На главнуюНаши публикации. Глава 2. Об информатизации образования

Глава 2. Об информатизации образования

  Почерневший под туркестанским солнцем новый заведующий долго, но без особого внимания слушал Треухова, невнимательно пересмотрел все чертежи и под конец сказал:
- А вот в Самарканде никакого трамвая не надо. Там все на ешаках ездят. Ешак три рубля стоит – дешевка. А подымает пудов десять!
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Вспомним, как все начиналось

"…все было впервые и вновь", - слова известной песни как нельзя лучше подходят к тем временам, когда начиналась информатизация школьного образования. Термина, правда, такого еще не было. Речь шла об изучении основ вычислительной техники и программирования, об использовании компьютера (ЭВМ, ПЭВМ) в учебном процессе, в работе школьной администрации. Термин "информатизация образования" стал популярным относительно недавно.

Воспоминания начну с 1985 года, когда во всех школах Советского Союза в старших классах был введен курс "Основы информатики и вычислительной техники". Преподавался он по учебнику академика А.П. Ершова и носил ярко выраженную "программистскую" направленность. Основой компьютерной грамотности считалось умение написать несложную компьютерную программу (на бумаге!). За прошедшие двадцать лет издевавшихся над этим подходом было такое количество, что ни одна площадь не вместила бы. И только сегодня, когда вузовские преподаватели профильных факультетов с удивлением выясняют, что многие студенты первых курсов не знают базовые алгоритмические конструкции, пыл критиков начинает утихать.

Следующая веха – 1987 и несколько последующих лет. Страна начала массовое производство отечественных персональных компьютеров (БК, УКНЦ, АГАТ, Корвет и др.). На этих компьютерах можно было программировать. Более того, именно программирование являлось главным и практически единственным средством самовыражения для большинства юных фанатиков. Поэтому программы, которые тогда писали ученики 8-9 классов, с трудом воспроизводят сегодня многие студенты выпускных курсов факультетов прикладной математики и информатики. Тогда же появились и первые обучающие программы, в основном тестового характера. По нынешним меркам интерфейс их был просто убог. Зато содержание многих учебных курсов по полноте, структурированию и методической проработке до сих пор вызывает восхищение у специалистов.

1990 год – стартовал проект, в рамках которого компания IBM поставила в школы около 1000 компьютерных классов по всему постсоветскому пространству. По содержанию, по комплексности реализации это был великолепный проект. Компьютерные классы, имевшие по тем временам самые современные характеристики, были оснащены отличным программно-методическим обеспечением. Учителя, и не только информатики, проходили хорошую подготовку. Во многих городах участники этого проекта впоследствии стали активными проповедниками и проводниками информатизации образования. Ученики школ, в которых были поставлены эти классы, чаще, чем их сверстники, становились победителями олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

Далее началась эра постепенного проникновения в массовую школу IBM-совместимых персональных компьютеров. До середины 90-х они попадали в школы не часто. Региональные программы, в рамках которых осуществлялись массовые поставки, были большой редкостью. На это же время приходится существенное снижение качества программно-методического обеспечения для школ. С появлением Windows 95 началась эра домашних компьютеров. Фирмы, занимающиеся производством образовательного программного обеспечения, ориентировались в первую очередь на этот рынок. Он был не так подвержен экономическим катаклизмам тех лет, и спрос на нем был достаточно устойчивым.

На школьный рынок производители компьютерной техники и программного обеспечения вернулись, когда последствия кризиса 1998 года начали сглаживаться. Примерно в 2000 году в системе образования появились немалые финансовые средства, которые направлялись на информатизацию образования. Практически все страны постсоветского пространства осознали, что информатизация образования – не дань моде, а единственный способ удержаться на плаву в новом, информационном веке.

История одного определения

Пришло время рассмотреть еще одного фундаментальное понятие: "информатизация образования".

Естественно, информатизацию можно относить не только к образованию. Медицинские работники ломают копья вокруг информатизации здравоохранения. Государственные мужи ломают головы над информатизацией всей страны. Тысячи и тысячи организаций и людей занимаются информатизацией своей деятельности. Во всех этих случаях суть термина "информатизация" примерно одинакова. Попробуем до нее докопаться, назло скептикам, которые полагают, что она лежит на поверхности.

Прежде чем будем разбираться с сутью информатизации, уточню различие между информатизацией образования и информатизацией системы образования. Иногда эти термины полагают синонимами, что не совсем верно. Очевидно, что информатизация образования – более широкое понятие. Образование, особенно непрерывное, выходит за рамки того, что мы привыкли называть системой образования. Система образования – это учреждения образования самого разнообразного назначения и органы, которые ими управляют. А вот школьник, который сидит дома и учит домашнее задание, к системе образования все-таки не относится. Он ее клиент и с ней постоянно взаимодействует. По крайней мере, домашний компьютер ему покупается за папины деньги, а не из средств региональной программы информатизации системы образования.

Почему я считаю этот вопрос принципиальным? В первую очередь потому, что в нормативных документах, особенно в программах информатизации, очень важна ясность. Говорим "информатизация образования" – значит, берем на себя обязательства учитывать домашние компьютеры учеников, интересы родителей, возможности всех учреждений, оказывающих образовательные услуги. Если собираемся заниматься только школами, гимназиями, районными отделами образования, лучше честно говорить: "информатизация системы общего среднего образования".

Впервые с определением информатизации образования автор столкнулся в середине 90-х годов, в одной региональной программе информатизации. Это, конечно, не значит, что в этой программе оно было дано впервые. Звучало оно так: "Информатизация образования – это процесс оснащения учреждений образования и органов управления компьютерной техникой, программным обеспечением, телекоммуникационными средствами". Очевидны недостатки этого определения, так как все содержательные вопросы в нем просто игнорируются. Однако оно долго кочевало (да и сейчас еще встречается) по разным программам, предусматривающим выделение бюджетного финансирования. Интересным и знаковым представляется разговор с одним региональным чиновником, который состоялся в конце 90-х годов. Спор шел как раз вокруг определения, и чиновник не соглашался его изменить. Аргумент он привел убийственный, после которого спор прекратился моментально. "А как я объясню депутатам, на что мы тратим деньги? - спросил он. – Тут все понятно – на закупку компьютерных классов. Купим сто классов – и отчитаемся так, что в следующем году еще столько же дадут. А вы предлагает какие-то абстракции". Как пишут в таких случаях: без комментариев.

В самом конце девяностых появился еще один принципиальный подход к определению информатизации образования. Все как-то разом вспомнили, что без главного школьного элемента – учителя – информатизация просто буксует. Тогда стали говорить и писать примерно следующее: "Информатизация образования – это процесс формирования информационной культуры у всех участников образовательного процесса". Данный подход также с самого первого взгляда представляется однобоким.

В следующем варианте информатизация образования определялась еще через одно, не такое уж однозначное понятие. Звучало это определение примерно так: "Информатизация образования – это процесс построения единого информационного образовательного пространства". Очень модный до сих пор термин "информационное образовательное пространство" – безусловно, важнейшее явление, которому нужно уделить самое пристальное внимание. Но и такое определение кажется недостаточным. Интуитивно информатизацию хочется понимать несколько шире.

Еще один вариант выглядел примерно так: "Информатизация образования – это процесс внедрения информационных технологий во все виды и формы традиционной образовательной деятельности". Конечно, ни в одном документе слово "традиционной" явно не писали, я добавил его для усиления эффекта. Не писали, но неявно именно это и понимали. Тем не менее, данное определение с первого взгляда кажется вполне удовлетворительным.

Далее приведу новый вариант, в котором указанный недостаток устраняется: "Информатизация образования – это процесс внедрения информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей". Может быть, не самым удачным и педагогическим необоснованным в определении является термин "образовательная модель". Но лучшего на ум не пришло. Зато в этом определении явственно чувствуется динамика, потенциал информатизации, который, безусловно, присутствует в реальной жизни. Образование неизбежно меняется под воздействием информатизации. Главное сделать эти изменения благоприятными и управляемыми.

Управляемость – это замечательно. Вот только управлять "процессом" как-то не очень хочется. Мы, педагогические работники, больше привыкли управлять деятельностью. Поэтому предложу финальный вариант определения: "Информатизация образования – это комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на это основе существующих и появление новых образовательных моделей".

Информатизация образования: цели

Различать цели и задачи далеко не просто. Иногда это достаточно очевидно, а иногда не очень. Формирование информационной культуры – это цель или задача информатизации образования? А построение единого информационного образовательного пространства? Думаю, что при социологическом опросе мнения разделятся примерно поровну. По крайней мере, в программах информатизации примерно так и есть. Где-то – это называют целями, где-то задачами. А ведь программы пишут, как правило, люди, считающиеся экспертами в данной области. И уж если среди экспертов нет единодушия, как его требовать от директоров школ, учителей, методистов?

Можно, конечно, возразить: "А какая разница, назовем мы построение информационного образовательного пространства целью или задачей? Главное – мы понимаем, что нужно делать!" На мой взгляд, здесь и кроется одна из самых опасных для информатизации опасностей. От целей зависят критерии оценки эффективности деятельности. Например, мы провозгласили, что подключение к Интернету – это цель нашей программы. Теперь программу можно сворачивать ровно после того, как школам будут куплены ADSL-модемы и выделены средства на оплату трафика. Как там этот Интернет используется – забота не наша, так как цель достигнута.

Для себя я придумал один тест, позволяющий различать цели и задачи. Сформулируйте цель и затем задайте вопрос: "А зачем?". Если этот вопрос уместен, то это, скорее всего, не цель, а задача.

"Целью информатизации школьного образования является оснащение школ и гимназий компьютерной техникой, программным обеспечением и коммуникационным оборудованием". А зачем? Чтобы там компьютерный клуб открыть?

Еще один пример. "Целью информатизации образования является повышение качества и обеспечение доступности образовательных услуг". Вопрос "А зачем?", как мне кажется, выглядит неуместно.

Еще одно правило, которое можно использовать, разбираясь с целями и задачами какой-то деятельности: нужно искать цели за пределами этой деятельности. То есть, цели информатизации должны выходить за пределы самой информатизации.

Просеяв через это сито множество претендентов, предлагаю следующий набор целей информатизации школьного образования:
- повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг;
- подготовка участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе;
- повышение эффективности функционирования и потенциала развития системы образования.

Эти цели вполне приемлемы как для региональной программы информатизации образования, так и для школьной. Они лежат за пределами информатизации, они соответствуют тем целям, которые ставит перед системой образования государство.

Когда цели сформулированы подобным образом, требования к результатам информатизации возрастают. В обществе, среди специалистов все чаще возникает вопрос: а что же дает информатизация? Представьте себе, как будет реагировать чиновник, если условием покупки и установки ста классов в школы будет повышение среднего балла на 10%. Он скорее откажется от программы информатизации.

Поэтому в программах информатизации по-прежнему пишут, что целью является оснащение школ компьютерными классами. Не придерешься, вот что обидно!

Информатизация образования: задачи

Главная задача информатизации образования – построение информационного образовательного пространства (государства, региона). Она, по сути, включает в себя всю систему мероприятий в рамках информатизации образования.

Оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий. Главное при решении этой задачи – убедить чиновников, распределяющих финансы, в том, что задача перманентная и решать ее нужно постоянно. А то у нас часто бывает так: класс компьютерный в школу купили и считают, что на все времена проблему решили.

Отдельно выделю задачу по проектированию и монтажу локальных вычислительных сетей (ЛВС). Неявно она подразумевается в первой задаче. Просто многие чиновники не согласятся ее там между строк прочитать. Главная сложность в решении этой задачи – проблемы при проведении тендеров. С тендерами на проектирование и монтаж локальных вычислительных сетей большинство специалистов связываться не хотят. Это на порядок сложнее, чем закупать по тендеру компьютерные классы, программное обеспечение или даже услуги Интернет-провайдера.

Подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет. Время низкоскоростных коммутируемых каналов уходит в прошлое. Сегодня такой вид доступа лучше в программы информатизации даже не закладывать. Все равно никакой серьезной работы с Интернетом не построишь. Уж если вкладывать бюджетные средства, расчет нужно делать на современные технологии: ADSL, оптоволокно, кабельное телевидение.

Создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне. Это образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и органов управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и аналитические системы. Это личные сайты учителей и учеников, групповые сайты, виртуальные коллекции и базы данных педагогических разработок и многое другое. Причем всегда следует помнить: ресурсы, которые не обновляются, очень быстро "умирают", то есть, остаются без посетителей.

Разработка, экспертиза, апробация и внедрение программного обеспечения образовательного назначения. Это сложная комплексная задача, которая делится на этапы. В ее решение вовлечено, по сути, несколько групп людей. Это разработчики программного обеспечения, как правило, из софтверных компаний, специализирующихся на этом рынке. Это эксперты, задача которых провести экспертизу и апробацию предлагаемых программных средств образовательного назначения. Они же должны при необходимости сформулировать предложения по их доработке. Это пользователи, которым нужно помочь начать работать с новым программным продуктом. Данную задачу можно отнести к числу наиболее сложных задач, однако именно ее решение является стержнем информатизации образования.

Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, учеников, их родителей (в части информационного взаимодействия со школой). Для сотрудников данная задача решается в первую очередь комплексом мероприятий в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров. Для учеников – в рамках школьного курса "Информатика и информационные технологии", концепцию и назначение которого постоянно пересматривают и уточняют.

Создание системы сопровождения и обслуживания средств информационных технологий в учреждениях образования и органах управления. Повседневная практика подтверждает мнение западных специалистов о том, что основные затраты в ИТ-сфере приходятся именно на этап сопровождения. Если не будет квалифицированных специалистов, способных обеспечить функционирование достаточно сложных информационных системы, образование так и останется на уровне использования отдельных компьютеров и компьютерных классов. Решать эту задачу может двумя способами:
• готовить квалифицированные кадры внутри системы образования (главная проблема – утечка специалистов в другие, более обеспеченные отрасли);
• заключать договора с ИТ-компаниями, которые специализируются на сопровождении (главная проблема – высокая стоимость услуг и отсутствие бюджетных статей на эти цели).

Последняя масштабная задача, которая почти никогда не попадает в официальные программы информатизации образования, – вовлечение в образовательный процесс домашних компьютеров учащихся и учителей. По моему мнению, это одна из ключевых задач. Именно ее решение позволит, в конце концов, в полном объеме добиться заявленных целей.

Информатизация образования: направления

Информатизация образования – комплексная многоплановая деятельность, в которой задействована практически вся система образования. Для того чтобы такая деятельность протекала согласованно, необходимо четко представлять все ее составные части, или направления.

Управление информатизацией образования. Главная задача – обеспечение четко спланированных, согласованных действий всех звеньев системы образования для решения перспективных и текущих задач информатизации. Для этого на всех уровнях системы образования функции управления должны быть распределены между структурами и конкретными сотрудниками. Органы управления соответствующего уровня должны оставить за собой функцию координации.

Нормативно-правовое обеспечение информатизации образования. Главная задача - разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников информатизации образования. Для этого должны быть выделены ключевые аспекты информатизации, требующие обязательного нормативного закрепления. В результате должна появиться полная, непротиворечивая нормативно-правовая база. Программы информатизации, положения о специализированных структурах, должностные инструкции специалистов, регламенты использования различных ресурсов и другие документы.

Материально-техническое и финансовое обеспечение информатизации образования. Это направление предполагает консолидацию всех бюджетных и внебюджетных источников финансирования, оптимизацию расходов и рациональное распределение финансовых средств между всеми направлениями информатизации. Грамотная работа в этом направлении позволит постоянно увеличивать объемы финансирования за счет привлечения новых источников. В том числе за счет средств, выделяемых родителями.

Кадровое обеспечение информатизации образования. Главная задача – обеспечить систему образования специалистами, способными эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Во-первых, речь идет об управленческих и педагогических и кадрах. Для них необходимо выстроить действующую и, главное, оперативную систему повышения квалификации в этом направлении. Она должна включать специализированные учебные курсы, обобщение и распространение передового опыта, методическое консультирование, дистанционное обучение. Во-вторых, речь идет о подготовке квалифицированных ИТ-специалистов: учителей информатики, специалистов по обслуживанию средств информационных технологий. В-третьих, речь идет о системе подбора и подготовки кадров для реализации функций управления информатизацией образования на всех уровнях.

Научное и учебно-методическое обеспечение информатизации образования. Все заинтересованные лица должны быть обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами и рекомендациями по всем аспектам информатизации образования. К заинтересованным лицам можно отнести руководителей разных уровней, учителей и учащихся, ученых и методистов. В результате каждый должен иметь достаточную подборку учебно-методических материалов, которая позволит ему грамотно и эффективно использовать информационные технологии в учебной или профессиональной деятельности. Эти же материалы должны быть основой для работы в следующем направлении.

Создание, апробация и внедрение программного обеспечения и информационных ресурсов образовательного назначения. Особенностью этого направления является то, что прямое управление здесь срабатывает не всегда. В работу вовлечены коммерческие организации, которыми можно управлять только опосредованно. Например, через требования к новым программным продуктам и информационным ресурсам, через финансирование наиболее перспективных разработок, через процедуры экспертизы и апробации, через требования к условиям поставки и внедрения.

Организация электронного взаимодействия в системе образования. В нем можно выделить несколько составляющих. Во-первых, это доставка электронной информации от вышестоящих структур к нижестоящим. В основном речь идет о нормативно-правовой и учебно-методической информации. Во-вторых, это сбор сведений в электронных форматах снизу вверх по иерархии системы образования. Различных статистических данных, показателей образовательной деятельности и др. В-третьих, это интеграция и согласованное использование распределенных баз данных образовательного назначения. В-четвертых, это произвольное общение между людьми и организациями системы образования по электронной почте, через Интернет. В-пятых, это дистанционное обучение.

Использование информационных технологий в деятельности специалистов системы образования. Это последнее, результирующее направление информатизации образования. Для него наиболее важно наличие четких критериев, по которым можно оценивать результаты. В перспективе специалистов, свободных от этого "тяжкого" бремени, остаться не должно.

Информатизация образования: принципы

Любая деятельность базируется на каких-то принципах. Хорошо, когда эти принципы четкие и понятные, а главное, когда они соблюдаются. Выделю наиболее важные, на мой взгляд, принципы, которые должны быть положены в основу информатизации образования:
- комплексность;
- управляемость;
- сообразность.

Информатизация образования должна быть комплексной. Во-первых, это означает, что в информатизацию должны быть включены все уровни и структуры системы образования. Нельзя заниматься информатизацией только в системе общего среднего образования. Нельзя внедрять информационные технологию в деятельность учебных заведений и при этом оставить в стороне органы управления образованием. Во-вторых, это означает, что параллельно должна вестись работа по всем направлениям. Нельзя тратить огромные средства на закупку компьютерной техники и при этом забывать о программном обеспечении и подготовке кадров.

Примеры нарушения этого принципа. Районный орган управления образования создает корпоративную информационную систему, объединяющую информацию из разных учреждений образования, при этом большинство школ и гимназий не имеют компьютера, где такая информация должна вводиться и обновляться. Компьютеры для психологов в школы купили, а про программное обеспечение забыли, обучение психологов не организовали. К Интернету школы подключили, а средства на оплату трафика в бюджет не заложили.

Информатизация образования должна быть управляемой. Во-первых, это означает, что должна быть создана достаточная и, главное, непротиворечивая система управления информатизацией образования. Часто получается так, что информатизацией управляют почти все, но за результаты не отвечает никто. Во-вторых, это означает, что информатизация должна стать плановой и последовательной, должна иметь выверенную, закрепленную в нормативных документах стратегию и тактику действий. Их лучше всего оформлять в виде программ информатизации. Программа информатизации региона должна находить свое продолжение и развитие в программах районов, учреждений образования. Всю деятельность нужно разбивать на логически завершенные этапы. Содержание каждого этапа должно детализироваться по мере приближения сроков его реализации на основе достигнутых результатов.

Примеры нарушения этого принципа. Региональный орган управления образования закупает для всех школ единую компьютерную программу составления расписания, а в институте повышения квалификации обучают работе совсем с другой программой. В половину школ региона купили компьютеры и программы для библиотек, а еще через год библиотеки забросили и в другую половину школ купили компьютеры и программы для медицинских кабинетов. Закупили сразу во все учреждения сложную систему со спорными перспективами успешного внедрения, а потом выяснилось, что в большинстве учреждений нет условий для ее использования.

Информатизация образования должна быть сообразной. Во-первых, это означает соответствие между содержанием решаемых задач с одной стороны и задействованными ресурсами с другой. Во-вторых, это означает, что на каждый момент времени должны выбираться наиболее эффективные и перспективные технические решения. Для этого нужны механизмы независимого компетентного анализа рынка информационных технологий.

Примеры нарушения этого принципа. Районный отдел образования закупает компьютеры в бухгалтерию и конфигурацию заказывает такую, что на этих компьютерах "летают" самые сложные компьютерные игры. В конце 2005 года во все школы крупного города закупаются модемы для коммутируемых линий.

Информатизация образования: плюсы

Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование.

Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.

Повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. Наличие своевременной и достоверной информации, компьютерных инструментов для ее обработки и анализа позволяет принимать более взвешенные решения именно тогда, когда в них назрела необходимость. Мониторинг отклонений от заданных показателей лежит в основе этих процессов. Например, автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости позволяет администрации школы оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.

Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования. Сформированная информационная культура открывает перед людьми принципиально новые возможности для самореализации. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций, четкого выявления точек применения усилий.

За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал.

Информатизация образования поддерживает интеграционные тенденции познания закономерностей окружающего мира, увеличивает возможности для развития личности ребенка. Информационная среда повышает уровень активности и реактивности ученика, развивает способности альтернативного мышления. Формируется умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.

Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизацию следует считать перспективным направлением для всей системы образования.

Информатизация образования: минусы

Может сложиться впечатление, что внедрение и использование информационных технологий оправданно всегда и везде. Во многих случаях это почти так. Иногда это совсем не так, и бездумное внедрение приносит только вред. Информационные технологии имеют ряд особенностей. Если их не учитывать, вреда можно принести больше, чем пользы.

Повсеместное использование информационных технологий приводит к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развивает индивидуализм. В каком-то смысле, эти процессы объективны, и устранить их нельзя в принципе. Можно говорить о системе компенсирующих мероприятий, которые смогут существенно сгладить негативные тенденции.

Во все времена наибольшую трудность представлял переход от стандартных операций с учебной информацией к самостоятельным практическим действиям по ее применению. На психологическом языке это проблема перехода от мысли к действию. Постоянное взаимодействие с компьютером может еще больше осложнять такой переход. Человек привыкает работать со знаковыми системами, в то время как логика практической деятельности совсем иная. Это в меньшей степени касается тех, чья будущая профессиональная деятельность практически полностью будет связана с информационными технологиями. Но таких профессий даже в информационном обществе не так много.

Определенные трудности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто распоряжаться. Нелинейная структура найденной информации подвергает ученика соблазну следовать по предлагаемым ссылкам. При неумелом использовании это может здорово отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Вторая причина – излишек информации, "информационный шум" или "информационный мусор", который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Развитие систем мультимедиа породило обилие информационных продуктов, "напичканных" разными видами информации. Среди неофитов, научившихся вставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличным считается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две. Во-первых, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Среднестатистический человек способен уверенно оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями или объектами. Поэтому, когда ученику одновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут же демонстрируют анимационные эффекты и пару картинок, хорошего мало. Он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускает важные учебные сведения. Во-вторых, люди различаются по способу восприятия информации. В зависимости от того, какое полушарие мозга у человека ведущее, он лучше воспринимает образы или логику изложения. Когда в одном слайде смешано и то, и другое, страдают все.

Компьютеру пока еще очень далеко до человеческого интеллекта. Поэтому учебный диалог ученика и компьютера весьма ограничен по своей логике. Обсуждать олимпиадную задачу по геометрии в таком диалоге не получается. Как следствие, сложноорганизованный учебный материал начинает дробиться на мелкие фрагменты. Компьютерные тесты – самое яркое проявление этой тенденции. Понятно, что в тестах, как таковых, ничего плохого нет. Во многих случаях их использование педагогически оправдано и необходимо. Но доведение подобных подходов до абсурда может привести к тому, на что сегодня жалуются ректора ведущих вузов. На верхоглядство нынешних выпускников с одной стороны, на сложности в своевременном выявлении глубоких исследовательских способностей у других. И нужно признать, что информационные технологии зачастую способствуют этому абсурду.

Общение с компьютером сокращает живое общение педагогов и учеников, учеников между собой, и так ограниченное в учебном процессе. В результате ученик надолго замолкает при работе на компьютере. Это особенно характерно для студентов, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека – речь – оказывается выключенным, обездвиженным в течение нескольких лет обучения. Студент не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером по восемь часов в день.

Информатизация образования: проблемы

Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем. Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всегда радовались не меньше, чем первым подснежникам.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Педагогическая революционная ситуация. Широкое внедрение информационных технологий в образовательную практику порождает социальное напряжение среди педагогической общественности. Оно имеет несколько фаз. Фаза первая: руководство системы образования требует от педагогов массовой компьютерной грамотности. Все вынуждены идти на соответствующие курсы, все понимают: время пришло. Фаза вторая: педагоги, получившие базовые (читай – поверхностные) знания и умения, начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональной практике. Делают презентации (пару штук в год) и проводят с ними открытые уроки. При этом все вокруг понимаю, что это показуха, что влияния на учебный процесс она не оказывает. Главная причина заключается в том, что руководители, пославшие учительские массы на учебу, забыли выделить деньги на соответствующие материальные ресурсы. Фаза третья: материальные ресурсы в одной отдельно взятой гимназии или школе найдены. Использовать компьютер и Интернет в учебном процессе можно постоянно и системно. И тут выясняется, что для этого требуются даже не знания, а определенный пересмотр своей личной педагогической концепции. Нужно сойти с пьедестала великого гуру и сесть рядом с учениками за парту. Нужно принять, что новую тему не хуже, а даже лучше, можно изложить на компьютере, что проверка знаний и выявление в них пробелов у компьютера, как правило, получается лучше. То есть, нужно найти себя в новом, до предела информатизированном, образовательном процессе. Или перейти в другую школу, где соответствующие материальные ресурсы пока еще не найдены. А там за серию открытых уроков с использованием презентаций можно и высшую категорию получить.

Массовое обучение на дому Возможность получать знания экстерном была узаконена не так давно. Советская школа такую практику признавала крайне неохотно, в исключительных случаях для детей-вундеркиндов. Первая волна желающих быстро пошла на убыль. С экстернатом проблем семья получала больше, чем преимуществ. Затем в крупных вузовских центрах стала постепенно формироваться новая тенденция. Экстернат стал развиваться среди учащихся выпускных классов. Они, как правило, готовились поступать в конкретный вуз, посещали специальные подготовительные курсы. Непрофильные предметы при этом старались осваивать малой кровью. Введение единого государственного экзамена в форме централизованного тестирования сформировало среди выпускников еще одну тенденцию. Дети при попустительстве родителей начали манкировать школьными уроками, занимаясь целенаправленной подготовкой к единому государственному экзамену. Распространение тестовых форм контроля со временем приведет к тому, что тенденция перекочует из выпускных классов в младшие параллели. Обучающие программные продукты нового поколения, появление которых витает в воздухе, может сделать явление массовым. По моему мнению, вопрос не в том, случится это или нет. Вопрос в том, как скоро это произойдет. Успеет ли система образования адекватно к этому подготовиться? Найдет ли достойную замену классно-урочной форме организации учебного процесса? Сформирует необходимое количество педагогов нового поколения? Найдет сферу применения для тех, кто в новые реалии не вписался? Один из законов Паркинсона гласит: "Неприятности всегда случаются раньше, чем их ожидают".

Расслоение учебных заведений. Насыщение школ и гимназий средствами информационных технологий имеет свой предел. Для последующего качественного рывка учебное заведение обязано вовлекать в образовательный процесс домашние компьютеры учеников. Оно должно построить распределенный учебный процесс, в котором школьные и домашние компьютерные ресурсы будут использоваться согласовано. Это приведет к необходимости закладывать в семейный бюджет расходы на информатизацию образования для детей (оплата трафика в Интернете, покупка обучающих программ). Для достаточно обеспеченных семей эти расходы не принципиальны, для семей с обычным достатком они посильны. Главное убедить родителей в окупаемости вложений. Однако пока еще очень велик слой малообеспеченных семей, для которых такие расходы будут неприемлемой роскошью. Так как внедрение распределенного процесса обучения в школе имеет смысл только при 100% охвате, может усилиться миграция детей между учебными заведениями. Эта тенденция есть и сейчас, но при переходе информатизации учебного процесса на новый уровень, она, безусловно, усилится. Сгладить ее проявления можно только одним способом: разъяснять, что инвестиции в образование – самые выгодные из всех существующих.

Наверное, проблем будет гораздо больше. Может быть, их будет даже слишком много, и мы начнем искусственно замедлять информатизацию образования. И все-таки хочется верить, что плюсы и перспективы перевесят минусы и проблемы.

