На главнуюНаши публикации. правильный контроль

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это контроль, не дающий проблемам расти как снежный ком

Правильный контроль – это оборотная сторона правильной мотивации.

К сожалению, ученики начальных и средних классов в подавляющем большинстве не могут похвастаться способностью к нормальному самоконтролю. В начальных классах им не хватает умений. В средних классах – переходный возраст и слишком много вокруг соблазнов. Без внешнего контроля школьники быстро начинают забывать свои обязанности. Они начинают придумывать сотни способов, как и почему сейчас лучше развлекаться, чем учиться. Это нормальное свойство детской психики, бороться с ним бессмысленно. Его нужно учитывать и соответственно строить нашу, взрослую, политику.

Первым и главным критерием, которым родители руководствуются в своей жизни, являются школьные отметки. В любой семье, так или иначе, явно или не явно устанавливается внутрисемейный приемлемый стандарт для школьных отметок. Кто-то рассуждает так: «Нет 2 и 3 за четверть – нет и серьезных оснований для беспокойства». Кто-то выделяет самые важные предметы и говорит своему чаду: «По математике и английскому за четверть не ниже 8, а по остальным предметам – не ниже 7». Для кого-то любая 8 за четверть – повод для трагедии.

Контролировать школьные отметки с одной стороны легко. Но возникает и целый ряд проблем для озабоченных родителей.

Во-первых, а что означают текущие отметки по предмету: 7, 9, 8, 6, 8? За четверть будет 7 или 8? Нужно принимать меры, или все идет нормально? Когда же выясняется, что учитель-предметник все-таки поставил за четверть 7, меры принимать поздно.

Эти сомнения может снять электронный дневник. В него обязательно нужно встроить возможность прогнозировать будущую четвертную отметку. Тогда родитель легко сможет определить момент, когда ему нужно вмешаться. Своевременное вмешательство, оперативная помощь или корректировка мотивации помогут получить ожидаемые семьей четвертные отметки. Следовательно, существенно снизить недовольство родителей школой и учителями.

Во-вторых, всегда остаются сомнения, соответствует ли поставленная отметка реальным знаниям ребенка? Нет независимых объективных критериев для такой оценки. Вернее, они есть, но только в 11-м классе. Можно пройти репетиционное тестирование и узнать, что набранные по предмету 40 баллов – это очень даже неплохо и примерно соответствуют школьной 7. Правда, в соседней гимназии это говорят про 50 набранных баллов. А в соседней школе – про 30.

В-третьих, десятибалльная система (действует, например, в Беларуси) для родителей, которых учили по пятибалльной системе, запутала все окончательно. 8 по предмету – это хорошо или отлично? 3 по предмету – эту катастрофа или просто посредственный результат?

Оперируя в жизни четырехбалльной шкалой оценивания (плохо, посредственно, хорошо, отлично), использовать для контроля школьные отметки очень сложно. Слишком зыбкие границы между плохо и посредственно, между отлично и хорошо. Как следствие – слабо работают механизмы мотивации, основанные только на школьных отметках.

Чтобы исправить ситуацию, на мой взгляд, нужно создать независимые объективные инструменты для оценки качества знаний школьников. Такие инструменты должны быть доступны семье. Независимо от того, хочет этого школа, или нет. Такие инструменты должны быть разработаны по всем основным предметам для всех параллелей. Понятно, что они могут быть основаны только на современных информационных технологиях, способных обеспечить максимальную доступность и непредвзятость.

Предположим, такие инструменты появились. Как же их использовать? Какова должна быть периодичность контроля? Как не превратить жизнь школьника в постоянный предэкзаменационный стресс?

Существует интересный и перспективный поход к организации контроля. Он работает в любой сфере, не только в образовании. Суть его заключается в следующем:
1) Мы контролируем результаты, отслеживая их отклонение от заданных значений.
2) Только в случае, если результаты отклоняются, мы начинаем контролировать процесс.

Например, мы считаем, что по математике за четверть школьник должен получать 9 или 10, а по остальным предметам – оценки не ниже 7. Пока это происходит, мы в процесс его учебы не вмешиваемся. Как только результаты становятся хуже, мы начинаем вникать в проблемы. Придумываем новые механизмы мотивации, привлекаем дополнительную помощь.

Это правильный подход для более-менее самостоятельных детей, способных к самоорганизации. Важно, что он помогает развивать в ребенке самостоятельность.

Такие дети есть уже в 3-4 классах начальной школы. В 5-7 классах на такую модель контроля следует переводить большинство школьников. Начиная с 8-го класса, она становится единственно возможной работающей моделью.

Другая модель контроля, предполагающая постоянный мониторинг процесса обучения (что учил, когда учил, сколько на это потратил времени), допустима в 1-2 классах. В дальнейшем ее реализации сталкивается с целым рядом трудноразрешимых проблем.

Во-первых, обычные родители плохо помнят школьный материал, чтобы постоянно помогать своим детям. Начиная с 5 класса, возникают проблемы. Уже в 7 классе квалифицированную помощь могут оказать единицы из нас.

Во-вторых, обычный родитель не готов тратить на занятия со своим ребенком значительное время. Взрослые, как правило, заняты и после работы хотят отдохнуть.

Подводя итог, я хотел бы акцентировать внимание на нескольких важных моментах.

1) Нужно четко определить критерии, по которым Вы будете определять, насколько успешным можно считать текущий процесс обучения ребенка.

2) Желательно, чтобы это было сочетание количественных критериев (школьные отметки) и качественных критериев (показатели выполнения специальных диагностических тестов).

3) Ребенка нужно постоянно приучать к самоконтролю. Ему должно быть выгодно самостоятельно отслеживать результаты и устранять отклонения, не доводя дело до разборок с родителями.

4) На первых этапах можно и нужно контролировать процесс обучения. В начальных классах – вникая в содержание учебного материала. В средних и старших классах можно контролировать просто время учебной работы. Если ситуация с учебой запущенная, сначала нужно просто приучить школьника хотя бы немного заниматься ликвидацией наиболее значимых пробелов в знаниях.

Инструменты контроля хода и результатов обучения являются важной особенностью образовательной платформы EFFOR.BY. В сочетании с инструментами мотивации они позволяют семье выстроить работающую систему самообразования школьника.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению