На главнуюНаши публикации. Глава 4. Подходы к информатизации школы

Глава 4. Подходы к информатизации школы

  Великому комбинатору очень нравилось новое поприще. Ежечасно они прибегал в контору с покупками. Он приносил такие сложные канцелярские машины и приборы, что курьер и уполномоченный только ахали. Тут были дыропробиватели, копировальные прессы, винтовой табурет и дорогая бронзовая чернильница… Под конец Бендер притащил ветвистые оленьи рога.

И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"

Вводные установки

Во-первых, говоря далее об информатизации школы, я всегда буду подразумевать комплексную информатизацию.

Во-вторых, когда я говорю "школа", то подразумеваю любое учреждение общего среднего образования: школу, гимназию, лицей.

В-третьих, когда я хочу подчеркнуть, что школа осознано и последовательно встала на путь комплексной информатизации, я буду называть ее перспективной школой.

В-четвертых, я часто буду использовать термин "деловые процессы". При разработке сложных информационных систем это очень важное понятие. Оно подразумевает те устоявшиеся и регламентированные процедуры, которые выполняют отдельные сотрудники или целые подразделения.

В-пятых, я буду рассматривать деловые процессы школы через призму опыта, накопленного в области автоматизации деловых процессов в других отраслях. Информатизация любой организации подчиняется определенным общим правилам. Она опирается на схожие принципы, которые разрабатываются и уточняются уже несколько десятилетий.

Задумайтесь, ведь школа во многом похожа на производственное или коммерческое предприятие, на котором работает около 100 сотрудников. Эти сотрудники ежедневно обслуживают около 1000 человек. Много ли Вы знаете успешных предприятий такого масштаба? Сколько из них не используют компьютер?

Школу можно сравнить с туристическим агентством, так как они ориентированы на предоставление услуг одной и той же категории клиентов. Школу можно сравнить с научно-исследовательским институтом, задача которого – постоянно выдавать новые технологические решения. Каждый выпускник, которого школа отправляет в большую жизнь, это тоже эксклюзивный интеллектуальный продукт.

Перспективная Школа

Перспективной Школой назовем систему компьютерных программ и информационных ресурсов, включающую также методологию решения с их помощью практических образовательных задач. При такой формулировке Перспективная Школа – важнейшая составляющая ЕИКС школы.

Компьютерные программы помогают решать различные задачи. Получать сводные отчеты, планировать работу школы, ввести электронный журнал, проводить (проходить) компьютерное тестирование, рассылать сообщения о мероприятиях и многое другое. Иногда я буду употреблять термин "система программ" для обозначения всего комплекта программного обеспечения образовательного назначения. Этим я буду подчеркивать, что программные комплексы должны быть интегрированы, должны дополнять друг друга, а не дублировать.

Приведу аналогию. Стену можно построить из кирпичей, а можно – из булыжников. Во втором случае уйдет гораздо больше раствора на то, чтобы сделать ее прочной. Так же и с программным обеспечением. Если интеграция между программными комплексами не предусмотрена, значительные усилия постоянно будут уходить впустую, то есть на то, чтобы все работало хоть в минимальной степени согласовано.

Можно выделить несколько типов программных комплексов.
1. Автоматизированные рабочие места. Обеспечивают конкретных специалистов школы необходимым функционалом для решения профессиональных задач.
2. Программные комплексы общего пользования. Например, электронный школьный журнал, система управления учебным процессом, система управления школьными мероприятиями, SMS-информатор и др.
3. Обучающие программы. Применяются на различных этапах учебной деятельности, как в стенах школы, так и за ее пределами.
4. Персональные информационно-коммуникационные Web-системы. Обеспечивают персонифицированный доступ к нужной информации, а также взаимодействие между разными пользователями и их группами.
5. Поисково-навигационные Web-системы. Предоставляют всем пользователям единые интерфейсы и механизмы доступа к базам и хранилищам данных.
6. Система управления сообществом сайтов. Предназначена для создания и обновления официального школьного сайта, школьного портала, тематических сайтов, персональных сайтов учеников и сотрудников.
7. Система построения отчетов. Обеспечивает получение практически любых информационных выборок из всех информационных хранилищ Перспективной Школы. Позволяет оформить отчеты с использованием таблиц, диаграмм или графиков. Интегрирована с Web-приложениями.

Информационные ресурсы – это сведения об учениках и сотрудниках, итоговая и промежуточная успеваемость, расписание учебных занятий или иных мероприятий, тематические и персональные сайты, базы учебных заданий по предметам, описание книг, брошюр, журналов в библиотеке...

Информационные ресурсы Перспективной Школы должны быть отделены от программных комплексов. Программное обеспечение подвержено постоянным модификациям, улучшениям и изменениям, его жизненный цикл недолог: всего несколько лет. В то же время жизненный цикл многих информационных ресурсов школы (как и любой другой организации!) измеряется десятилетиями, а некоторых – столетиями. Как бы Вы отнеслись к информационно-программному комплексу, который бы предлагал с помощью специальных программ читать с экрана роман "Войн и мир"?

Самые лучшие компьютерные программы и информационные ресурсы не приносят никакой пользы, если они "лежат на полке". Поэтому любая компьютерная программа, любой информационный ресурс, а уж тем более система программ и ресурсов требуют вдумчивого и последовательного внедрения. Для Перспективной Школы должны быть разработаны модели внедрения со своей логикой и последовательностью действий. Некоторые наброски предлагаются в данной книге. Они помогут Вашей школе в этом нелегком, но интересном и перспективном деле.

Современная образовательная практика знает много примеров успешного использования самых "навороченных" информационных технологий. Сейчас очень модно говорить об электронных пластиковых картах учеников (при этом главной и практически единственной причиной для их внедрения называется обеспечение безопасности). Есть примеры использования систем отправки сообщений родителям, в том числе на мобильные телефоны. Можно встретить в школах и персональные Web-страницы учащихся и учителей, и Web-интерфейсы к базам данных, и системы дистанционного обучения. Не говоря уже о таких привычных вещах, как автоматизированные системы управления и обучающие программы. В Перспективной Школе эти решения должны использоваться в комплексе. Такой подход позволяет создать кумулятивный эффект. Он обеспечивает повышение эффективности использования каждого программного продукта за счет его интеграции с другими продуктами.

Перспективную Школу вряд ли сможет в полном объеме разработать один производитель программного обеспечения или один научно-исследовательский институт образовательного профиля. Усилия разработчиков нужно объединять, а новые версии лучших продуктов интегрировать. Определенная работа в этом направлении начата. В дальнейшем изложении, когда речь будет идти о конкретных программных комплексах и информационных ресурсах, я чаще всего буду использовать глагол "должен". Программный комплекс должен уметь делать то-то. Информационный ресурс должен быть таким-то. Надеюсь, эта книга поможет не только пользователям информационных технологий образовательного назначения, но и их разработчикам.

Кому нужна информатизация?

Распространенное и очень вредное заблуждение: комплексную информатизацию коллектив школы принимает "на ура". Можно согласиться, что многие в школе с энтузиазмом воспримут появление нового компьютерного класса. Стоит только администрации ввести в этом классе систематический компьютерный мониторинг учебных достижений, число энтузиастов существенно сократится. Как среди учеников, так и среди учителей.

На первых этапах внедрения Перспективная Школа интересна ограниченному кругу людей, способных заглянуть в завтрашний день. Они должны иметь волю, желание и ресурсы ему соответствовать. Лидерами этой маленькой группировки должны стать директор школы и его заместитель по информатизации. Практика показывает, что многие руководители школы на первых этапах относятся к информатизации как к дополнительной обузе или как к баловству. Переубедить таких людей могут только серьезные результаты. В последующих главах я буду делать акценты на ожидаемых результатах. Некоторые будут выражаться в прямом экономическом эффекте для школы.

Постепенно круг людей, заинтересованных в комплексной информатизации, будет расширяться. Все больше и больше участников образовательного процесса станут пользоваться программами, входящими в Перспективную Школу. Для простоты, а также с учетом устоявшейся практики, будем называть их пользователями.

В Перспективной Школе выделены следующие категории пользователей:
- администрация школы;
- педагогический коллектив;
- другие сотрудники школы;
- ученики;
- родители.

К отдельным категориям можно отнести начальников и проверяющих, а также друзей школы (шефов, выпускников, спонсоров, партнеров по проектам).

Для каждой категории пользователей Перспективная Школа должна предоставить свой набор компьютерных программ и информационных ресурсов. Каждая категория, как следствие, получит свой набор выгод и преимуществ. Это приведет к тому, что число сторонников информатизации в школе резко возрастет.

Информатизации в самых различных сферах доказывает, что вчерашние противники компьютера и Интернета сегодня не представляют без них жизни. Поэтому на первых этапах спокойно относитесь к заявлениям маститых учителей о том, что компьютеры им не нужны. Это временное явление, и большинство из них рано или поздно начнет использовать информационные технологии.

Снижение нагрузок

Сегодня много говорят о том, что дети перегружены в школе. Родители и учителя считают, что во всем виновато министерство. Это оно утверждает такие сложные учебные программы. Доля правды в этом есть. Неудачные фрагменты текстов некоторых учебников для пятиклассников понять может только человек с соответствующей ученой степенью. И все же мое мнение – требования к выпускнику школы задает сегодня сама жизнь. Если не использовать информационные технологии в повседневной образовательной деятельности, то с той нагрузкой, которая есть сегодня и которая будет завтра, ни за что не справиться. Это справедливо не только по отношению к ученикам, то же самое можно сказать и про работу учителя.

Поэтому внедрение Перспективной Школы – это возможность снизить разного рода нагрузки:
- временные;
- физические;
- информационные;
- психологические;
- финансовые.

Приведу несколько простых примеров.

При использовании соответствующих программ заместитель директора по учебно-воспитательной работе на подготовку аналитических материалов по итогам прошедшей четверти тратит в несколько раз меньше времени. Учитель-предметник при составлении плана проведения очередного урока 90% текста плана получает автоматически. Здесь речь идет о явном снижении временной нагрузки.

Кто работал учителем, знает, как тяжело много и долго говорить. Раньше учитель мог показать детям учебный кинофильм и хотя бы ненадолго сократить нагрузку на свои голосовые связки. При массовом использовании проекторов и озвученных презентаций нагрузки на голосовые связки учителей могут сократиться существенно. В этом случае можно говорить о сокращении нагрузок физических.

Современные поисково-навигационные инструменты позволяют существенно повысить качество информационных выборок. То есть, речь идет о снижении информационной нагрузки. При этом ускорение поиска нужной информации – это еще и снижение временной нагрузки.

Предсказуемость получаемых учеником отметок, своевременная, доступная и достоверная информация об его учебных достижениях и проблемах способны существенно снизить психологический накал отношений между родителями и их детьми после окончания очередной четверти. Предположим, кроме текущих отметок по математике ученик принес домой еще и полную карту пробелов в знаниях. Только на оптимизации затрат на репетитора семья сэкономит приличную сумму. Это пример снижения психологических и финансовых нагрузок.

Повышение эффективности

Часто успех дела зависит от малого усилия. В том случае, когда оно прилагается в нужное время и в нужном месте. Известный принцип 80/20 (закон Парето) в этом случае можно трактовать так: 80% результата является следствием 20% затраченных усилий. Перспективная Школа должна позволять вычленять эти 20% и помогать концентрировать на них усилия. Вовремя выявить проблему в отношениях учителя и класса и предотвратить ее перерастание в конфликт. Вовремя оценить расхождение между способностями и склонностями ученика и теми установками, которые закладываются родителями. Вовремя отследить пробелы в знаниях ученика и устранить их до того, как они начнут нарастать как снежный ком. Помочь учителю при работе с целым классом концентрировать усилия и внимание на каждом отдельном ученике. Эти и другие задачи должны успешно решаться с помощью Перспективной Школы. Еще одно важное замечание. Правильная концентрация усилий неизбежно должна привести к повышению эффективности деятельности, к накоплению положительного опыта и скорейшему достижению результата.

Максимальный эффект достигается от автоматизации тех процессов, которые наиболее часто используются. Главный деловой процесс в любой школе – образовательный. В широком смысле это и управление образовательной деятельностью, и сама образовательная деятельность. В ней в свою очередь по традиции выделяют процессы обучения, воспитания и развития. Главная цель любой школы – хорошо обученные, физически и нравственно здоровые и развитые дети, достойные граждане своей страны. Поэтому, говоря о концентрации усилий и повышении эффективности, я буду в первую очередь иметь в виду образовательный процесс.

Необходимым условием для этого является учет индивидуальных особенностей, потребностей и достижений учеников. В этом никого не нужно убеждать, но зачастую все разговоры сводятся к улучшению работы учителя. Вот пусть он напряжется и совершит что-то такое необычное, очень творческое и новаторское. И сразу же на обычном уроке в обычном классе при обычной классно-урочной системе вдруг будут учитываться индивидуальные особенности всех учеников.

Скажите, как без компьютера учесть и свести в целостную картинку результаты усвоения учебного курса группой учащихся из 25 человек? Может ли самый талантливый и усердный учитель русского языка точно сказать, кто из учащихся класса в слове "приобретение" напишет букву "и", а кто "е"? Примеры их других предметов можно продолжать и продолжать, а ответ один – без компьютера такие задачи решать практически невозможно. Утверждать обратное, это значит требовать от учителя невозможного. Чтобы он учитывал индивидуальные особенности и потребности как минимум 100 учеников. Учителя биологии, географии, химии и некоторых других предметов, которые работают в среднем с 10 классами, должны учитывать индивидуальные особенности уже 300 учеников!

Поэтому полагаю, что нельзя сегодня говорить об индивидуализации обучения, не предполагая при этом серьезного и системного использования информационных технологий. Такая индивидуализация и должна стать стержнем правильной концентрации усилий.

Подготовка к информационному обществу

Любая школа – это взлетная полоса, с которой стартуют во взрослую жизнь ее ученики. Важно понимать, что стартуют они в информационный век. Требования к каждому члену общества диктуются уровнем развития и масштабами использования информационных технологий.

Как уже упоминалось, социологи выделяют в качестве важной тенденции современного мира его возрастающую изменчивость. Двести лет назад человек рождался, взрослел, старел и умирал практически в одних и тех же условиях. На протяжении десятков лет его окружали одни и те же вещи. Не менялись идеи и представления об окружающем мире. В конце XX века скорость, с которой вокруг нас стали происходить изменения, возросла многократно. Все мы постоянно вынуждены чему-то учиться. Как пользоваться компьютером, как искать информацию в виртуальных библиотеках, как оплачивать счета при помощи пластиковых карточек, как общаться по мобильному телефону. Постоянные изменения у многих людей вызывают неуверенность в завтрашнем дне, и, как следствие, стрессы. Бороться с этим можно только двумя способами. Можно не замечать происходящих изменений, игнорировать их в личной и профессиональной жизни. Можно овладеть ситуацией, использовать изменения для улучшения жизни, формирования новых интересов, карьерного роста, повышения образовательного уровня.

Готовность человека к успешной жизни в информационном обществе предполагает наличие нескольких составляющих:
- информационной культуры, то есть способности при решении задач оптимально сочетать информационные технологии и традиционные инструменты и методы;
- потребностей и способностей к непрерывному обучению и развитию, устойчивых навыков самообразования;
- гибкого креативного мышления, способного адекватно реагировать на постоянные изменения.

Поэтому системное использование информационных технологий в повседневной деятельности – основа Перспективной Школы. Залог того, что ее выпускники будут готовы к жизни в информационном обществе. Уверенность, что ее сотрудники будут способны адекватно отвечать на вызовы времени.

Повышение конкурентоспособности

Сегодня все больше родителей заботливо и вдумчиво выбирают школу для своего ребенка. Они понимают, что это ответственный стратегический выбор. Сегодня школы стараются позиционировать свои услуги так, чтобы привлечь наиболее достойных и интересных клиентов. В идеальном случае – это вполне обеспеченная семья, в которой выросли умные, желающие учиться дети. К сожалению идеальных случаев на всех не хватает, и администрация школы, имеющая выбор, вынуждена балансировать. Набрать больше детей из обеспеченных семей, но так, чтобы общий интеллектуальный уровень учеников не сильно снизился. Опытный директор умеет с минимальными потерями решать эти задачи, отдавая предпочтение все-таки интеллектуальным возможностям учеников, а не кошелькам их родителей. На самом деле, перспективной школе и не нужна феноменальная финансовая поддержка родителей. Комплексная информатизация позволит создать целый перечень новых образовательных услуг. За них будут платить понемногу, но все, и школе этого будет достаточно.

Поскольку конкуренция становится привычным явлением для системы образования, на школу переносятся основные законы управления бизнесом, для нее работают законы рынка. Как любому предприятию, школе сегодня нужно бороться за качество производимых услуг, за клиентов (учеников и родителей), за экономическую состоятельность. И директор школы, как и руководитель любого другого предприятия, должен понимать, что конкуренция будет только усиливаться. Наши школы, как и наши предприятия, долгое время жили в условиях, когда конкуренции не было. Теперь им приходится перестраиваться на ходу, и нужно признать, что система образования находится в относительно благоприятном положении.

Основная задача директора сохранить предприятие на плаву. Это предполагает обеспечение должного уровня его финансирования. В ряде стран уже давно используется принцип финансирования учреждений образования по числу учеников. Обсуждаются такие модели и в странах постсоветского пространства. Для школы это означает в первую очередь решение минимальной задачи – привлечения минимально достаточного количества учеников (любых!). В условиях демографического спада это иногда превращается в вопрос выживания школы. Программа-максимум для любой школы – привлечение нужного количества "хороших" учеников. Под хорошими учениками в данном контексте будем понимать способных детей из семей, которые готовы вкладывать средства в образование детей, в том числе, помогая школе развиваться.

Внедрение Перспективной Школы повышает конкурентоспособность школы, так как способствует:
- постоянной заботе о клиентах (учениках, родителях, государстве в лице органов управления);
- повышению качества и расширению спектра образовательных услуг;
- развитию сопутствующих сервисов на высоком качественном уровне (питание, безопасность, доступ к информации, организация досуга и др.);
- развитию кадрового потенциала, привлечению талантливых сотрудников;
- постоянному развитию материально-технической базы учреждения.

Все, о чем говорилось выше, а именно – снижение нагрузок, концентрация усилий, подготовка к жизни в информационном обществе, в первую очередь работает на повышение конкурентоспособности школы.

Когда начинать?

Приведу несколько типичных ситуаций, при которых руководство школы захочет обратить внимание на новое предложение в сфере информатизации – систему компьютерных программ и информационных ресурсов Перспективная Школа.

Ситуация 1: "Мы готовы серьезно этим заняться". Речь идет о достаточно успешной школе, имеющей хороший кадровый и финансовый потенциал. Руководитель такой школы по праву считает себя лидером. Он понимает, что сегодня без серьезной информатизации сохранить свои позиции очень трудно. Возможен другой вариант. В такой школе не так давно сменилась команда управленцев. Первые год-два ушло на вживание в коллектив и его традиции, завоевание авторитета, формирование команды единомышленников. И вот настало время, когда директор и его команда захотели выйти на новые рубежи. В любом случае директор такой школы неизбежно обратится к информатизации, новому и популярному направлению модернизации образования. Понятно, что и до этого школа не чуралась новых веяний. Компьютерный класс с утра до вечера загружен уроками информатики, кружками и факультативами. Иногда там проводят свои уроки учителя-предметники. Секретарь давно забыл, что такое печатная машинка. Один из завучей с помощью электронных таблиц или управленческих программ готовит аналитические материалы по успеваемости. Другой завуч с успехом использует компьютерную программу для составления расписания. Побывав на нескольких мероприятиях, посвященных применению информационных технологий в школе, посмотрев, как активно работают признанные лидеры, директор принимает решение. Пришла пора заняться этими вопросами всерьез.

Ситуация 2: "Нас подталкивают, а мы сомневаемся". Очень часто встречающаяся ситуация. Большого желания заниматься информатизацией в школе нет. Однако внешние факторы постоянно к этому подталкивают. Как правило, это вышестоящие инстанции, которые отвечают за реализацию региональной программы информатизации. В описанной ситуации есть два варианта развития событий. Предположим, директор за свою карьеру привык все делать на хорошем уровне и все дела доводить до конца. Смирившись с внешними факторами и признав информатизацию неизбежным явлением, он вполне сможет организовать успешную работу. Если же он решил заняться этим для галочки, лучше честно признать: "Я автоматизирую работу администрации (библиотеки, психолога), и с меня пока хватит. А Перспективная Школа – это очень перспективно, но для нас пока преждевременно".

Ситуация 3: "Мы в тупике и хотим перемен". Речь идет о школах, которые занялись внедрением ИТ достаточно давно. За это время они перепробовали множество программ и технологий. Лучшие сумели у себя успешно внедрить и теперь с большим удовольствием используют. Но дальнейшее развитие замедляется, качественного рывка нет, и не предвидится. В единую концептуальную модель информатизации разнородные решения увязываются плохо. Директор и его команда ищут выход, в том числе изучая все новинке на рынке информационных образовательных технологий. Такая школа – тоже клиент Перспективной Школы, но с существенными оговорками. Переход на новую технологическую платформу – всегда непростое и ответственное решение. Часто при таком переходе часть накопленного багажа может быть потеряна. Поэтому для директора такой школы важно убедиться, что преимущества Перспективной Школы в стратегическом плане компенсируют потери и трудности.

Подводя итог по всем трем ситуациям, еще раз подчеркну главную мысль. Для начала внедрения Перспективной Школы есть два необходимых условия: осознанное желание руководителя реализовать этот проект и вера в то, что все получится.

Как внедрять?

Перспективная Школа – это сложная, многоплановая и многофункциональная система. Она охватывает все аспекты деятельности образовательного учреждения. Внедрение подобной системы процесс долгосрочный, Вы должны быть готовы к тому, что на это уйдет несколько лет. Прописать идеальный рецепт внедрения для всех невозможно, но определить ряд ключевых моментов, без которых трудно будет добиться успеха, вполне реально.

Перспективная Школа должна внедряться комплексно, то есть так, чтобы затрагивались все аспекты информатизации: организационные, кадровые, материально-технические.

Перспективная Школа должна внедряться поэтапно. Переходить к следующему этапу следует только в том случае, если сформированные все необходимые условия такого перехода.

Внедрение Перспективной Школы – процесс творческий. Если Вы будете воспринимать его по-другому, дорога окажется длиннее, труднее и, главное, менее интересная. Приведу аналогию с конструктором. Когда ребенок собирает машину, некоторые элементы обязательны: каркас, колеса, руль. Но машины у всех получаются разные. Можно, конечно, взять инструкцию и собрать машину по ней. Для обучения принципам конструирования это даже неплохо, но затем все равно нужно переходить к творчеству.

Еще одна интересная аналогия для любителей компьютерных игр. Внедрение Перспективной Школы можно сравнить с компьютерной стратегией. Самые известные примеры: "Казаки" и "Warcraft". В таких стратегиях Вы развиваете свою нацию по определенным правилам. Вы можете построить конюшню – и в войске появятся всадники. Сделаете кузницу – можно отливать пушки. Но чтобы построить конюшню или кузницу, Вам сначала нужно построить лесопилку для обработки древесины, фермы для производства пищи.

Последующие главы книги посвящены внедрению Перспективной Школы. Их нельзя воспринимать как инструкцию по сборке машины. Это, скорее, рассказ о том, какие детали уместно использовать в тот или иной момент. Зачем они нужны, какими могут быть их модификации, какие подводные камни встретятся при их применении.

Последовательность внедрения выбирает руководство школы, учитывая множество обстоятельств. Все реальные инструкции можно найти в других информационных источниках. Но и в этом случае речь должна идти об их творческом использовании, так как любые инструкции по внедрению сложных систем – лишь примерные варианты действий. Их можно частично или полностью переделать, использовать в разных комбинациях.

Уровни информатизации

Применю еще одну аналогию из компьютерных игр. Многие из них делятся на уровни, уровни нужно проходить, выполняя определенные задания. Заданий на каждом уровне много, и не все они являются обязательными. По этому поводу между любителями компьютерных игр возникают примерно такие диалоги.

- Ты в "Супер-Пупер" играл?
- Да.
- Сколько уровней прошел?
- Четыре.
- На третьем уровне потайную комнату нашел?
- Нет.
- Пройди еще разок, там круто…

Уровень – это и процесс, когда его проходишь, и результат, когда он уже пройден.

Для комплексной информатизации выделю пять уровней. Для каждого из них придуманы названия: Старт, Мастер, Стандарт, Престиж и Мечта.

Названия уровней выбраны не случайно. В какой-то мере они соответствуют тем действиям, которые должны быть выполнены, и тем результатам, которые можно ожидать. Можно провести аналогию с известной всем звездочной классификацией гостиниц:
* - Старт
** - Мастер
*** - Стандарт
**** - Престиж
***** - Мечта

Кстати, звездочная классификация школ достаточно успешно используется в США, поэтому надеюсь, что такой способ может прижиться и у нас.

Приведу краткую характеристику каждого уровня.

1. Старт*. Заложен информационный базис всей дальнейшей работы, введены основные данные об учениках, сотрудниках, школьных коллективах. В работу вовлечены работники администрации и в минимальной степени другие группы сотрудников школы. В учебном процессе информационные технологии используются фрагментарно, в основном учителями-энтузиастами.

2. Мастер**. Частично автоматизированы деловые процессы основных сотрудников и служб школы. Начато системное внедрение информационных технологий в учебный процесс, пока на ограниченном круге задач. В активную работу с Перспективной Школой вовлечены практически все сотрудники. Можно говорить о том, что сформирована основа для комплексной информатизации образовательного процесса.

3. Стандарт***. В основном сформирована техническая инфраструктура ЕИКС школы. Проведена информатизация традиционного образовательного процесса. Все участники образовательного процесса получили доступ к информационным ресурсам и сервисам. Информационные технологии активно применяются во внеклассной и внеурочной деятельности. В работу с Перспективной Школой в массовом порядке вовлечены ученики и небольшая часть родителей.

4. Престиж*****. Внедрение электронных пластиковых смарт-карт, системы электронных платежей, системы обеспечения безопасности, автоматизация школьной столовой – это эксклюзивные решения для школ, которые хотят стать первыми среди лучших. Все это, естественно, не во вред главной задаче школы – обучению, развитию и воспитанию подрастающего поколения. На этом уровне в работу с Перспективной Школой вовлечена значительная часть родителей.

5. Мечта****. На основе внедрения обучающих систем нового поколения проведена модернизация учебного процесса. Распределенный учебный процесс стал привычным явлением. Сотрудники и ученики вышли на новый уровень владения информационными технологиями. Реально можно измерить значительное повышение качества образования. Все учителя, ученики, родители систематически используют Перспективную Школу для решения своих повседневных задач, связанных с образованием.

Резюме

Школа – это предприятие, которое вынуждено жить в условиях конкуренции по законам рыночной экономики, на котором около 100 сотрудников ежедневно обслуживает около 1000 клиентов.

Перспективная школа – это школа, которая встала на путь комплексной информатизации.

Перспективная Школа – это система компьютерных программ и информационных ресурсов. Комплексную информатизацию и внедрение Перспективной Школы в дальнейшем будем считать понятиями очень близкими. Интеграция и совместное использование программных комплексов и информационных ресурсов неизбежно приведет к коммулятивному эффекту.

На первом этапе сторонников у комплексной информатизации немного. Но при правильных действиях руководства их число будет постоянно расти.

Перспективная Школа предназначена для решения трех основных задач:

- снижения всех видов нагрузок на участников образовательного процесса; - концентрации их усилий на наиболее значимых задачах; - подготовки учеников и сотрудников к жизни в информационном обществе.

Как следствие, внедрение Перспективной Школы делает учебное заведение конкурентоспособным.

Перспективную Школу следует начинать внедрять осознанно. Перспективная Школа должна внедряться поэтапно и творчески. Содержание каждого этапа зависит от конкретных условий, в которых находится конкретная школа.

Можно оценивать уровни комплексной информатизации, используя звездочную классификацию. Уровней комплексной информатизации пять: Старт*, Мастер**, Стандарт***, Престиж**** и Мечта*****.

Глава 5. Начало информатизации в школе