На главнуюНаши публикации. Глава 1. Информационное общество XXI

Глава 1. Информационное общество XXI

  Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Машины мягко скрипели, пробегая мимо поверженных антилоповцев. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался из стороны в сторону…
Настоящая жизнь пролетала мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями.
- Да, - сказал Остап, - теперь я и сам вижу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"

Информационные революции

Прежде чем говорить об особенностях современного информационного общества, важно понять исторические предпосылки информатизации. В качестве таковых исследователи называют информационные революции. Они принципиально изменяли способы и инструменты сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Информационных революций выделяют шесть.

Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, повысить ее достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения.

Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания, которое многие считают одной из первых информационных технологий.

Четвертая информационная революция началась в ХIХ и закончилась в XX веке. Тогда были изобретены средства передачи и распространения информации, такие как телеграф, телефон, радио и телевидение.

Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество изобрело и стало активно использовать вычислительную технику. Сначала это были большие ЭВМ, которые использовались в основном в научных исследованиях, в военной сфере и на крупных производствах. Затем появились их младшие братья – персональные компьютеры, которые постепенно завоевали весь мир.

Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции. Она связана с развитием глобальных компьютерных сетей. Еще одно ее проявление: интеграция микропроцессоров в самые разнообразные устройства. Некоторые исследователи утверждают, что совсем скоро персональный компьютер как таковой исчезнет. И в то же время его функциями будет наделено практически все, созданное руками человека. Телефоны, музыкальные проигрыватели, фотоаппараты, квартиры, мебель, бытовые приборы, транспортные средства и многое другое. Может быть, тогда мы будем говорить о седьмой информационной революции.

Информационные технологии

Шесть информационных революций изменили общество. В обиход прочно вошло словосочетание: "информационные технологии". И, как всегда бывает в таких случаях, их смысл в общественном сознании постепенно размылся. Попросите Ваших знакомых дать определение этому понятию. Во многих случаях Вы услышите: "Это что-то связанное с компьютерами, информацией и … Интернетом". Возразить сложно, только вряд ли такое определение приблизит нас к пониманию сути информационных технологий.

Слово "технология" имеет греческие корни. В переводе оно означает совокупность методов, приемов и средств обработки сырья, материалов, полуфабрикатов и преобразования их в предметы потребления. Ключевыми для дальнейшего понимания являются слова "совокупность методов, приемов и средств обработки".

Поэтому, определяя понятие "информационные технологии", отмечу, что:
- это совокупность
- методов, приемов, способов, алгоритмов,
- а также средств для сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Методы, приемы, способы и алгоритмы относятся к деятельности. Они определяют и задают последовательность шагов, которые должны быть выполнены человеком или компьютером.

Средства – это инструменты, при помощи которых такая деятельность осуществляется. Средства информационных технологий разделяют на две части: аппаратные и программные.

К аппаратным средствам относят:
- компьютерное оборудование;
- периферийные устройства (принтеры, сканеры, графические планшеты);
- системы мультимедиа (проекционное оборудование, аудиосистемы, Web-камеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры);
- коммуникационное оборудование (модемы, коммутаторы, маршрутизаторы, спутниковые антенны).

Наверное, к последнему типу следует относить и линии передачи данных, в том числе кабельные системы локальных вычислительных сетей.

Программные средства разделяют на системные и прикладные. К системным относят операционные системы, а также сервисные программы, обеспечивающие работоспособность компьютеров и компьютерных систем. Прикладное программное обеспечение предназначено для решения профессиональных задач во всех сферах человеческой деятельности. Это офисные пакеты, программы для работы с графикой и звуком, специализированные компьютерные программы (например, обучающие). К прикладному программному обеспечению относят и инструментальные средства разработки компьютерных программ, баз данных, Интернет-ресурсов.

Самым простым языком можно сказать так: "Информационные технологии – это компьютеры, Интернет, и способы решения с их помощью практических задач".

Есть еще два момента, которые усиливают терминологическую путаницу, связанную с информационными технологиями.

Во-первых, постоянно высказываются соображения о том, что информационные технологии – это понятие более широкое. Оно включает в себя, например, и печатные издания. Поэтому, если подчеркивается компьютерная природа термина, использовать нужно термины "новые информационные технологии" или "современные информационные технологии". Правда в публикациях адептов этого подхода очень часто, примерно с десятой страницы, прилагательные "новые" и "современные" незаметно исчезают. Незаметно и для читателя, и для автора. Соглашаясь с таким подходом в принципе (действительно, согласно нашему определению книга – это, безусловно, тоже информационная технология), будем считать, что соответствующие прилагательные исчезли в нашем тексте после первого же их употребления.

Вторая проблема связана с тем, что сегодня, в период расцвета и развития Интернета, очень хочется подчеркнуть не только информационную, но коммуникационную составляющую происходящих трансформаций. В связи с этим в Европе все чаще используется термин "информационно-коммуникационные технологии", и сокращение ИКТ встречается уже чаще, чем сокращение ИТ. Опять же, я не дискутирую с этим подходом по существу. Действительно, сокращение ИТ появилось еще до шестой информационной революции, и, возможно, его пора расширять. Я просто проявляю определенный (надеюсь, здоровый) консерватизм. Поэтому буду использовать термин "информационные технологии" и сокращение ИТ, подразумевая в том числе ИКТ.

Информационное общество

"Информационное общество" – это еще один термин, который прочно вошел в повседневную жизнь. Грань между информационным и неинформационным обществом пока еще четко не определена. Социологи избегают конкретных критериев, при помощи которых ее можно провести, но на интуитивном уровне каждый из нас имеет об этом представление. По крайней мере, в профессиональных и бытовых дискуссиях мы сегодня легко сравниваем два государства и смело говорим, какое из них подошло ближе к построению информационного общество, а какому еще шагать и шагать.

Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя вполне оправдано. С начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе – к началу ХХ века, третье – уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз. Понятно, что эти оценки носят приблизительный характер, но порядки чисел и тенденции очевидны.

Степень приближения конкретного государства к построению информационного общества можно оценивать также по тому, как развита телекоммуникационная инфраструктура, насколько доступными для жителей являются мировые информационные ресурсы. Как считают многие эксперты, пока качественный Интернет не станет реальностью в каждом населенном пункте, говорить о построении полноценного информационного общества нельзя.

Еще один подход, который можно использовать для оценки, – анализ уровня информационной культуры в обществе. Причем речь идет не только и не столько об оценке уровня подготовки относительно небольшой группы высококвалифицированных специалистов. В данном контексте гораздо важнее общая информационная культура в стране, влияющая не только на профессиональную деятельность специалистов самых разных профессий, но и на их повседневную бытовую деятельность. С этой точки зрения Индия, признанный мировой лидер в области разработки программного обеспечения, является одной из самых отсталых стран. Значительное число ее жителей компьютера никогда не видело.

Для того чтобы пользоваться плодами, которые предоставляет информационное общество, жителям должны быть доступны по цене продукты и услуги ИТ-отрасли. В первую очередь, компьютеры для домашнего пользования и доступ в сеть Интернет. Сегодня можно утверждать, что компьютер практически сравнялся по цене с телевизором. Компьютер б/у, вполне способный решать повседневные задачи, стоит сегодня столько же, сколько стоит телевизор из низшей ценовой ниши. Хороший компьютер и хороший цифровой телевизор стоят также примерно одинаково. Другое дело, что дешевый компьютер, способный проработать хотя бы год, гораздо сложнее купить.

В последнее время большую популярность приобрела тема создания "электронного правительства". Именно с этим направлением связываются перспективы формирования полноценного информационного общества. И действительно, в борьбе с государственной бюрократией, которая при капитализме ничуть не меньше, чем была в СССР, информационные технологии могут стать действенным инструментом. На это работает концепция "одного окна". Ее суть заключается в предоставлении всего комплекса информационных услуг в одном месте, что немыслимо без применения развитых информационных технологий. В своем дальнейшем развитии такой подход вполне поможет изменить существующую тенденцию увеличения чиновничьего аппарата.


 
Последний критерий, который я хочу привести, – уровень перевода традиционных коммуникаций в новые формы. На Западе неуклонно растет доля товаров, приобретаемых через Интернет. Электронные банковские карточки становятся повседневным атрибутом расчетов. Оплата услуг операторов сотовой связи, расчеты за Интернет, коммунальные платежи, подача налоговых деклараций – это и многое другое миллионы людей ежедневно выполняют через Интернет. Интернет-реклама после спада 2000 года бьет все новые и новые рекорды.

Информационное общество – это не хорошо, и не плохо. Оно предоставляет нам множество новых возможностей и выдвигает множество новых угроз. Хотим мы этого или не хотим, нам и нашим детям нужно приспосабливаться к нему. У нас шанс отсидеться в окопах еще есть. Нашим детям такая возможность не представится.

Информационная экономика

Информационная экономика – это экономическая система, в которой главным производственным ресурсом стало знание, а именно способность перерабатывать получаемую информацию и производить новую. Напомню, что ранее в качестве главных производственных ресурсов выступали земля (рабовладельческое и феодальное общество) и капитал (индустриальное общество).

Социологи считают более подходящим другой термин – экономика, основанная на знаниях. Такая экономика к концу XX века стала реальностью. Она принципиально отличается от всех экономических систем, которые существовали до нее.

Сегодня от рядового работника требуется высокий уровень образования и способность к постоянному самообучению. Даже индустриальное общество ограничивало подготовку работника узким кругом специальных знаний, умений и навыков. При этом практически полностью отсутствовала потребность в наличии у него творческого мышления и инициативы. В информационной экономике неизмеримо возросла роль индивидуальных способностей человека. Эффективное или неэффективное их применение становится главной причиной материального неравенства в современном мире. Впервые самый богатый человек в мире, владелец корпорации Microsoft, не владеет ничем осязаемым – только знаниями. Среди ста самых богатых людей большая часть – создатели компаний, специализирующихся в информационном секторе экономики. При этом практически 100% продолжают работать, а не живут на проценты. И это неравенство, которое проявляется во все больших масштабах, уже нельзя назвать несправедливым. Никто ни у кого ничего не отнимал!

В информационной экономике средства, необходимые для создания, распространения и воспроизводства информационных продуктов, становятся доступны любому работнику. Главное, чтобы он мог обеспечить их эффективное применение. Сегодня высококвалифицированные работники информационного сектора предлагают на рынке скорее не свою рабочую силу, а индивидуальный уникальный информационный продукт, которые они могут произвести. Поэтому как никогда велико число индивидуальных работников и небольших компаний.

В процессе производства информации, новых знаний и уникальных продуктов происходит совершенствование рабочей силы, а не ее истощение. Более того, сама рабочая сила становится неотделима от произведенных знаний. Можно говорить о собственности на материальные ресурсы, но сложнее говорить о собственности на знания. По завершению производственного процесса новые знания, полученные работником, становятся его неотъемлемым достоянием. Люди, владеющие знаниями, не могут быть превращены в рабов, их нельзя эксплуатировать как класс. Ими нужно управлять так, как если бы они были членами добровольных организаций.

Произведенные знания и работники интегрируются, образуя интеллектуальный капитал. Именно он обеспечивает способности компании или государства использовать полученные знания и успешно конкурировать в современном мире.

Информационный продукт может использоваться многократно, принося прибыль владельцам и оставаясь в их собственности. Каждый акт использования информационного продукта побуждает у человека интерес к следующему. Таким образом, потребности информационного общества в информационных благах практически безграничны. Потребление материальных благ в существенной степени ограничено. Хотя периодически происходит смена поколений автомобилей, бытовой техники, компьютеров, насыщение рынка товарами происходит быстрее.

Страны с информационной экономикой создают неограниченное богатство, развивая при этом потенциал своих граждан. Страны с экономикой индустриальной производят товары, потребность в которых постоянно снижается. При этом они истощают свои собственные природные и людские ресурсы. Именно поэтому многие эксперты считают бесперспективной модель "догоняющего развития", по которой в 80-ые годы пошли страны Юго-Восточной Азии.

Необходимым условием для перехода общества к информационной экономике являются новые технологии и знания. Достаточным условием – информационная культура, креативность и способность к самообучению его членов.

Возрастающая изменчивость

Каждое поколение считает, что ему приходится жить в особое время. Наиболее явственно это ощущается на рубеже веков. Сколько потрясений пришлось пережить Европе за сравнительно небольшой срок после Великой французской революции и прихода к власти Наполеона Бонапарта. Начало XX века – первая мировая война и революция в России, определившие тенденции развития цивилизации почти на сто лет. Людям, которые жили в те времена, казалось, что все полетело кувырком, старые ценности разрушены и забыты, новое поколение совсем другое, и понять его невозможно. Многие ощущали себя потерянными, так как вокруг рушился с детства привычный, казавшийся незыблемым мир.

Сегодня эксперты ЮНЕСКО отмечают, что одной из ведущих тенденций в современном мире является его возрастающая изменчивость. Скорость, с которой сегодня вокруг нас меняется мир идей и вещей, не снилась нашим дедам и прадедам. Да, сто лет назад привычный мир погрузился в пучину мировой войны, его сотрясали революции. Зато к телефону, автомобилю и некоторым другим новшествам люди привыкали несколько десятков лет. А сегодня мы практически постоянно сталкиваемся с нововведениями, которые требуют от нас интеллектуальных и временных усилий на освоение. Компьютерные программы, которые постоянно развиваются и наращивают свои функциональные возможности. Примерно раз в два-три года пользователю нужно привыкать к новым версиям операционной системы и офисных приложений. Миллионы людей сегодня просто не успевают не то что осваивать, а даже отслеживать новый функционал сотовых телефонов, который шаг за шагом приближается к функционалу компьютера. Электронные банковские карточки, MP3-плэйеры, флэш-память и многое другое, безусловно, полезное в жизни, периодически вызывают у нормальных людей чувство неполноценности. Здоровый консерватизм, присущий большинству людей, вступает в противоречие с окружающим миром. Подтверждением этому являются оценки психологов и социологов, которые отмечают сегодня существенный рост стрессов и психических расстройств.

Главная причина таких стрессов – постоянная неуверенность в том, что ты успеваешь за жизнью. Незнание последних новинок или неумение с ними обращаться приводит к тому, что человек начинает сомневаться в своей профессиональной пригодности. У него формируется устойчивый страх перед карьерным провалом. Хорошо, когда психика устойчивая, и человек совершенно спокойно и без комплексов говорит своим друзьям: "Да, не пользуюсь для просмотра Web-страниц сотовым телефоном. Делаю это на работе на обычном компьютере, и мне достаточно". Может быть, спокойному отношению к нововведениям тоже стоит учиться и учить.

Изменчивость окружающего мира существенным образом влияет на систему образования. Сегодня многие учителя отмечают, что дети стали более прагматичными. Они с энтузиазмом и упорством учат то, что считают для себя важным, и очень часто почти демонстративно игнорируют те предметы, которые относят к второстепенным. Эта прагматичность – одно из следствий возрастающей изменчивости, так как приходится постоянно выбирать значимые знания. Это, наверное, не так уж и плохо. Тем более что еще одно следствие – повышение значимости умений и навыков самообучения и самообразования.

В обозримом будущем замедления темпов научно-технического прогресса, похоже, не предвидится. Значит нельзя рассчитывать на тихую безмятежную жизнь. Более того, в компьютерной прессе постоянно упоминаются все новые и новые, пока еще инновационные, разработки. Они могут привести к очередным качественным изменениям в повседневной и профессиональной жизни буквально через несколько лет. Несколько примеров. Активно развиваются технологии беспроводных сетей. В скором времени это может привести к тому, что где бы Вы не находились, Ваш ноутбук или карманный компьютер будет постоянно подключен к Интернету. Массовое внедрение гибких мониторов может кардинально изменить представление о карманных устройствах. Развитие Semantic Web (Интернета нового поколения, основанного на семантических связях между информационными объектами) даст новые, невообразимые сегодня инструменты поиска нужной информации. Примеры можно продолжать и продолжать. Тем, кто интересуется подобной тематикой, предлагаю отслеживать новости ИТ-индустрии. Скучно не будет.

Тенденции на рынке труда

Одним из важнейших факторов, во все времена влияющих на развитие образования, был и остается рынок трудовой силы. Социальный заказ, который общество формировало для системы образования, существенно зависел от того, в каких специалистах и в каких масштабах оно будет нуждаться в обозримом будущем. Это влияло как на содержание учебных программ, так и на подходы к организации учебного процесса.

Раньше речь шла о региональных и национальных рынках труда. Сегодня мы наблюдаем, как национальные рынки труда постепенно объединяются в глобальный, мировой рынок трудовых ресурсов. Эти процессы протекают достаточно болезненно, порождая множество проблем: нелегальную миграцию, утечку мозгов, почти сплошную безработицу в целых регионах. В то же время, ряд тенденций носит вполне позитивный характер. Поэтому сегодня для ряда развивающихся стран предоставляется уникальная возможность занять достойное место в будущем мироустройстве.

Во-первых, экономические системы разных государств постоянно специализируются. Большинство государств не в состоянии конкурировать с ведущими игроками мирового экономического рынка по всем направлениям. Поэтому они концентрируют усилия там, где наибольшая надежда на успех, и часто это приводит к положительным результатам. Индия, ставшая лидером на мировом рынке оффшорного программирования. Турция, сумевшая создать индустрию туризма. Восточно-азиатские страны, производящие значительную часть компьютерных комплектующих. При этом ведущие западные страны целенаправленно переводят некоторые производства, в том числе и интеллектуальные, в развивающиеся страны, где стоимость рабочей силы значительно ниже.

В условиях формирования информационной экономики наиболее востребованным и редким ресурсом являются уникальные качества работников. Поэтому растут доходы высококвалифицированных специалистов, среди них практически нет безработицы. В массовом же производстве среди работников низкой и средней квалификации наблюдается жесткая конкуренция, способствующая снижению заработной платы. И это притом, что в этой сфере постоянно возрастает производительность труда.

Еще одна тенденция – постепенное снижение привязанности работников к конкретной географической точке. Это еще не стало массовым явлением. Но для некоторых профессий, в первую очередь в ИТ-сфере, удаленное взаимодействие нанимателя и работника достаточно распространено. Так работают компании, специализирующиеся на заказных разработках программного обеспечения. Это явление часто встречается среди людей творческих профессий: дизайнеров, журналистов, аналитиков. Многие владельцы небольших фирм устраивают офис дома. Понятно, что во всех перечисленных случаях основные инструменты коммуникаций – компьютер, электронная почта, Интернет, мобильный телефон.

Некоторые тенденции напрямую связаны с информационными технологиями.

Требования к знаниям и умениям по использованию ИТ становятся важной составляющей квалификационных требований по многим специальностям. Речь идет о том, что информационная культура становится важнейшим компонентом профессиональной подготовки. Напомню, что ее основа закладывается во время учебы в школе.

Еще одна тенденция – недостаток квалифицированных специалистов, способных сопровождать и обслуживать сложные информационные системы, корпоративные сети и серверы. Такие специалисты нужны во всех сферах, а их подготовка по ряду объективных и субъективных причин в большинстве стран на массовую основу не поставлена. Дефицит в таких кадрах испытывают очень многие организации. Не самые богатые отрасли, к которым, к сожалению, относится и система образования, сталкиваются с такой проблемой постоянно. Часто именно невозможность найти и удержать квалифицированного системного администратора останавливает управленца от перехода к более сложной организации технической инфраструктуры.

Информационная доступность

Важнейшим элементом, отличающим шестую информационную революцию, является доступность знаний, накопленных человечеством. Сейчас можно говорить о том, что исследователь, затратив достаточное время, найдет в Интернете практически любую информацию. Для этого, как правило, есть два пути: искать нужную информацию на открытых сайтах или искать ее в специализированных базах данных.

Первый путь хорош тем, что не требует дополнительных финансовых затрат. Оплачивается только доступ в глобальную сеть. Главный недостаток заключается в том, что поиск информации на открытых ресурсах Интернета очень напоминает строчки Маяковского: "…ради грамма радия нужно перебрать тонны словесной руды…". Если тема очень специфическая, то поисковые машины выдают не так много ссылок на похожую информацию (обращаем внимание – на похожую!). Если тема распространенная, Вы получите список из нескольких сотен ссылок. И не факт, что наиболее подходящая информация будет находиться в первом десятке списка.

В специализированных базах данных информация в значительной степени отфильтрована, отрецензирована, но они, как правило, платные. И дело даже не в том, что нужно заплатить, а в том, что это не всегда просто сделать. Электронные системы платежей в странах постсоветского пространства широкого распространения пока не получили.

Ведущая организация, отвечающая за развитие стандартов Интернета, – консорциум W3. Его эксперты полагают, что в ближайшем будущем Интернету предстоит качественный скачок в развитии. Возможности поиска и отбора информации значительно возрастут за счет использования технологий, основанных на применении семантических связей и отношений.

Виртуальное пространство

Виртуальное пространство – еще один фетиш современного информационного мира. За последние несколько лет накал страстей и дискуссий по этой теме несколько снизился. Тем не менее, она по-прежнему будоражит массовое сознание. В первую очередь, потому что впечатляет своими перспективами. Во вторую, потому что ими же и пугает. Достаточно вспомнить ажиотаж, который вызвал мировой блокбастер "Матрица". Как мне кажется, это объясняется не только великолепными спецэффектами, но и сильным ощущением правдоподобности и высокой вероятности подобного сценария развития человечества.

Очень интересен основной перевод слова virtual – действительный, фактический. Только в оптике это слово приобрело другой перевод – мнимый. То есть, когда мы говорим "виртуальное пространство", нас можно понять и так: "фактическое пространство". Конечно, это слово давно уже воспринимается в своем новом переводе, но противоречие очень многозначительное.

Виртуальные пространства, виртуальные миры – этим понятиям мы обязаны в первую очередь индустрии компьютерных игр. Многие считают, что постоянное увеличение мощности персональных компьютеров имеет в качестве первопричины опять же компьютерные игры. Сколько домашних компьютеров было сдано в утиль только потому, что на задней обложке компакт-диска с любимой игрой минимальные требования превышали ресурсы старого друга. Не меньшее количество новеньких, более мощных аппаратов было взамен привезено из компьютерного магазина.

Итак, что такое виртуальное пространство, лучше всех знают настоящие геймеры (то есть, любители и знатоки компьютерных игр). После пяти-шести часов игры в "Qwake" по лестницам начинаешь подниматься и спускаться слегка бочком. Чтобы удобнее было выстрелить в случае чего.

О том, что технологии создания виртуальных миров кардинально изменят процесс обучения, говорят давно. Виртуальные экскурсии по реальным музеям – это один из самых значимых состоявшихся результатов. Других примеров в массовой школьной практике пока не видно, но перспективы, действительно, впечатляющие. Поэтому стоит подождать, не погружаясь в пучину иронии и скепсиса. Тем более что подобные технологии успешно применяются для организации тренировок разных специалистов в условиях, максимально приближенных к реальной действительности. Например, в медицине для обучения проведению сложных операций.

Сегодня системы виртуальной реальности обеспечивают прямой контакт человека с виртуальной средой через органы чувств. В наиболее совершенных из них пользователь может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера. Может перевернуть его и рассмотреть с обратной стороны с помощью начиненной датчиками перчатки. Может в прямом смысле слова шагнуть в виртуальное пространство, надев специальный "информационный костюм". Сегодня специальные шлемы, обеспечивающие высокий уровень погружения в виртуальный мир, приобретают все большую популярность среди геймеров. Правда, пока цена этих чудес большинству пользователей не по карману.

Главная опасность заключается в том, что теоретически погружение в виртуальный мир можно осуществлять напрямую через мозг, минуя органы чувств. Вот тогда Матрица может стать для нас реальностью.

Противоречия и угрозы

Информационное общество, похоже, станет самым противоречивым обществом за всю историю человечества. Никогда еще плюсы и минусы, соблазны и угрозы не были так тесно взаимосвязаны.

Информационное общество ставит вопрос о новых противоречиях между равенством и справедливостью при распределении благ. Поделить поровну или поделить по справедливости? Сегодня крупные состояния формируются не за счет эксплуатации угнетенного класса и захвата ресурсов. Их основная причина – индивидуальные знания и способности владельцев. Эта тенденция проявляется как на уровне отдельного государства между его членами, так и на мировой арене. Богатые богатеют, бедные беднеют. К сожалению, эта пропасть постоянно увеличивается, что может привести к очень серьезным социальным потрясениям.

Современные средства коммуникаций сокращают расстояния, делают общение людей, удаленных друг от друга на тысячи километров, занятием простым и обыденным. В то же время традиционное общение людей сокращается. Это процесс естественный и объективный. Друзей и знакомых становится больше, а сил для общения с каждым в отдельности (и на тех, кто находится рядом!) остается все меньше. Проблема имеет еще одну сторону. Виртуальное общение раскрепощает человека, а проявляется это по-разному. Одни переносят манеру общения в реальную жизнь. Другие, наоборот, чем свободнее общаются в чатах и в ISQ, тем замкнутее становятся в живом общении.

Еще одно противоречие лежит в области прав и свобод граждан информационного общества. С одной стороны, современные угрозы можно предотвращать, включая тотальные системы слежения за реальным и виртуальным миром. Понятно, что если на улице города повсюду установлены видеокамеры, уровень уличной преступности будет существенно снижен. Понятно, что если отслеживать в Интернете и в базах данных пристрастия людей, если их передвижение постоянно фиксировать по электронной метке (например, в новом электронном паспорте, который планируют вводить в некоторых западных странах), станет значительно легче выявлять террористические и преступные группы. Но вот как на это все будут реагировать обычные люди, что они выберут? Тотальный электронный контроль и высокий уровень безопасности или свободу и постоянно растущие террористические угрозы? Социологи пока затрудняются однозначно ответить на этот вопрос.

Автоматизация человеческой деятельности повышает значимость креативного мышления, информационной культуры, умения быстро принимать решение в сложных ситуациях. Таких специалистов постоянно не хватает, но одновременно с этим растет безработица среди тех, кто к такому труду не способен.

Высокие социальные стандарты, уровень и продолжительность жизни в западных странах постепенно становятся слишком тяжелым бременем на действующие экономики.

Постоянно растет разрыв между рыночной стоимость акций ведущих компаний и их активами. Очень часто рыночная стоимость ИТ-компании оценивается в миллиард долларов, а ее имущество, которое можно продать, стоит не более миллиона. Все остальное – это стоимость кадрового потенциала, бренда, идей и ноу-хау. По сути, это стоимость перспектив и надежд. В начале XXI века ИТ-отрасль уже пережила кризис, в результате которого множество таких "раздутых" компаний просто разорилось. Он породил на рынке волну безработицы среди квалифицированных ИТ-специалистов. Сейчас на ИТ-рынке подъем, но как долго он продлится, неизвестно.

Борьба со спамом напоминает борьбу между снарядом и броней, которая развернулась в прошлых веках сначала на море, затем на суше. По оценкам экспертов спам съедает более половины мирового трафика в Интернете, и эта доля растет.

Над миром в целом, над каждой организацией и каждым пользователем висит угроза несанкционированного вторжения в компьютерные системы. Вирусные атаки повторяются постоянно, иногда превращаясь в настоящие эпидемии и принося многомиллионные убытки по всему миру. А Голливуд не дает нам забыть, что сегодня "запросто" можно с домашнего компьютера запустить ракету с ядерной боеголовкой или нарушить работу атомной электростанции. Это, конечно, совсем не просто, но ведь известен факт, когда 14-летний английский школьник несколько дней провел за изучением полностью закрытых систем Пентагона.

У китайцев есть поговорка: "Пусть не доведется вам жить во времена перемен!" Нам с вами шансов не оставлено – жить предстоит именно в такие времена. Жизнь эта будет интересная, наполненная борьбой, в том числе описанных выше противоположностей. И в этой борьбе одним из важнейших бастионов, который нам поможет, станет непрерывное образование.

Роль образования

Сегодня большинство крупных корпораций пришло к парадоксальному, на первый взгляд, выводу. Наибольшую выгоду приносят не традиционные инвестиции в материальную базу, в новые технологии, в инфраструктуру. Самыми выгодными признаны вложения в способности самих работников, а, по сути, расходы на личное потребление работников. Корпорации тратят на эти цели огромные деньги. И это притом, что они находятся в условиях жесткой конкуренции и, казалось бы, должны на подобной роскоши экономить.

Любое государство отвечает за образование своих граждан по определению. В нынешних условиях эта ответственность возрастает многократно. Отставание в сфере материального производства при наличии ресурсов и воли можно устранить за несколько лет. На устранение отставания в интеллектуальной сфере уйдут многие десятилетия. Такого срока история государству может просто не отпустить.

В период с середины 80-х до середины 90-х в западных странах наблюдалось снижение средней зарплаты обладателей диплома колледжа. Оно было совершенно незначительным, примерно на 1%. Некоторые социологи стали говорить о том, роль высшего образования вот-вот начнет снижаться. Мол, рынок квалифицированных работников с дипломом высшего образования практически насыщен. Однако при этом забывалось, что за этот же период средняя зарплата работников без высшего образования снизилась почти на 20%.

По мнению большинства экспертов, объяснение в другом. Приостановка роста доходов лиц с высшим образованием имеет ту же причину, что и аналогичная тенденция относительно выпускников средних школ несколькими десятилетиями ранее. Тогда выпускники школ оказались обычными работниками с низкой квалификацией в сравнении с выпускниками колледжей. Сегодня выпускники высших учебных заведений становятся "средними работниками" в сравнении с высококвалифицированными специалистами. Эти специалисты прошли серьезную послевузовскую подготовку и практику, имеют ученые степени и звания, доказали своим работодателям наличие у себя креативного мышления и умение его проявлять. Поэтому за тот же самый период средняя зарплата докторов наук ведущих западных университетов выросла почти вдвое.

Сегодня ценится уже не формальное образование, а способность к созидательной самостоятельной творческой деятельности. Поэтому, говоря о роли образования, нужно всегда иметь в виду, что речь идет о новой парадигме образования.

Образование должно быть своевременным. Чаще всего, когда человек осознает себя недостаточно образованным, лучшее время для обучения уже упущено. Поэтому возрастает роль школьного образования, когда происходит формирование личности и закладывается ее основной интеллектуальный и творческий потенциал.

Большинство государств информационного века, относящихся к категории развитых стран или стремящихся в эту категорию попасть, реагируют на вызовы времени увеличением доли расходов на образование и науку. Это необходимо, но далеко недостаточно. Сила образования не всегда измеряется только вложенными средствами.

