На главнуюНаши публикации. гордость за свои учебные достижения

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это гордость за свои учебные достижения

В последние два десятилетия в массовом сознании незаметно произошла очень неприятная подмена. В школах практически исчез ярлык «зубрила», сменившись ярлыком «ботаник».

В советские времена зубрилами называли тех, кто старался добросовестно выполнять ВСЕ задания учителей по ВСЕМ предметам. К зубрилам не относили тех, кто был увлечен предметом, кто успешно выступал на олимпиадах, кто просто хорошо учился, не прилагая особых усилий.

Сегодня в школе ботаник – это ученик, который много знает и/или много учит. Увлечен школьник предметом и занимается им сверх школьной программы – он ботаник. Изучает школьник интенсивно предмет, который ему понадобится в будущей карьере – он ботаник. Знает ответы на все вопросы и играет в «Что? Где? Когда?» – ботаник. Добросовестно зубрит все, что задали в школе, – тоже ботаник.

Понятно, что каждый зубрила – это ботаник. Но многие нынешние ботаники зубрилами не являются.

Среднестатистический советский школьник не любил зубрил. Их часто ставили в пример на родительских собраниях. А после собрания родители транслировали примеры своим непутевым чадам, которым это совсем не нравилось. В каком-то смысле отрицательное отношение к зубрилам носило положительный характер. Способные школьники бравировали тем, что достигают тех же результатов с минимальными усилиями. Неосознанно они учились на деле применять закон Парето.

Сегодня среднестатистический школьник с презрением отзывается о ботаниках. К чему это приводит? Можно ли в таком отношении найти положительный социальный эффект? К сожалению, социальные последствия такой подмены носят, на мой взгляд, катастрофический характер.

Толковые ребята с хорошими способностями бравируют тем, что мало знают. У многих обвинение «Ты что, ботаник?» подрывает любое желание чему-то научиться. Даже если это нравится. Даже если это будет необходимо для уже выбранной профессии. Престиж знаний как таковых, к сожалению, падает.

Не помогают рассказы родителей о том, как важно хорошо учиться в школе. Дети им просто не верят. Об этом я уже писал в одном из прошлых материалов.

Современный школьный учитель тоже не может донести правильное отношение к знаниям до своих учеников. Канули в лету те времена, когда слово школьного учителя с трепетом слушали ученики и их родители. Сто лет назад так было сплошь и рядом. Сегодня – это стало большой редкостью. Когда-то школьный учитель был всеми уважаемым и неплохо обеспеченным человеком. Сегодня его клюют со всех сторон, нагружают горами бумажек. При этом постоянно говорят о необходимости повысить его социальный статус и зарплату.

Кто-то может сказать, что ничего страшного в этом нет. Категорически не соглашусь. Престижность школьных знаний и учебных успехов – это единственная возможность для быстрого и значительного повышения качества школьного образования. Доказательства? Пожалуйста!

К началу 30-х годов XX века СССР отставал от ведущих капиталистических держав на 50 лет (публичная оценка Сталина). Ускоренная индустриализация позволила сократить до минимума это отставание всего за 10 лет. В результате мы победили в войне, первыми вышли в космос, на равных с Западом развивали фундаментальную науку.

Все это было бы невозможно без коренного преобразования общеобразовательной школы, которое началось в СССР в 20-е годы.

Качество школьного образования определяется в первую очередь не материальным обеспечением, не передовыми методиками и даже не квалификацией преподавателей. В наибольшей степени оно зависит от отношения школьников к обучению, от их мотивации, от стремления к знаниям (не к оценкам!), от нацеленности на самообразование.

В школах времен первых пятилеток царил культ знаний. И при плохих материальных условиях результаты были впечатляющими. В послевоенные годы школьники мечтали быть врачами, учеными, космонавтами. В полуразрушенной стране качество школьного образования было лучше, чем в процветающих Соединенных Штатах Америки.

Именно утрата правильного духа приводит к постепенному падению качества школьного образования, несмотря на все современные средства обучения и передовые методики. Снижения квалификации учительства лишь усугубляет проблему.

Это явление началось в СССР еще в застойный период. Оно продолжается и усугубляется в странах СНГ до сих пор. Это явление в самых ярких красках проявляется в некоторых странах Запада. Те же США имеют сегодня одну из самых слабых систем школьного образования. В замечательном интервью академик Арнольд приводит просто потрясающие примеры примитивности школьного образования самой могущественной мировой державы. Правда, они на уровне государственной политики компенсируют это лучшей в мире системой высшего образования, кадры для которой набираются по всему миру. Ни у нас, ни у наших соседей такой возможности нет.

Обратный пример – страны Юго-Восточной Азии, мировые лидеры в области реального качества школьного образования. Это качество измеряется не количеством метров учебных помещений на одного ученика. И не количеством учеников на 1 школьный компьютер. Оно подтверждается результатами поступления в ведущие университеты мира, где местные выпускники не выдерживают конкуренции с китайцами, корейцами, японцами. Оно подтверждается постепенным вытеснением с пьедесталов международных олимпиад участников из других стран. Оно подтверждается результатами в международных испытаниях PISA.

Кстати Республика Беларусь так до сих пор и не присоединилась к данному движению. Хотя это единственный на сегодня инструмент независимой оценки качества массового школьного образования на фоне других стран. Наши основные партнеры Россия и Казахстан давно пошли на это. Их результаты нельзя назвать удовлетворительными. Но они, по крайней мере, свои болевые точки видят и не прячутся за внешними показателями.

Поэтому сегодня нашей общей задачей является формирование в массовом сознании школьников рационального отношения к обучению. Нужен положительный образ школьника, который знает, чего он хочет в жизни, и умеет своих целей добиваться. В том числе при изучении школьных предметов. Хорошие результаты на ЕГЭ и поступление в ВУЗ – это лишь внешние проявления успешного школьного обучения. Они необходимы, но не достаточны для успешной профессиональной карьеры. Достаточные условия – великолепное владение теми знаниями и умениями из школьной программы, которые понадобятся в будущей профессиональной жизни.

Вторая важнейшая задача – изменение негативного (снисходительно-презрительного) отношения школьников к интеллектуальным занятиям и успехам. Для этого недостаточно красивых слов и отдельных мероприятий. Нужна комплексная система действий, организационные формы, близкие и понятные школьникам.

Такой формой могли бы стать интеллектуальные онлайн-соревнования. Они должны отличаться от традиционных олимпиад. Девиз школьных олимпиад: «Определим лучших!». Девиз массовых онлайн-соревнований: «Дадим каждому возможность показать, что он лучший!»

Построить систему таких соревнований можно только коллективными усилиями государства и бизнеса, родительской и педагогической общественности.

Мы приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству в этом направлении. Сейчас для образовательной платформы EFFOR.BY разрабатываются специальные соревновательные сервисы. С их помощью мы надеемся построить систему интеллектуальных школьных онлайн-турниров и хотя бы немного изменить ситуацию с престижностью знаний в лучшую сторону.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению