На главнуюНаши публикации. Глава 3. Информационно-коммуникационная среда

Глава 3. Информационно-коммуникационная среда

  По проекту Балаганова весь Союз Республик следовало разбить на тридцать четыре эксплуатационных участка, по числу собравшихся. Каждый участок передается в долгосрочное пользование одного дитяти. Никто из членов корпорации не имеет права переходить границы и вторгаться на чужую территорию с целью заработка.
И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"

Уточнение терминологии

В предыдущей главе была обозначена главная задача информатизации образования – создание информационного образовательного пространства. Иногда ее формулируют по-другому: создание информационной образовательной среды. Пришло время обсудить эти термины, а также другие, им подобные и из них вытекающие.

Во-первых, следует выработать подходы, которые позволят различать термины "информационное образовательное пространство" и "информационная образовательная среда". Во-вторых, нужно определиться, когда следует употреблять прилагательные "единый" и "образовательный". Как мне кажется, эти терминологические проблемы сильно взаимосвязаны, и решение нужно находить одновременно.

В математике и физике пространство – это то, что имеет систему координат. Любой образованный человек знает, что мы живем в четырехмерном пространстве, где четвертым измерением является время. Для обычных людей это пространство бесконечно, хотя физики разработали множество математических и физических моделей, опровергающих это очевидное представление. В данном контексте для нас важно, что любое пространство задается системой координат (измерениями), и эти измерения – не только расстояние и время.

Образовательное пространство – термин, который не имеет отношение к современным информационным технологиям. И до их появления люди получали образование, то есть, находились в образовательном пространстве. Поэтому можно считать, что люди – это одно из измерений образовательного пространства. Второе измерение образовательного пространства – это содержание обучения. Сотни лет назад образовательное пространство школы было ограничено умением читать и считать. Сегодня его границы многократно расширились. На протяжении и веков менялись способы обучения и учебы, менялись подходы к тому, как учить и как учиться. Эти подходы определяли, как люди передают и получают знания, как они взаимодействуют друг с другом. Поэтому можно считать, что способы обучения (в широком смысле!) – это еще одно, третье, измерение образовательного пространства.

Во все времена в процессе обучения люди использовали материальные ресурсы и информационные технологии. Они строили здания школ и обеспечивали их мебелью. Для передачи знаний они использовали глиняные дощечки, папирусы, бересту, рукописи, печатные издания. Для приобретения практических навыков они использовали счеты, глобусы, лабораторные приборы, наглядные пособия. Тем самым они создавали среду обучения, или образовательную среду.

Среда – слово многозначное. Его применяют для описания несравнимых по масштабу явлений. Когда говорят о бульоне для выращивания микробов в пробирке. Когда говорят, что океан – это среда обитания для множества организмов. Но всегда – это средство, с помощью которого создаются условия для функционирования и развития чего-то другого, значимого с содержательной точки зрения.

Океан – это среда, в которой организмы появляются на свет, живут и умираю. Железнодорожные пути, станции, железнодорожный транспорт – это часть транспортной среды, обеспечивающей перераспределение материальных ресурсов, перемещение людей. Информационно-коммуникационная среда – это совокупность аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, информационных ресурсов, предназначенная для обработки и передачи информации (в соседнее помещение или на тысячи километров), для удобного и быстрого взаимодействия людей, независимо от расстояния, их разделяющего.

Информационно-коммуникационная среда само по себе лишена содержательного смысла. Это лишь средство для решения поставленных задач, необходимое условие для эффективного функционирования и развития сложного организма. Таким организмом может быть школа, региональная система образования, промышленное предприятие, налоговая служба государства. Объединяет эти организмы одно: везде есть люди (первое измерение), везде ставятся определенные содержательные цели (второе измерение), везде существуют способы решения практических задач и достижения поставленных целей.

Таким образом, под термином информационное образовательное пространство будем понимать образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду. Образовательное пространство школы – это ее учителя, ученики и их родители; это учебные программы, по которым проводится обучение; это образовательные технологии, методики, методы и приемы, которые в школе используются. Информационно-коммуникационная среда школы – это ее компьютерные ресурсы, объединенный в локальную вычислительную сеть; это домашние компьютеры учеников, подключенные к школьному серверу через сеть Интернет; это программное обеспечение и информационные ресурсы, предназначенные для решения огромного множества практических содержательных задач.

Образовательное пространство школы не ограничивается пространственными рамками ее здания или микрорайона. Ученик школы, уехавший на международную олимпиаду, расширяет эти рамки на многие тысячи километров. Еще раз отмечу: образовательное пространство школы не имеет традиционной евклидовой системы координат. В то же время вполне правомочно сказать, что четвертым его измерением является время. По крайней мере, мы легко можем сравнивать изменение школы по первым трем координатам во времени.

Договорившись о различении терминов "информационное образовательное пространство" и "информационно-коммуникационная среда", мы придем к пониманию, когда стоит использовать прилагательное "единый". Вполне логично и обоснованно звучит "единая информационно-коммуникационная среда". Это означает, что различные средства информационных технологий должным образом интегрированы, что облегчает их использование. "Единое информационное образовательное пространство" следует понимать и употреблять только в том смысле, что оно базируется на единой информационно-коммуникационной среде.

Информационно-коммуникационная среда

Информационно-коммуникационная среда – это совокупность аппаратных, программных и телекоммуникационных средств и информационных ресурсов. Она предполагает наличие нормативно-организационного, учебно-методического и технического сопровождения. У нее есть пользователи, а также персонал, который обеспечивает ее функционирование и развитие.

Информационно-коммуникационную среду учреждения образования будем считать единой, когда выполняются следующие условия:
- объединены в локальную вычислительную сеть все компьютерные ресурсы учреждения образования;
- обеспечен авторизованный доступ к выделенному серверу через сеть Интернет;
- информационные ресурсы интегрированы таким образом, что информация не дублируется и доступна для обработки разным приложениям;
- для автоматизации деловых процессов используются схожие подходы, интерфейсы и программные средства;
- используемое программное обеспечение обеспечивает полноту и непротиворечивость выполнения деловых процессов;
- в информационной среде действует единая система авторизации для всех приложений.

Единая информационно-коммуникационная среда – это идеал, к которому можно стремиться. Достичь его в полном объеме достаточно сложно. Тем не менее, далее я буду использовать этот термин и сокращение ЕИКС, так как именно в этом направлении призываю двигаться всех читателей.

Техническая инфраструктура

Техническая инфраструктура ЕИКС – это все те аппаратные средства информационных технологий, которые используются в учреждении образования. Основу технической инфраструктуры составляет локальная вычислительная сеть учреждения образования. Если ее нет, то преждевременно вообще употреблять термин "информационно-коммуникационная среда".

Представьте себе территорию, на которой расположены крупные и мелкие населенные пункты. Каждый окружен непреодолимой горной грядой. То есть, путей сообщения между ними нет никаких. Вопрос: можно ли назвать эту территорию страной? Примерно так же обстоит дело с компьютерами, которые не объединены в сеть.

Ядро технической инфраструктуры – это выделенный сервер. Этот компьютер отвечает за согласованную работу всех остальных компьютеров, обеспечивает информационное взаимодействие, заботится о безопасности. Продолжая аналогию – это столица нашего государства. Нет столицы – нет государства. Есть только отдельные города и деревни, иногда торгующие между собой, а иногда враждующие.

Локальная вычислительная сеть объединяет отдельные компьютеры. Как и города, эти компьютеры могут быть узко специализированными, а могут использоваться для решения очень многих задач. Компьютер, на котором школьный библиотекарь ведет базу данных и учет выдачи книжных изданий, можно сравнить с городом Тольятти, который в основном штампует легковые автомобили. Компьютер в учительской, который предназначен для решения множества различных задач, можно сравнить с любым крупным многопрофильным городом (Самарой, Казанью, Ярославлем и др.). Города могут быть маленькими и большими. Компьютеры могут быть производительными и не очень.

Некоторые города расположены на пересечении торговых путей, и к ним сходится множество дорог. Они в основном выполняют функцию перераспределения материальных потоков. Устройства с похожим функционалом входят в техническую инфраструктуру. Их называют сетевые управляющие устройства, и они предназначены для перераспределения информационных потоков в сети.

К технической инфраструктуре относятся периферийные устройства, расширяющие функциональные возможности использования компьютеров. В первую очередь, это устройства ввода информации (наиболее известный пример – сканеры) и устройства вывода информации (наиболее известный пример – принтеры). В нашей аналогии можно вспомнить организации, которые накапливают знания (ими обзаводятся многие уважающие себя города и страны). Ну а средства массовой информации – разве плохая аналогия для печатающих устройств и проекционного оборудования?

Человеческая цивилизация к началу XXI века породила на территории Земли много эксклюзивных мест. Фабрику грез – Голливуд. Университетские и научные городки. Курортные территории. Так и в единой информационной среде учреждения образования можно обнаружить немало интересных и необычных (пока!) вещей. Школьная цифровая теле-видео-студия. Физическая компьютерная лаборатория. Электронный микроскоп в кабинете биологии. Компьютерный игровой центр.

Итак, техническая инфраструктура – это локальная вычислительная сеть с выделенным сервером, управляющими устройствами. Она объединяет все компьютеры, периферийное и иное, иногда эксклюзивное, оборудование.

Программное обеспечение

Любая страна, любой город живут по определенным законам и правилам. Иначе жизнь превратилась бы в кошмар. Каждый делает то, что ему вздумается, нимало не считаясь с мнением окружающих. Конечно, в реальной жизни так не бывает. Любая анархия порождает своих вожаков, которые сразу же начинают устанавливать свои законы и правила. Они могут быть жестокими, несправедливыми, но это уже не анархия.

Продолжая аналогию, могу сравнить программное обеспечение с законами и правилами, по которым существует и работает информационно-коммуникационная среда. В реальной жизни законы и правила различаются по назначению и области применения, по строгости соблюдения, по распространенности. Некоторые законы носят всеобщий характер, некоторые регламентируют совершенно конкретную сферу человеческой жизнедеятельности.

Конституцию можно сравнить с операционной системой, которая устанавливает общие правила работы компьютерной техники, иных компьютерных программ, обеспечивает их взаимодействие.

Общее гражданское право, общепринятые нормы поведения регламентируют повседневную человеческую жизнь во всех ее проявлениях. Их можно сравнить с офисными приложениями. Такие приложения, распространенные практически повсеместно, также обеспечивают решение простых, понятных человеку задач: написать текст, посчитать доходы и расходы, рассказать о себе.

За свою историю человечество придумало (скорее, вынуждено было придумать!) множество специализированных законов и правил. Уголовное, таможенное, авторское право. Правила поведения в общественных местах, в учреждениях образования. Правила получения медицинской помощи и правила ведения деловых операций. Список можно продолжать и детализировать. За меньшее время, всего за 50 лет, люди создали огромное количество самых разнообразных компьютерных программ. Тома с их перечнем вполне могут оказаться тяжелее томов, в которых перечисляются придуманные за тысячелетия законы.

В этой связи также можно придумывать достаточно близкие аналогии. Уголовное право и антивирусные программы. Авторское право и программы для защиты от несанкционированного копирования. Строительное право, строительные нормативы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения.

Законы и компьютерные программы сближает их инструктивный характер. Закон: если ученик окончил школу без двоек, он получает диплом о среднем образовании. Программа: если ввести числа А и В и нажать на кнопку С, на экране появится число D.

Итак, программное обеспечение – это операционные системы, офисные приложения, программы для общения, специализированные программы и программы для обеспечения безопасности. Они определяют законы и правила, по которым функционирует информационно-коммуникационная среда.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы можно сравнить с продуктами производственной деятельности человека. Они (информационные ресурсы) создаются и уничтожаются, обрабатываются и перерабатываются, изменяются и дополняются, перемещаются и распределяются. Все то же самое можно сказать о любых продуктах производственной деятельности человека.

Информационные ресурсы, которые входят в состав информационно-коммуникационной среды учреждения образования, можно разделить на несколько видов.

Во-первых, это единый банк данных, содержащий сведения обо всех информационных объектах учреждения образования. В нем хранится информация о сотрудниках, учащихся и родителях; о материальных и нематериальных ресурсах; об условиях организации и результатах учебного процесса. Я подчеркиваю слово "единый", так как наличие нескольких, не согласованных между собой информационных структур, существенно замедляют нормальное развитие информационно-коммуникационной среды. На физическом уровне баз данных может быть несколько. В этом случае между ними должно быть обеспечено автоматическое согласование информации.

Во-вторых, это информационные хранилища учебно-методического назначения. В них представлена вся содержательная информация, необходимая для учебного процесса. Учебные презентации и иные электронные материалы, планы проведения уроков, методические рекомендации. В некоторых случаях бывает трудно разделить программу и информационный ресурс. Так, например, многие электронные учебные издания представляют собой информационно-программный комплекс. В нем программная оболочка и содержание полностью интегрировано и неразрывно связано. В большинстве случаев такая интеграция носит искусственный характер и объясняется желанием производителей защитить свои права на интеллектуальную собственность. К сожалению, это приводит к тому, что жизненный цикл полезной информации существенно сокращается.

В-третьих, это информационное хранилище электронной документации учреждения образования. Речь идет обо всех файлах, в которых хранятся цифровые аналоги официальных школьных документов: приказы, распоряжения, справки, отчеты, реестры и т.п. Файлы хранятся частично на сервере, частично на компьютерах их создателей. В простейшем случае единой системы их описания нет, и пользователь должен знать, где какой файл лежит. Автоматический поиск нужного файла при этом весьма проблематичен. При большом информационном потоке имена файлов имеют свойства через три дня забываться. Когда единая информационно-коммуникационная среда переходит на более высокий уровень развития, создается единая система описания электронных документов. На завершающей стадии может идти речь о внедрении профессиональной системы электронного документооборота.

В-четвертых, это Web-ресурсы, которые размещаются в локальной вычислительной сети учреждения образования. На первых этапах – это просто HTML-странички. В последующем Web-ресурсы могут быть организованы более сложным образом, когда информация хранится в базе данных. В этом случае доступ к ним обеспечивается при помощи специальных Web-приложений. К Web-ресурсам можно отнести школьный портал, включающий тематические и групповые сайты, индивидуальные сайты и Web-странички преподавателей и учащихся.

В-пятых, это официальный сайт учреждения образования, размещенный на одном из внешних Web-серверов. Этот сайт содержит относительно немного информации по сравнению со школьным порталом. Он предназначен в первую очередь для того, чтобы познакомить с деятельностью и особенностями учреждения образования сторонних пользователей. Официальный школьный сайт и школьный портал могут быть достаточно тесно интегрированы. Идеальный вариант, когда официальный сайт автоматически генерируется на основе школьного портала. Это существенно облегчает работу по его сопровождению и обновлению, позволяет избегать дубляжа, сокращает количество ошибок.

Доступ в Интернет

Учреждение образование подключается к сети Интернет в первую очередь для того, чтобы учителя и ученики могли получить доступ к внешним информационным ресурсам. Это задача понятная. Пока в учреждении образования к Интернету подключался один компьютер, вполне можно было ограничиться обычным коммутируемым каналом с низкой пропускной способностью. В информационно-коммуникационной среде доступ к Интернету предполагается предоставлять со всех компьютеров, подключенных к локальной вычислительной сети. Поэтому речь должна идти о подключении к Интернету по высокоскоростным каналам, которые смогут обеспечить достаточную скорость при одновременной работе нескольких пользователей.

Однако есть еще одна причина, по которой учреждение образования должно стремиться к качественному доступу в Интернет. Со временем школьный сервер может стать одним из наиболее интересных и востребованных информационных ресурсов для окружающего школу социума. Это ресурс эксклюзивный, так как ни один другой Интернет-ресурс не может предоставить информацию об образовательном процессе в данной конкретной школе. За эксклюзивную информацию люди всегда готовы платить дополнительные средства. Для школы важной задачей становится создание технических условий, обеспечивающих комфортную работу клиентов с ее информацией. В данном контексте можно говорить о двух аспектах: качестве доступа и его стоимости. Если школьные ресурсы будут открываться значительно медленнее, чем другие ресурсы Интернета, пользователи начнут проявлять свое недовольство. Если стоимость трафика к школьному серверу не будет меньше стоимости трафика к другим ресурсам Интернета, активной систематической работы с ним добиться будет сложно.

Есть несколько подходов решения этой проблемы в конкретной школе. Они будут описаны в одной из последующих глав.

Документальное обеспечение

Любая сложная деятельность, в которую вовлечено много людей, должна быть обеспечена соответствующими документами. Особенно в том случае, когда люди осваивают новую для себя сферу. Например, информационные технологии.

В единой информационно-коммуникационной среде средней по численности школы предполагается работа нескольких тысяч человек. Поэтому без должного количества регламентов, приказов, инструкций, рекомендаций, планов такая работа имеет все шансы превратиться в мало управляемый процесс.

Документацию, которая должна быть разработана, можно разделить на несколько видов:
- нормативная документация, закрепляющая правила работы с ЕИС различных категорий пользователей (приказы, должностные инструкции, регламенты);
- организационная документация, определяющая время и порядок проведения различных мероприятий, имеющих отношение к ЕИС (программа информатизации, планы мероприятий, графики работы);
- методическая документация, содержащая рекомендации по использованию программно-аппаратных средств и информационных ресурсов различными пользователями (методики использования, обобщение опыта применения);
- техническая документация, содержащая описание интерфейса, функциональных возможностей и особенностей использования программно-аппаратных средств.

Допустив какую-то ошибку при работе в информационно-коммуникационной среде, пользователь часто уверяет руководство, что не был знаком с соответствующей документацией. Это происходит сплошь и рядом. Поэтому заведите отдельную тетрадь, в которой пользователи будут расписываться, что ознакомлены с теми и ли иными документами. Только в этом случае они будут воспринимать их всерьез и задумаются, прежде чем нарушить.

Типовые фрагменты

В единой информационно-коммуникационной среде учреждения образования можно выделить несколько типовых фрагментов. В тех или иных вариациях они повторяются во многих школах и гимназиях. Такие фрагменты имеют типовую конфигурацию программно-аппаратных средств, определенные категории пользователей. Для них, как правило, имеет смысл разрабатывать отдельные нормативные, организационные и методические документы.

Серверная комната (на компьютерном сленге – серверная). По совершенно понятным причинам она является центральным фрагментом информационно-коммуникационной среды. Как правило, это отдельная комната, в которой размещается сервер и рабочее место администратора. В ней же обычно размещают основное коммуникационное оборудование. Физический доступ в серверную комнату для посторонних должен быть максимально ограничен.

Автоматизированные рабочие места (АРМы). Иногда под этим термином понимают конкретный компьютер, на котором установлено конкретное программное обеспечение, как правило, узкоспециализированное. В общем случае, АРМ – это комплекс программ, обеспечивающих автоматизацию основных деловых процессов в рамках некоторой профессиональной деятельности. АРМ предназначается для специалиста конкретной профессии: "АРМ психолога", "АРМ диспетчера", "АРМ директора".

Компьютерные классы. Ими оснащаются кабинеты информатики (для обучения информатике) и кабинеты информационных технологий (для проведения всех остальных уроков). Часто в школах разделение не делают, но это не совсем правильно. К компьютерному классу, который используется только на уроках информатики, требования достаточно скромные. Если компьютерный класс предполагается использовать на уроках по другим предметам, требования к нему возрастают. Это объясняется тем, что применяется очень широкий спектр учебного программного обеспечения. В большинстве случаев – это мультимедийные программы, требующие мощных современных компьютеров. Тем не менее, достаточно распространена иная картина, когда в учреждении образования правят бал учителя информатики. Они умеют убедить директора и приватизируют лучшую компьютерную технику.

Медиатека. Очень популярный термин с несколько размытым пониманием. Чаще всего им обозначают коллекцию мультимедийных компакт-дисков образовательного назначения. Можно рассматривать это понятие несколько шире и включать в него специализированные компьютеры, на которых это богатство можно использовать. Идеальное место для размещения в школе медиатеки – библиотека. Это мировая практика – размещать в читальных залах автоматизированные рабочие места для читателей. С выходом в Интернет, с доступом к информационным ресурсам учреждения, с возможностью использовать образовательные компакт-диски. Иногда медиатеку совмещают с кабинетом информационных технологий. Недостатком этого решения является то, что доступ в медиатеку ограничен расписание работы кабинета. Это резко снижает системное использование медиатеки по основному назначению (организация самостоятельной работы учащихся и преподавателей).

Кабинет с проекционным оборудованием. Главный элемент такого кабинета – программно-аппаратный комплекс, в который входит компьютер и проектор. Если в учреждении один или два проектора, нужно сделать такой кабинет межпредметным. В этом случае его использование регламентируется примерно так же, как использование кабинета информационных технологий. То есть, по отдельному расписанию. В перспективе каждый предметный кабинет должен быть оснащен проектором, что позволит говорить о системном влиянии этого вида техники на учебный процесс. Очень неудачное решение – при ограниченном количестве проекторов оснащать ими кабинеты с компьютерными классами.

Информационно-коммуникационная среда учреждения образования может включать и другие фрагменты, на данный момент получившие меньшее распространение. Это может быть издательский центр. В нем концентрируются специализированные программно-аппаратные комплексы для подготовки и публикации большого числа красочно оформленных печатных документов.

Это может быть мультимедийная студия. В ней ведется более-менее профессиональная работа с аудио и видео информацией. Для такой студии на рынке существует много интересных программно-аппаратных решений. Важно понимать, что такая студия заработает по-настоящему только тогда, когда в ней появится увлеченный и понимающий лидер.

Система безопасности

Построение полноценной и достаточной системы безопасности для единой информационно-коммуникационной среды является важнейшей задачей. За ее решение должен отвечать лично руководитель учреждения образования. В первую очередь потому, что и за последствия ответственность будет нести он.

Выполнение правил безопасности сможет уберечь Вас и Ваше учреждение не только от потери важных данных, но и от других, не менее серьезных проблем. Одна из наиболее опасных – проблема воровства персональных данных и использование их в корыстных или недобросовестных целях. Опишу ситуацию, которая по оценкам специалистов, является типичной для учреждений, внедряющих комплексные системы информатизации.

Марья Ивановна, учительница со стажем, компьютер освоила и с ним постоянно работает. Из-за боязни забыть пароль, записала его на бумажке. Бумажку постоянно носит с собой. В какой-то момент села поработать в компьютерном классе. В это время ее позвали к телефону. Она вышла, оставив бумажку с паролем на столе. Вовочка, проходя мимо, в эту бумажку заглянул. Теперь, не имея способностей к настоящему хакерству, он с помощью этого пароля вполне может серьезно навредить любимой школе. Может изменить некоторые данные в системе. Может найти закрытые данные, которые потом станет обсуждать в кампании.

Подобная ситуация возможна, но ее несложно избежать. Правилам безопасности должен быть посвящен серьезный фрагмент обучения преподавателей. В конце каждый должен расписаться в специальном документе, что с правилами ознакомлен.

Еще одна потенциальная угроза – это несанкционированное проникновение в базу данных любопытствующих юных дарований. При выполнении нескольких рекомендаций подобные случаи можно практически исключить. Во-первых, в школьной локальной вычислительной сети должны выполняться общепринятые правила безопасности. Квалифицированный системный администратор, получивший дополнительные консультации у специалистов по безопасности информационных систем, вполне сможет обеспечить соблюдение таких правил. Во-вторых, нужно взять на учет и привлечь к сотрудничеству всех ребят, которые подобные штуки могут проделывать. Их на самом деле не так и много.

Проблема, которой пугают на ночь всех начинающих пользователей, – заражение компьютерным вирусом. И нужно сказать, что пугают не зря. Безответственное поведение неизбежно приведет любого пользователя к ситуации, когда на его компьютере появятся зараженные файлы. Основных проявлений такой безответственности несколько. Скачивание файлов из непроверенных источников в Интернете (почти все источники с этой точки зрения нужно относить к категории непроверенных!). Невнимательное обращение с подозрительными электронными письмами. И самое распространенное – перенос вирусов на своих дискетах (флэшках) после визита в дружескую организацию. Избежать попадания вируса в компьютерную сеть почти невозможно, зато возможно не дать этому вирусу размножиться и принести серьезный вред. Для этого системный администратор должен выстроить на всех компьютерах единую политику антивирусной защиты.

К правилам безопасности относятся также мероприятия по обеспечению резервного копирования данных. От вирусов никто не застрахован, поэтому систематическое архивирование базы данных – важнейшая задача системного администратора. Потеря данных – это, к сожалению, не только проблема потерянного времени, но и проблема психологическая. Повторение пройденного пути и необходимость вручную восстанавливать информацию – это сильнейший стресс для всего коллектива.

Система сопровождения

Всегда нужно помнить, что в информационно-коммуникационной среде:
- аппаратные средства нуждаются в периодической профилактике, иногда они выходят из строя и их приходится ремонтировать;
- программное обеспечение требуется установить и настроить, а так как оно постоянно совершенствуется, версии нужно периодически обновлять;
- пользователям информационно-коммуникационной среды постоянно нужно помогать осваивать новые программы и технологии, их нужно вовлекать в активное использование информационных технологий (и не всегда на добровольной основе, к сожалению).

Всеми этими проблемами должна заниматься служба комплексного сопровождения информационно-коммуникационной среды. У нее два основных направления работы: техническое сопровождение и методическое сопровождение. Это могут делать разные люди. Более того, техническое сопровождение иногда отдают на аутсорсинг, то есть, приглашают для выполнения этой работы стороннюю организацию. Однако координироваться эта работа должна из единого центра.

Иногда в службу сопровождения добровольно-принудительно привлекают квалифицированного родителя, у которого дети учатся в школе. На первых этапах комплексной информатизации вариант допустимый. Но в дальнейшем бесперспективный и даже вредный. Гораздо полезнее привлекать старшеклассников, которые этими вопросами интересуются. Только ни в коем случае не отдавать им данное направление на откуп, иначе информационно-коммуникационная среда будет оптимизирована под последние новинки компьютерного игрового мира.

Развитие информационно-коммуникационной среды на должном уровне позволит школе зарабатывать на информатизации средства. Из первых доходов нужно формировать квалифицированную службу сопровождения, и только потом думать о развитии материально-технической базы.

Пользователи ЕИКС

Люди – они всегда и везде люди, то есть, ключевые элементы любой системы. В нашей мифической стране они – хозяева и создатели городов и дорог, продуктов, законов и правил. В образовательном пространстве школы – это одно из измерений. Для информационно-коммуникационной среды – они владельцы компьютеров и компьютерных программ, создатели и потребители информационных ресурсов, то есть ее пользователи. Пользователей можно разделить на два больших класса: - анонимные пользователи - те люди, которые работают в информационно-коммуникационной среде без ввода сетевого имени и пароля;
- авторизованные пользователи – те люди, которые работают в информационно-коммуникационной среде под своим сетевым именем после ввода пароля.

На первых этапах в информационно-коммуникационной среде могут быть различные компьютерные программы, каждая из которых ведет собственную базу авторизованных пользователей. Поэтому пользователь вынужден регистрироваться по несколько раз за один день. В отдельных случаях таких регистраций может быть более пяти. Главное неудобство заключается в том, что нужно помнить пять сетевых имен и пять паролей.

По мере формирования ЕИКС компьютерные программы интегрируются между собой, в том числе, и по базе авторизованных пользователей. В этом случае количество сетевых имен и паролей для использования резко сокращается. Как правило, пользователь имеет имя и пароль для входа в операционную систему Windows, имя и пароль для работы со специализированными приложениями.

Каждый пользователь в информационно-коммуникационной среде имеет определенные права. Они определяют, какие компьютерные программы, и в каких режимах он может запускать, к каким информационным ресурсам ему разрешен доступ. Права доступа – это мощный инструмент для формирования безопасного режима функционирования ЕИКС.

Пользователи могут объединяться в группы. Обычно основными критериями для отнесения пользователя к той или иной группе являются его функциональные обязанности в учреждении. В этом случае права могут назначать не только отдельным пользователям, но и целым группам.

Среди авторизованных пользователей информационно-коммуникационной среды любого учреждения можно выделить четыре основные группы:
- "координаторы" – те люди, которые отвечают за выработку и соблюдение регламентов работы в информационно-коммуникационной среде;
- "администраторы" – те люди, которые отвечают за работоспособность всей информационно-коммуникационной среды, ее фрагментов и компонентов, за установку и настройку программного обеспечения;
- "редакторы" – те люди, которые обеспечивают ввод и обновление информации в разных специализированных приложениях;
- "читатели" – те люди, которые работают с определенными информационными ресурсами в режим просмотра, обработки, анализа и публикации данных.

Один человек одновременно может входить в несколько основных групп. Например, учитель информатики в школе может выполнять обязанности администратора ЕИКС и одновременно являться редактором собственных информационных ресурсов. Иногда "читателю" предоставляется право изменять небольшой фрагмент информационного ресурса, если он касается его одного. Например, ученик может сделать заказ на конкретную книгу в школьной библиотеке, но только для себя.

Ключевые сотрудники

В любой школе, вышедшей на определенный уровень информатизации, есть несколько категорий ключевых сотрудников, наиболее активно вовлеченных в эту работу. Рассмотрим их роль в процессе формирования и развития ЕИКС.

Учитель информатики. Такой специалист есть в каждой школе. Во многих случаях по объективным причинам он становится главным тормозом информатизации. Руководителю учреждения образования очень важно понимать эти причины. Первая: повальная информатизация снижает его значимость. Полезные возможности, которыми раньше владел только он, становятся достоянием всех остальных. Вторая: на него часто взваливают значительный объем дополнительной работы. В условиях кадрового голода на квалифицированных специалистов учителю информатики приходится выполнять функции лаборанта, оператора ЭВМ, системного администратора. Сопровождать уроки других учителей, причем, очень часто, без дополнительных стимулов. Позиция учителей информатики в отношении комплексной информатизации часто сводится к скрытому саботажу. Приведу пример ситуации, в которую попадает множество руководителей школ. После урока русского языка (математики, физики, географии), который проводился в компьютерном классе, к директору прибегает разгневанный учитель информатики. "Я не могу вести свой урок, – заявляет он. – В компьютерах изменены настройки, половина программ не запускается … Или уроки информатики, или ваша информатизация!" Я не утверждаю, что так происходит везде и всегда. Просто нужно помнить, что есть этому объективные причины. Если их вовремя не учесть, учитель информатики станет не помощником, а противником информатизации.

Оператор ЭВМ (по классификационному справочнику профессий) или оператор персонального компьютера. Очень полезная должность для ввода данных, но имеется далеко не везде. Во-первых, руководитель часто считает, что этим должен заниматься секретарь. Да, часть информации может вводить и секретарь. Но у него есть свой круг обязанностей, у него невысокая зарплата, и перегрузка приведет только к одному: через месяц придется искать нового работника. Еще одна проблема – текучесть кадров. Естественно, что руководителю хочется иметь квалифицированного оператора. Он помогает ему освоить новые офисные технологии, посылает на курсы. Результат – готов офис-менеджер или секретарь для коммерческой структуры.

Инженер-программист (тоже по квалификационному справочнику). Большинство руководителей понимает, что ничего этот инженер программировать не должен и не может. В большинстве случаев именно на эту должность принимают на работу системного администратора. Зарплата инженера-программиста в школе квалифицированного специалиста не привлечет. Поэтому грамотный руководитель находит несколько не совсем законных, но вполне оправданных решений. Во-первых, директор дает ему возможность приходить на работу несколько раз в неделю на несколько часов. Для него важно, чтобы все работало. Во-вторых, директор придумывает разные способы доплатить хорошему специалисту, чтобы вовлечь его в информатизацию своего учреждения более плотно.