Информатизация образования: перспективы

Перспектива первая: "Есть проблема – нет проблемы". Она лежит в сфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования. Любую проблему можно своевременно отследить по отклонению заданных показателей от допустимых значений. Затем провести анализ причин и принять меры. Сделать это без информационных технологий, без компьютерной обработки и анализа данных – невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая и решаться будет не один год. Главная сложность – выявить все необходимые параметры, их связь с реальными деловыми процессами, механизмы и алгоритмы их анализа и оценки, разработать технологии принятия эффективных решений.

Перспектива вторая: "Каждому специалисту – занятие по душе". Любую профессиональную деятельность можно разделить на две части. В одну входят те деловые процессы, которые у большинства специалистов этой профессии вызывают негативные чувства. Сомневаюсь, что выпускники педагогического вуза выбирают свою дорогу в жизни потому, что им нравится проверять тетрадки. Другая часть – это то, что в профессии нравится, то, за что ее выбирает большинство специалистов. Понятно, что у каждого свое деление деловых процессов на любимые и нелюбимые. Но опыт показывает, что некоторые процессы, имеющие рутинный, повторяющийся характер, не любят практически все. Информационные технологии позволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела, освободив его для более интересных занятий.

Перспектива третья: "Каждому ученику – индивидуальную образовательную траекторию". Индивидуальная образовательная траектория – это значительно больше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должна задавать последовательность и темп обучения, учитывать способности ученика, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения. То есть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить и оценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесь действительно впечатляющие. Маленький пример: просит ученик из информационного хранилища лекцию по новой теме, а система учитывает, какое полушарие у него ведущее, и подбирает соответствующий учебный материал.

Перспектива четвертая: "Знания без пробелов". Одна из ключевых проблем нынешней классно-урочной системы заключается в том, что у многих учеников пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично, а вот для математики – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всех учеников не может ни один учитель. Даже репетитор, которого нанимают, чтобы подтянуть ребенка по предмету, не всегда это может сделать абсолютно точно. Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. И здесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль. Понятно также, что знания без пробелов – это часть информационного базиса для построения эффективной образовательной траектории.

Перспектива пятая: "Вместе весело шагать по просторам". Ученик часто считает, что учеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология, история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должна научить школа, а их обязанность работать – и платить налоги в бюджет. Учителя считают, что их обязанность – красиво и правильно рассказать и строго спросить, а остальное – проблемы ученика и его родителей. Утрированный круговорот перекладывания ответственности в обучении. Понятно, что в чистом виде такие позиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разные времена перекладывается на разных участников круговорота. В советские времена – в основном на систему образования, после перестройки – в основном на родителей. Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети легко адаптируются к новым реалиям, потихоньку перекладывают ответственность со своих плеч, на детские. И при нынешнем уровне коммуникаций между участниками образовательного процесса иного не будет. Только использование информационных технологий для организации своевременного, полезного и, главное, необременительного общения, способно в корне изменить ситуацию.

Резюме

История информатизации образования насчитывает несколько десятков лет, но говорить об информатизации образования как о явлении начали всего десять лет назад.

Информатизация образования – многоплановое понятие. Это деятельность по внедрению информационных технологий везде, где образование присутствует хотя бы в минимальной степени. Эта деятельность меняет систему образования, охватывая все ее звенья и уровни. Эта деятельность должна привести к новому качеству образования, соответствующему велениям времени.

Главная задача – построение информационного образовательного пространства. Оснащение программно-аппаратными средствами, подготовка и переподготовка кадров, нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение – в этих направлениях должна вестись согласованная системная работа. Принципы, на которых должна строиться информатизация образования, - комплексность, управляемость и сообразность. Нарушение этих принципов приводит к тому, что информатизация не достигает заявленных целей.

Плюсы информатизации общеизвестны, но есть и минусы. О них нужно знать, негативные последствия нужно отслеживать и минимизировать. Информатизация образования способна породить целый ряд серьезных социальных и педагогических проблем. Их изучением уже сейчас должны заниматься ученые в области социологии, экономики, психологии и педагогики. Иначе блестящие перспективы, которые открывает информатизация, могут быть серьезно омрачены.

Глава 3. Информационно-коммуникационная среда