания и умения, так как на все не хватает времени.

Чтобы нормально жить в информационном обществе человек должен владеть элементарной компьютерной грамотностью. С этим у нас более-менее ситуация стабилизировалась. Компьютеры проникли в каждый дом и на бытовом уровне применяются успешно. Слушать музыку и смотреть видео, играть, общаться в социальных сетях, узнавать курсы валют и прогноз погоды, читать новости могут многие.

Пятнадцать-двадцать лет назад это было круто. Сегодня, чтобы стать успешным, компьютерной грамотности недостаточно. Современный человек должен обладать информационной культурой.

Информационный поток, который обрушивается на наши головы, постоянно растет. Следовательно, возрастает роль систематизации, классификации и фильтрации информации. Придумать универсальные схемы на все случаи жизни невозможно, поэтому человека нужно учить общим подходам. Компьютер при этом должен стать ускорителем учебных процессов, ограничителем от информационного мусора, оптимизатором нагрузок, помощником-референтом в планировании жизни, консультантом по всем вопросам. Это одна грань информационной культуры

Еще одна грань – умение решать с помощью компьютера прикладные практические задачи общего назначения. Заказать доставку продуктов через Интернет, оплатить на сайте коммунальные услуги – перечень можно продолжать и продолжать.

И третья грань – профессиональные информационные компетенции. В каждой профессии они свои, их роль постоянно возрастает. При этом информационные технологии захватывают все новые, казалось бы, далекие от компьютера сферы человеческой деятельности.

Возвращаемся к нашей основной теме – к хорошей учебе современного школьника. Я убежден, что домашний компьютер и личный планшет должны стать повседневными инструментами обучения. Инструментами эффективными, позволяющими повышать результативность учебы при одновременном снижении временных затрат. Это необходимое условие для того, чтобы учеба школьника стала действительно хорошей. Это важнейший фактор его будущего успеха и оптимальной адаптации в сложном современном мире.

Проект EFFOR.BY – это наш вклад в формирование информационной культуры белорусских школьников. И мы надеемся на его результативность.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению