На главнуюНаши публикации. общий успех

Хорошая учёба: заметки для современной семьи (к оглавлению)

Михаил Зеков, руководитель проекта EFFOR.BY

Хорошая учеба – это общий успех семьи, школы, государства, общества и бизнеса

В предыдущих заметках шла речь о том, что нужно понимать под хорошей учебой школьника. Из каких компонентов она складывается. При каких условиях учебу можно считать хорошей. Почему это важно – хорошо учиться. Как хорошая учеба в школьные годы поможет человеку во взрослой жизни.

Завершающая серию статья будет посвящена тому, как сделать хорошую учебу нормой, а не исключением в школьной жизни.

Первое, на чем стоило бы поставить крест, – это дискуссия в стиле «Кто виноват?»

Обвинять во всех грехах и провалах плохих учителей, директоров школ, руководителей системы образования сегодня модно. Такая критика иногда конструктивна и вполне по делу.

Например, отмена несколько лет назад профильного обучения в школах – вопиющий пример чиновничьей недальновидности. Хорошо, что это сегодня признали и спешно пытаются отыграть ситуацию назад.

Другой очевидный и заслуженный объект критики – повальная бюрократизация деятельности учителя. Сегодня за ворохом бумаг ему часто не хватает времени на качественное выполнение основных задач. К сожалению, здесь мы больше видим публичную демагогию и постепенное, год от года, ухудшение ситуации. С бюрократизмом пытаются бороться на всех уровнях. А получается как в анекдоте из жизни информационного общества. Все ожидали, что компьютер сократит количество бумаг. Но с его появлением количество бумаг увеличилось на порядок.

Сразу скажу, что я тоже не представляю, как от этой беды избавиться. Нет тут простых решений, крепко думать нужно. Но для начала было бы неплохо найти бюрократический источник, который стоит за каждой конкретной бумажкой, формой или анкетой из школьной жизни.

В тоже время на систему образования часто валят вину за то, в чем она по большому счету не виновата. Например, в падении интереса к знаниям среди школьников. Это мировая социальная проблема, которую система образования в одиночку никогда не решит. Каких реформаторов и успешных менеджеров туда не поставь.

Еще одна мнимая вина системы образования – падение уровня квалификации школьных учителей. Да и в бюрократизме, если копнуть глубже, вину системы образования можно признать лишь частично. Например, многостраничные анкеты об условиях обучения, которые должны заполнять классные руководители, – это больше инициатива зарождающейся в нашей стране ювенальной юстиции.

Также вредно и неконструктивно обвинить во всем семью. Мол, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Нужны вам прочные школьные знания, милости просим на рынок репетиторских услуг. А не хочет ребенок учиться – так вы ему, товарищи родители, популярно объясните, что он не прав. И меры примите соответствующие. А в школе ему добросовестно расскажут новую тему, дадут возможность потренироваться, поставят потом заслуженную оценку. На этом все, за остальное не уплачено.

Истина здесь не посредине, а совсем даже сбоку.

Во-первых, государство, если оно хочет процветать, а не прозябать в условиях глобальной конкуренции, должно взять на себя существенную часть ответственности. Не только решать кадровые вопросы в системе образования, но и формировать правильный социальный образовательный заказ. Создавать действенные механизмы объективного мониторинга качества обучения на всех ступенях. Проводить общественное обсуждение стратегических инициатив и решений, перспективных инвестиций в системе образования.

Во-вторых, общество должно организоваться для защиты своих кровных интересов. Существуют общественные организации, объединяющие водителей, ИТ-специалистов, инвалидов, учителей истории, владельцев кошек, собак и попугаев, любителей классической музыки и поклонников хип-хопа. И только самая массовая категория граждан никак не консолидирована.

Родители, дедушки и бабушки искренне переживают за будущее своих детей и внуков. Но свою озабоченность и недовольство по этим вопросам высказывают на кухне, в курилке на работе или в лучшем случае в комментариях к полемической статье в Интернете. Думаю, массовое общественное объединение озабоченных родителей смогло бы остановить многие благоглупости, которые то и дело посещают образовательных чиновников и иных государственных людей.

В-третьих, не может оставаться в стороне национальный бизнес. Бессмысленно плакаться о том, что с каждым годом падает качество подготовки выпускников ВУЗов. От постоянного повторения «халва» слаще не станет. Нужно действовать, помогая государству, обществу и системе образования. Хороший пример подает белорусская ИТ-индустрия. Это совместные проекты ведущих ВУЗов и крупных ИТ-компаний по подготовке будущих специалистов. Это проект компании Cisсo по начальной подготовке будущих системных администраторов, запущенный в ряде белорусских школ. Но этого явно недостаточно, должны подключаться ведущие компании и профессиональные ассоциации других отраслей.

В итоге мы видим пять центров принятия решений, которые могли бы объединить свои усилия. Семья, система образования, государственная власть, общество и национальный бизнес. Очень хочется верить, что когда-нибудь это произойдет. Желательно – при нашей жизни.

Выше речь шла о стратегических проблемах, пунктиром были обозначены некоторые пути решения. Это работа не на день для многих озабоченных, понимающих и ответственных людей. Тактической задачей является объединение усилий конкретной семьи и конкретной школы.

Сегодня взаимодействие родителей и школы ограничивается общением посредством ученического дневника, родительскими собраниями, экстренными вызовами в школу, участием в школьных праздниках и торжественных мероприятиях. Еще родительские комитеты берут на себя какую-то часть финансовых расходов. Собирают средства на ремонт, экскурсии, праздники. С учебными проблемами, пробелами в знаниях семья чаще всего вынуждена справляться самостоятельно.

Я бы хотел обозначить две перспективные, на мой взгляд, идеи. Они могут укрепить сотрудничество, принести пользу и семье, и школе.

1) Внедрение электронных классных журналов и электронных дневников. Это, безусловно, полезный и неизбежный процесс. Он сложный, в нем много подводных камней. Спешка и волюнтаризм при реализации подобных решений могут на время дискредитировать идею. Отсутствие необходимых для реализации условий вызовет отторжение в педагогической среде. Тем не менее, иного не дано. Рано или поздно мы к этому придем. Поэтому лучше раньше, но грамотно и подготовлено.

Во-первых, обеспечив каждого учителя индивидуальным устройством для оперативного ввода текущих отметок и домашнего задания. Во-вторых, нормативно закрепив равноценность электронных и бумажных документов.

Внедрение такого проекта в нашей республике (WWW.SCHOOLS.BYБ). Пожелаем участникам успехов, терпения и настойчивости.

2) Развитие на базе школы системы дополнительных образовательных услуг, способных составить конкуренцию традиционному репетиторству. В их основе могут лежать специальные компьютерные технологии, помогающие учителю, школьникам, родителям.

Понятно, что такие услуги должны быть платными. И ничего в этом зазорного нет. На мой взгляд, давно пора отбросить устаревшие представления, которые с пеной у рта защищают некоторые образовательные чиновники. Они твердят, что ни учитель, ни школа не имеют права брать деньги за помощь в усвоении школьной программы. Мол, это аморально и неправильно. Это разлагает школу, толкает учителя на скользкую дорожку.

В современных условиях это полная глупость, а по результатам – явное вредительство. В итоге школа не осваивает и упускает перспективный рынок. Учителя теряют возможность честно и законно подработать. Наши с вами деньги ручейками, речками и полноводными реками текут в репетиторские карманы. И хорошо – если легально, с уплатой соответствующих налогов.

Эти и другие проекты, основанные на современных технологиях информационного общества, должны вывести сотрудничество семьи и школы на новый уровень.

На этом я хочу завершить серию материалов «Хорошая учеба – это …» Она была предназначена для родителей. Надеюсь, она поможет им задуматься о своей роли.

Но ведь современные родители – это и государственные мужи, и общественные деятели, и работники системы образования, и бизнесмены. Поэтому я верю, что шанс на консолидацию и успех у нас есть.

Команда проекта EFFOR.BY будет делать для этого все возможное.

Перейти к оглавлению