Непрерывное образование

"Век живи, век учись!" – эта старая поговорка никогда не понималась нашими предками буквально. Скрытый смысл такой – никогда не считай себя умнее других, смотри по сторонам и всегда обнаружишь что-нибудь полезное. Сегодня ее приходится понимать в самом, что ни на есть, прямом смысле. Учиться нужно постоянно. В детском саду; в школе; в ВУЗе; на работе; на следующей работе; на той же работе, но на новой должности; на той же должности, но новым технологиям; на пенсии пользоваться сотовым телефоном…

Вывод – в таком учебном режиме без сформированных навыков самообучения и самообразования долго не продержишься. По крайней мере, на достойном уровне. Поэтому сегодня на всех ступенях системы образования идет речь о том, что главное – научить учиться. И это стержневая идея непрерывного образования на ранних его стадиях. Тот, кто не научился самостоятельно работать в школе, становится реальным кандидатом в вечные неудачники.

Количество знаний растет. Усвоить все невозможно, поэтому нужно научиться отбирать для себя значимую информацию. Очень уместно вспомнить первый рассказ о великом Шерлоке Холмсе. В этом рассказе Холмс рассказывает Ватсону о своих взглядах на полезные знания. Приведу этот отрывок целиком.

- Видите ли, - сказал Холмс, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего.

В чем-то с великим сыщиком можно поспорить, в чем-то согласиться. Вывод заключается в том, что раз учить и запоминать приходится значительно больше, возрастает роль систематизации. Для такого информационного потока, который обрушивается на голову современного человека, придумать универсальные схемы систематизации невозможно. Поэтому нужно учить человека общим подходам, которые помогут каждому создать в голове свой собственный чердак со своими полочками.

Непрерывное образование не может быть только под влиянием пряника. Это иллюзия, что люди, которые постоянно учатся, делают это только ради удовольствия. Без кнута не обойтись, только кнут – это не обязательно папин ремень. Это еще и желание купить себе хороший компьютер и понимание, что на него нужно заработать. А для этого в наше время нужно хорошо учиться, поступить в хороший вуз, получить престижную профессию. Такой кнут, создающий постоянное нервное напряжение, будет пострашнее разовой порки за полученную двойку.

Непрерывное образование – это образование между делом. Чем раньше молодой человек научиться сочетать учебу и другие полезные занятия, тем быстрее он приспособится к современному ритму жизни. Можно дожидаться, пока тебя пошлют на курсы повышения квалификации, а можно несколько раз в неделю читать по вечерам профессиональную литературу. Первых вариант так же далек от идей непрерывного образования, как далеки от идей развивающего обучения развивающие уроки каждую вторую пятницу.

Непрерывное образование – следствие конкуренции, которая нас окружает повсюду. Это значит, что в первую очередь нужно развивать свои сильные стороны, а не бороться со слабостями. Вы замечательно общаетесь с людьми и ненавидите копаться в бумагах? Станьте гением сетевого маркетинга, но бегите от бухгалтерских курсов, как бы Вас туда не зазывали.

И, наконец, непрерывное образование – образование до предела информатизированное. Компьютер при этом должен выполнять несколько функций: ускорителя учебных процессов, ограничителя от информационного мусора, оптимизатора нагрузок, консультанта по всем вопросам.

Резюме

Человечество за свою историю пережило шесть информационных революций: от появления языка и письменности тысячи лет назад, до компьютеров и Интернета в последние десятилетия.

Новые информационные технологии, объединяющие программно-аппаратные средства и приемы, методы и правила решения задач с их применением изменили современный мир. На смену индустриальному обществу приходит общество информационное. На смену экономике, основанной на материальных ресурсах, приходит экономика, основанная на знаниях.

Окружающий человека мир изменяется все быстрее и быстрее. То, что было привычным, устаревает сегодня за несколько лет. То, что казалось вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в экстренном режиме.

Меняются условия, в которых человек занимается трудовой деятельностью. Новые условия выдвигают новые требования и открывают новые горизонты. Любая информация становится доступной. Главная особенность успешного человека в информационном обществе – умение этой информацией эффективно распоряжаться.

Информационное общество порождает не только невиданные ранее перспективы. В его недрах кроются серьезные угрозы и противоречия. Ответить на их вызовы непросто, для этого нужен человек новой формации. Человек ответственный, креативный, способный к самостоятельному обучению. Для его воспитания нужна новая образовательная парадигма – непрерывное образование. Поэтому роль и ответственность системы образования в информационном обществе возрастает многократно.

Глава 2. Об информатизации образования