На главнуюНаши публикации. первый шаг к интересной и успешной карьере

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это первый шаг к интересной и успешной карьере

Насколько связаны хорошие оценки в школе и успехи в будущей взрослой жизни? На этот вопрос можно услышать самые разные ответы, которые сводятся к следующим утверждениям:
1) Хорошие школьные отметки не являются гарантией успешной профессиональной карьеры.
2) Вокруг множество примеров, когда успешными становятся люди, знаниями и отметками в школе не блиставшие.
3) Но хорошие школьные отметки помогают получить хорошее образование.
4) А человеку с хорошим образованием легче получить перспективную работу.
5) И все-таки успешную карьеру почти всегда сложно объяснить. Это сочетание и удачи, и целого ряда трудноуловимых факторов.

Поэтому папа говорит: «Учись сынок хорошо, это тебе необходимо в жизни!» А у ребенка слова в одно ухо влетели, из второго вылетели. Быстро и неизбежно. Информационный фон вокруг такой, что иного и быть не может.

Беда в том, что под хорошей учебой подавляющее большинство по умолчанию понимает только хорошие школьные отметки. А они как таковые с будущими карьерными успехами действительно связаны слабо. Но если под хорошей учебой понимать все сказанное в предыдущих заметках (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь и девять), то такая связь просматривается гораздо проще.

В этой заметке я попытаюсь такую связь обосновать. Начну с одного мифа, который начал формироваться во второй половине XX века. И настолько прочно укоренился сегодня в массовом сознании, что критических материалов на эту тему практически нет.

Вот его краткое изложение.

Сегодня идет формирование постиндустриального общества. Основой нового общества является экономика знаний. В этой экономике высшее образование является обязательным. Это первая ступенька, необходимое условие, без которого успеха быть не может по определению. Это налагает особые условия на национальные образовательные системы. Они должны перестроиться и соответствовать экономике знаний, если страна хочет быть успешной. Всеобщее высшее образование – это идеал, к которому нужно стремиться. Наши прадеды сделали всеобщим начальное образование. Деды – базовое (8 классов). Отцы – среднее (10 классов). Мы должны добиться идеала. Все на борьбу с безграмотностью! Каждому выпускнику школы – подходящий ВУЗ!

Конечно, я слегка утрировал ситуацию. Но, как мне кажется, не очень сильно.

В реальности нынешняя экономика знаний требует относительно небольшой интеллектуальной элиты (научной, управленческой) и массового работника-исполнителя. Требования к интеллекту, знаниям и компетенциям элиты – высочайшие. Исполнитель же должен владеть узким набором профессиональных и коммуникационных компетенций. Для успеха ему достаточно обычных интеллектуальных способностей и небольшого кругозора. Такими исполнителями сегодня являются ИТ-специалисты, экономисты, менеджеры, маркетологи и прочие продукты современной экономики знаний. Высшее образование для них сокращается до 4 лет. Еще немного, и оно будет мало отличаться от качественного среднего специального образования в хороших колледжах.

С этой точки зрения возрастание роли и массовости высшего образования является, как минимум, спорным. Научную и управленческую элиту качественно готовят в ограниченном числе ВУЗов мира (в основном в США, Великобритании и Франции). Финансирование некоторых из них сравнимо с бюджетами небольших стран. При этом лидерами они остаются во многом (а в США в основном) за счет студентов-иностранцев из Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, СНГ.

В других странах, имеющих хороший образовательный задел (например, в странах СНГ), в основном происходит неоправданный количественный рост высшего образования. В итоге он приводит к ряду отрицательных эффектов, существенно снижающих конкурентоспособность страны. Например, резко снижается мотивация школьников. Поступить в ВУЗ сегодня может любой желающий, а не 30-40% выпускников школ, как в СССР. В то же время стране не хватает квалифицированных рабочих, строителей. И это при том, что зарплаты лучших из них сегодня в разы выше зарплат рядовых офисных сотрудников, выпускников многочисленных ВУЗов.

Как же все эти рассуждения связаны с нашей основной темой – хорошей учебой в школе? Напрямую, если речь идет о хорошей учебе в полноценном смысле.

Напомню тезисное содержание предыдущих заметок. Школьник учится хорошо, если он:
- мотивирован на систематические усилия и конечный результат;
- оперативно выявляет и устраняет критичные пробелы в знаниях;
- максимально развивает свои интеллектуальные способности;
- умеет выделять значимые цели и задачи и концентрироваться на них;
- где нужно, приобретает прочные знания при минимуме усилий;
- за счет внешнего контроля и самоконтроля не дает проблемам накапливаться;
- старается получать знания самостоятельно, не рассчитывая на помощь.

Перечисленные умения и свойства – это, по сути, характеристика любого успешного человека. Кому-то повезло, и жизненные обстоятельства помогли выработать эти умения еще в детском возрасте. Такие люди достигают успеха раньше других. Кто-то всерьез начал работать над собой только после школы. Если не слишком поздно – то и у таких людей хорошие шансы на успех. Кто-то ждет карьерной революции как манны небесной. Как юный Саша Корейко из «Золотого теленка», за каждым углом ожидавший найти кошелек с нужной ему суммой денег. И удивлявшийся, что кошелек все не находится.

Родителям и школьникам нужно понять, что карьерные революции бывают очень редко. Подобные случаи – это исключения, подтверждающие правило. Правило это таково: «Успешная карьера, это эволюция».

Она начинается еще в детском саду, когда маленький человек должен проявлять свои качества в общении со сверстниками и взрослыми.

Потом школа – важнейший этап этой эволюции. Почти окончательно складывается характер. В основном завершается формирование интеллектуальных способностей. Закладывается база знаний, умений и навыков в самых разных предметных областях. Вырабатываются общие умения: ставить цели и достигать их, планировать свою работу и жизнь, выделять главное и существенное, выявлять и устранять проблемы, принимать решения, ставить вопросы и находить на них ответы.

Если в школе у ребенка проявлялись повседневная интеллектуальная и организационная расхлябанность, мало поможет самый престижный ВУЗ. При хороших природных способностях с помощью хороших репетиторов поступить в него возможно. Но вот что дальше? В худшем случае ребенок из него вылетит, когда выяснится, что без внешней помощи учиться не умеет. В лучшем – доучится с горем пополам. При этом ничего, кроме отвращения, к своей будущей специальности он испытывать не будет. Где уж тут об успешной карьере говорить.

Завершить заметку мне бы хотелось двумя важными соображениями.

1) В отличие от США, наша страна просто обязана иметь качественное школьное образование. Нам неоткуда ждать притока интеллектуальной элиты. Наоборот, мы должны готовить ее в избытке, а это значит – готовить со школьной скамьи. В избытке, так как утечку мозгов пока побороть не сможем.

2) Хорошая учеба в школе – это модель не только для интеллектуальной элиты. Эта модель – для ВСЕХ! Главная ее идея – помочь ребенку выжать максимум из того, что заложила в него природа. Хорошая учеба даже при посредственных отметках по многим школьным предметам поможет стать ребенку высококлассным токарем, сантехником, водителем, дизайнером, программистом.

Мы планируем развивать образовательную платформу EFFOR.BY с учетом всего вышесказанного. Идей и планов много. Это и выделение в школьных знаниях и умениях того, что наиболее необходимо для разных профессий. Это и создание специальной среды для организации и проведения интеллектуальных соревнований среди учащейся молодежи. И многое другое.

Перейти к следующей заметке

Перейти к оглавлению