На главнуюНаши публикации. Предисловие

Предисловие

Информатизация школьного образования становится сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики во многих странах мира. Думающие политики, чиновники и эксперты системы образования, ведущие представители ИТ-сообщества понимают, что роль образования в современном мире возрастает, и на этот вызов времени нужно отвечать. Для многих становится ясно, что образование в XXI веке должно быть непрерывным, что информатизация – основа его модернизации. На оснащение школ компьютерной техникой, на разработку образовательного программного обеспечения, на их подключение к Интернету расходуются немалые средства.

На полках много книг, посвященных использованию конкретных программных продуктов, в том числе в образовательной практике. Но, к сожалению, информатизация образования как явление в педагогической литературе, а также в литературе, посвященной современным информационным технологиям, представлена недостаточно.

Предлагаемая читателю книга посвящена вопросам информатизации школы, но это не научное и не учебное издание. Это скорее обобщение того опыта, который приобрел автор, более десяти лет занимаясь вопросами разработки, внедрения и применения образовательного программного обеспечения. В первую очередь это опыт информатизации школьного образования города Минска, где последние пять лет прилагаются серьезные усилия по комплексной информатизации столичного образования. Столицей моя работа не ограничивалась, за это время я посетил не менее сотни различных общеобразовательных учебных заведений в разных уголках Беларуси и России. С некоторыми из них мне посчастливилось активно сотрудничать.

Много полезных идей я почерпнул, работая в авторских коллективах, которые создавали программы информатизации системы образования Беларуси и ряда ее регионов. Огромный вклад в мое понимание вопросов информатизации образования внесли дискуссии с моими друзьями – директорами белорусских школ и гимназий, активистами Республиканской организации руководителей общего среднего образования.

В основу книги положены материалы лекции, которую я на протяжении трех последних лет читал в Республиканском центре Интернет-образования. Лекция была всего одна и называлась она "Информатизация школьного образования". За три года таких лекций было прочитано около тридцати. Слушателями в основном были директора школ и гимназий, их заместители, а также специалисты районных отделов образования. Каждая лекция – это сорок слушателей и, в том числе, интересная дискуссия с ними по самым острым и злободневным вопросам. В этих дискуссиях также формировалось мое собственное представление о том, что такое информатизация школьного образования и как ею заниматься. И первая лекция, прочитанная три года назад, совсем не похожа на те лекции, которые я читаю сегодня.

Надеюсь, что в условиях определенного информационного голода, который испытывают руководители школ по вопросам информатизации, книга окажется им полезной. Надеюсь, она будет способствовать их творческой активности и педагогическому поиску. Надеюсь, она поможет им в интересном и перспективном деле – комплексной информатизации своего учебного заведения.

Глава 1. Информационное общество XXI