Лаборант кабинета информатики. Учитывая зарплату, в лучшем случае это студент старших курсов профильного вуза, часто из бывших выпускников. Если он найдет в школе какое-нибудь эксклюзивное оборудование, которое ему интересно, может работать практически целыми днями. Вполне приемлемый вариант.

Заместитель по информатизации

Названия этой должности могут быть разные. Заместитель по информационным технологиям, заместитель по науке и инновациям руководитель проекта и др. Наиболее точным я все же считаю "заместитель по информатизации". В последующих главах я не раз буду возвращаться к этой ключевой фигуре. Сейчас рассмотрим только три вопроса:
- какими качествами должен обладать заместитель директора по информатизации;
- где можно искать подходящую кандидатуру;
- нужна ли такая должность в перспективе.

Перечислю качества хорошего заместителя директора по информатизации в порядке убывания их значимости:
- инициативность;
- коммуникабельность;
- амбициозность;
- обучаемость;
- знание современных ИТ;
- авторитет в коллективе;
- стоимость и надежность;
- административный опыт.

Такую градацию я выстроил на основе анкетирования значительного числа директоров школ и гимназий. В целом все понятно, поясню только качество "надежность". Здесь имеются в виду гарантии того, что этот человек в самый критический момент не уйдет из школы на другую работу.

Перечислю категории людей, среди которых можно искать потенциальных кандидатов на эту должность:
- учителя информатики;
- начинающие администраторы;
- перспективные учителя-предметники;
- начинающие менеджеры;
- состоявшиеся администраторы.

Анкетирование директоров показало, что наиболее перспективной категорией они считают учителей информатики (что нас удивило). А наименее перспективной – состоявшихся администраторов (что почти очевидно).

Последний очень интересный вопрос. Нужен ли директору заместитель по информатизации в стратегической перспективе? Первая реакция почти всех: конечно, нужен, какой разговор! Однако есть аргументы, которые заставляют усомниться в этом. В стратегической перспективе все участники образовательного процесса будут иметь достаточный уровень информационной культуры. Это означает, что они будут хорошо представлять, как и когда стоит применять те или иные технологии. В этом случае координацией использования компьютеров в учебном процессе будет заниматься заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Тем же самым в воспитательной работе будет заниматься соответствующий заместитель. Техническими вопросами – системный администратор. И чем тогда заниматься заместителю по информатизации?

Резюме

Люди – это одно из измерений образовательного пространства. Второе измерение образовательного пространства – это содержание обучения. Способы обучения (в широком смысле!) – это еще одно, третье, измерение образовательного пространства. Под информационным образовательным пространством будем понимать образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду.

Информационно-коммуникационная среда учреждения образования – важнейший элемент информационного образовательного пространства. От качества составных частей во многом зависит и качество целой системы.

Информационно-коммуникационная среда должна быть единой. В ее основе лежат сложные интеграционные процессы. Они позволяют в итоге оптимизировать все стадии работы с информацией: ввод, обновление, обработку, передачу, публикацию.

Техническая инфраструктура – это материальный базис информационно-коммуникационной среды. От ее качества зависит успешность всей работы. Качество технической инфраструктуры определяется тремя параметрами: качеством проектирования, качеством отдельных компонентов и качеством их интеграции в единую систему.

Программное обеспечение – это законы и правила, по которым функционирует информационно-коммуникационная среда. С помощью компьютерных программ преобразуются существующие информационные ресурсы и создаются новые, автоматизируются деловые процессы. Программное обеспечение – это огромный мир. Некоторые программы, как голубей и воробьев, можно встретить повсюду. Другие – такая же редкость, как птичка колибри.

Если информационно-коммуникационная среда – это кровеносная система, то информация – это кровь. К информационным ресурсам относятся базы данных и сайты, электронные документы и мультимедийные файлы.

Людей, которые работают в информационно-коммуникационной среде, называют ее пользователями. У них разные роли, разные права и ответственность. Главная фигура – это заместитель руководителя, которому поручено отвечать за информатизацию. Информационно-коммуникационная среда – детище, которое он должен любовно холить и лелеять, удобрять и взращивать. Если руководитель найдет правильную кандидатуру – успех на 25% обеспечен.

Информационно-коммуникационная среда не может нормально существовать в условиях анархии. Такие условия могут появиться по двум причинам. Если деятельность пользователей не регламентирована должным образом. Если не налажена система сопровождения, которая включает техническую и методическую составляющую. Если эти причины устранены, успех обеспечен еще на 25%. Оставшиеся 50% будут обеспечены целым комплексом факторов, про которые речь пойдет в следующих главах.

Глава 4. Подходы к информатизации школы