На главнуюНаши публикации. самостоятельность, а не знания с ложечки

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это самостоятельность, а не знания с ложечки

Нужна ли в современном обществе скорая медицинская помощь? Глупый вопрос, скажет читатель, и будет прав. Но он тут же добавит, что до вызова скорой помощи лучше не доводить. Лучше вовремя проходить обследования и слушаться советов врачей.

Самый грамотный и знающий читатель уверенно объявит правильной другую концепцию. Он скажет: «До врачей лучше вообще дело не доводить. Нужно вести здоровый образ жизни, много двигаться, правильно питаться, закаливаться. Тогда свидания с врачами и аптеками можно свести к минимуму».

Любой здравомыслящий человек против этой концепции принципиально возражать не будет. Правда, сославшись на нервную работу и прочие сторонние факторы, большинство откажется ее принимать как руководство к действию. Она слишком сложна и непривычна в реализации для современного человека. Проще укреплять (подпирать!) здоровье таблетками.

Очень похожая ситуация сложилась сегодня в школьном образовании. Аналогии – налицо, их даже искать не нужно.

Нормальный здоровый образ жизни (в умственном плане) обычный школьник не ведет. На уроке что понял, то и хорошо. Что не понял – ну и ладно, рассосется как-нибудь. Домашние задания тоже без особого напряжения выполняются. В младших классах сразу к папе с мамой – помогите, объясните! В средних и старших классах к товарищам – дайте кто-нибудь списать.

Учеба (здоровье) становится все хуже. Пробелы (болячки) накапливаются. Одни родители сразу бьют тревогу и бегут к врачам (репетиторам). Кстати, социологи отмечают в последнее десятилетие стремительный рост репетиторства в начальных классах. Большинство семей не имеют таких доходов, чтобы постоянно лечиться (учиться) в частных заведениях и у частных специалистов.

К выпускному классу ситуация со здоровьем (школьными знаниями) окончательно обостряется. Для успешной сдачи ЕГЭ их не хватает. Тогда семья вынуждена обращаться в частную скорую помощь. Репетиторы по своим методикам ускоренно готовят школьника к итоговым испытаниям (латают здоровье).

К сожалению, совсем не утрирована нарисованная картина. Так оно и есть. И тенденция такова, что ситуация постепенно усугубляется. Современные люди становятся физически все менее здоровыми. А современные школьники становятся все менее самостоятельными в получении знаний.

В описанных выше ситуациях прослеживается еще одна аналогия. Неприятная для нас с вами, товарищи взрослые. Мы категорически не желаем тратить свое драгоценное время на контрастный душ, 15-минутную зарядку и ежедневную прогулку. Мы категорически не готовы отказаться от любимой пищи, вредной в таких количествах. И мы с той же категоричностью не желаем уделить время для реальной помощи своим детям.

Мне возразят: «Но я же помогаю ребенку решить задачу, когда он ко мне обращается!» Да помогаете. А еще два-три раза в месяц делаете зарядку и от случая к случаю выходите на прогулку. Эффект примерно одинаковый.

Еще два слова про озабоченных мам учеников 1-2 классов, которые сидят с ними и делают вместе уроки. В разумных пределах – это как научить ребенка ходить. Нужно дать ему пальчик, чтобы он ухватился за него, помогать делать первые шаги. Теперь представьте, что с ним будет, если он ходить уже умеет, а мама все время рядом и держит его за ручку.

Приведенные аналогии помогают найти правильный выход и дать нужные советы. Вокруг здорового образа жизни, положительной и отрицательной роли врачей, аптек и фармацевтических гигантов написано множество статей. Их можно использовать, так как мотивация, психология поведения в обоих случаях схожие.

У обычного человека явно недостаточно знаний и правильных представлений о здоровом образе жизни. Точно также, обычный родитель не представляет, как помочь ребенку лучше учиться, стать в учебе самостоятельным. Научные, околонаучные и просто заумные рассуждения не помогают. И там и там будут работать простые понятные схемы действий. Именно поэтому так популярны диеты, хотя от многих больше вреда, чем пользы.

Помощь родителей своим детям должна быть минимальна по временным затратам. Современный родитель действительно ведет напряженный образ жизни и реально не готов тратить много времени. Ни на многочасовые оздоровительные занятия. Ни на постоянное участие в учебных делах ребенка. И любая попытка посягнуть на значительную часть его свободного времени окончится неудачей. Это нужно признать и принять как данность.

Но тут интересно и важно другое. Помощь в том, чтобы ребенок стал самостоятельным, по определению не должна быть затратной по времени. При этом по мере продвижения к цели временные затраты должны снижаться.

О том, почему самостоятельность в обучении так важна, будет идти речь в следующей заметке из серии «Хорошая учеба – это …».

Уточню свою позицию по традиционному репетиторству.

Я ни в коем случае не отрицаю его необходимость и полезность. Опять же, опираясь на выше приведенные аналогии.

Во-первых, и здоровье, и учебу можно запустить так, что без внешней помощи не обойтись. В этом случае путь к самостоятельности ученика нужно начинать с привлечения специалистов-предметников. Но в форсированном режиме и на относительно короткий срок.

Во-вторых, бывают ситуации, когда самому здоровому человеку (самому умному и самостоятельному школьнику) нужна внешняя помощь. У здорового человека может заболеть зуб. Способному школьнику нужно готовиться в олимпиаде. В обоих случаях нужна дополнительная помощь специалиста.

Поэтому репетиторские услуги на рынке нужны. Но их объем сегодня явно завышен. В наших, родительских, интересах минимизировать потребности семьи в таких услугах за счет самостоятельности ребенка.

И в завершении несколько соображений о роли учителя. Как говорят в таких случаях, это моя точка зрения и я ее никому не навязываю.

Двадцать лет назад я был школьным учителем математики и даже имел высшую категорию. Для тридцатилетнего учителя даже в те реформаторские годы неплохой результат. По крайней мере, он дает мне моральное право на некоторые оценки и суждения.

Очень кратко и схематично моя позиция по роли школьного учителя в современном мире выглядит так. Это в первую очередь ОРГАНИЗАТОР процесса обучения своих учеников. Не только на уроке, но и дома. Его главная задача – помочь школьнику встроить предмет в индивидуальную модель самообразования. С правильно поставленными целями, алгоритмами их реализации, инструментами контроля и самоконтроля. При необходимости оказать индивидуальную помощь, когда самообучение будет буксовать. Естественно, при наличии встречного желания со стороны ученика.

Организаторские способности гораздо важнее умения красиво рассказывать новый материал. При современных информационно-коммуникационных технологиях красивая подача новой темы – не такая большая проблема. Способность увлечь детей своим предметом – вообще палка о двух концах. Если учитель имеет такую способность и упивается ею, он вполне может натворить немало бед. Правда современные школьники более практичны, чем были мы. Они вряд ли побегут поступать на филологический факультет из-за яркого любимого учителя русского языка и литературы.

При разработке образовательной платформы EFFOR.BY мы всегда держали в голове необходимость привлечения и приучения школьника к самостоятельной работе. Насколько это получилось – решать нашим пользователям.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению