На главнуюНаши публикации. Глава 6. ИТ в работе школьных служб

Глава 6. ИТ в работе школьных служб

  Коридоры Дома народов были так длины и узки, что идущие по ним невольно ускоряли ход. По любому прохожему можно было узнать, сколько он прошел. Если он шел чуть убыстренным шагом, это значило, что поход его только начат. Прошедшие два или три коридора развивали среднюю рысь. А иногда можно было увидеть человека, бегущего во весь дух: он находился в стадии пятого коридора. Гражданин же, отмахавший восемь коридоров, легко мог соперничать в быстроте с птицей, беговой лошадью и чемпионом мира – бегуном Нурми.

И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Вводные установки

В данной главе будут рассмотрены некоторые вопросы, связанные с использованием информационных технологий в деятельности сотрудников школы. Акцент будет делаться на те задачи, которые сотрудники школы решают в основном самостоятельно. Вопросы взаимодействия разных сотрудников и служб школы, вопросы совместной работы сотрудников и учеников, сотрудников и родителей будут рассмотрены в следующих главах.

Вопросы использования информационных технологий в учебном процессе рассматриваются только в контексте выставления учителями текущих отметок в электронный журнал. Вопросы, непосредственно связанные с подготовкой, организацией и проведением учебного процесса, с мониторингом его хода и результатов также будут описаны позже.

В одну из последующих глав перенесено рассмотрение вопросов использования информационных технологий некоторыми подразделениями школы: финансовой службой, столовой, службой охраны. Объясняется это тем, что полноценная автоматизация деятельности данных подразделений наилучшим образом осуществляется при наличии в школе электронных пластиковых карт.

На данном этапе в первую очередь можно рассчитывать на снижение нагрузки при выполнении сотрудниками конкретных действий. Предполагается, что у них должно появиться дополнительное время на решение новых задач, в первую очередь творческого характера. Еще одной важной целью является формирование информационной культуры у сотрудников учреждения, то есть навыков и потребности в систематическом использовании информационных технологий в профессиональной деятельности.

Необходимые ресурсы

По мере автоматизации деятельности отдельных сотрудников и служб школы, они должны обеспечиваться соответствующими компьютерными ресурсами. Одновременно с этим должно происходить подключение этих ресурсов к школьной локальной вычислительной сети.

Некоторые сотрудники должны в обязательном порядке иметь отдельные компьютеры. В первую очередь, это заместители директора и секретарь. К этой же категории относятся психолог, библиотекарь, медицинский работник. Доступ к их компьютерам для всех остальных должен быть запрещен или строго ограничен.

Для работы учителей может быть выделено несколько компьютеров коллективного пользования, лучше всего в учительской или в методическом кабинете. Использование компьютерного класса допустимо, но только в качестве дополнительного ресурса. Если учитель не сможет в удобное для себя время и в подходящем месте занести информацию в электронный журнал, работа будет постоянно буксовать.

Идеальная модель оснащения компьютерной техникой учителей-предметников – наличие компьютера в каждом предметном кабинете. На втором этапе это не реально, да и не нужно. Но планировать развитие материальной базы лучше всего с таким прицелом. При этом установка отдельного автоматизированного рабочего места в конкретный предметный кабинет может и должна служить признанием заслуг, в некотором смысле авансом на будущее для учителя, который в этом кабинете работает.

Если это не было сделано ранее, необходимо начинать строить локальную вычислительную сеть на основе общепринятых стандартов и правил. Программное обеспечение в сети, которая создана без их учета, чаще всего работает неустойчиво. Определить, когда речь идет о проблемах самой сети (проводов, коммутаторов, сетевых розеток), а когда о проблемах сетевого программного обеспечения позволяет паспорт сети. Если его нет, Вы, как руководитель, постоянно будете втянуты в конфликты. В них ответственность за нерешенную задачу постоянно перекладывается с одних плеч, на другие. Монтажники ЛВС на разработчиков ПО, те на ответственных сотрудников Вашей школы и на монтажников. И так – по кругу.

На данном этапе предполагается внедрить достаточно большое количество программных комплексов. Перечислю основные:
- электронный школьный журнал – название говорит само за себя и понятно, что это электронный аналог обычных классных журналов;
- программный комплекс для планирования деятельности всех служб и сотрудников школы;
- программные комплексы для автоматизации составления расписания занятий, для ведения тарификации и табеля;
- программные комплексы для автоматизации деятельности различных школьных специалистов (психолога, социального педагога, библиотекаря, медицинского работника).

Основные участники

Учителя-предметники. На втором этапе учителя-предметники начинают осваивать работу с электронным школьным журналом. Они также участвуют в формировании системы общешкольных мероприятий. Все остальные аспекты их профессиональной деятельности будут рассмотрены в следующих главах. Далее в тексте главы в данном контексте будет использоваться слово "учитель".

Работники администрации. Уже на первом этапе работники управленческого звена должны были включиться в проект достаточно активно. Далее их участие становится еще более важным и значимым. Многие деловые процессы, в которые вовлечены работники администрации, касаются всего остального коллектива.

Библиотекари. Деятельность школьного библиотекаря можно условно разделить на две части. На данном этапе речь идет в первую очередь об автоматизации библиотечного учета. Создание открытой школьной Web-библиотеки осуществляется на последующих этапах.

Психологи. Как правило, школьные психологи изначально являются активными сторонниками информатизации. Они начали использовать компьютер практически с момента своего появления в школе. В данной главе речь идет об автоматизации отдельных деловых процессов, не требующих интеграции с системой мониторинга учебного процесса. На последующих этапах результаты психологических исследований должны стать важнейшим элементом для построения образовательного процесса, основанного на индивидуальных профилях учеников.

Социальные работники. Автоматизация деятельности работников социальной службы предполагает ведение дополнительной информации об учениках, об условиях их жизни и учебы, о семейном положении. Здесь же должен вестись автоматизированный учет той работы, которую проводят социальные педагоги.

Медицинские работники. При автоматизации деятельности медицинских работников школы решаются две основные задачи. Во-первых, внедряется программа для ведения базы данных о состоянии здоровья и общего физического развития учеников. Во-вторых, автоматизируется документооборот медицинского работника: журнал учета амбулаторных больных, журнал учета профилактических мероприятий и др.

Учителя физкультуры и тренеры. Учителя-физкультуры, как и остальные учителя, работают с электронным школьным журналом. Но кроме этого, для них должен предлагаться отдельный программный комплекс. С его помощью они могут планировать спортивные и физкультурные мероприятия, вести базу данных о спортивных достижениях учащихся, о выполнении ими установленных нормативов.

Автоматизация деятельности психологов, социальных педагогов, медицинских работников и учителей физкультуры в последующем должна служить задачам проведения комплексного мониторинга. Корреляция результатов образовательного процесса с социальными условиями, в которых находятся ученики, с состоянием их здоровья и физического развития, с особенностями психофизического развития – важный аспект такого мониторинга

Подготовка пользователей

Предполагается, что к началу второго этапа практически все сотрудники владеют начальными навыками работы на компьютере. Дальнейшее обучение ведется по следующим направлениям:
- повышение общего уровня компьютерной грамотности;
- применение в профессиональной деятельности информационных технологий общего назначения: текстового редактора, электронных таблиц, программ для подготовки презентаций и др.;
- использование в профессиональной деятельности программных комплексов, входящих в состав Перспективной Школы.

В программу обучения следует включить ряд важных вопросов, которые обычно не рассматриваются. По содержанию в порядке автоматизированного рабочего места, по правилам и приемам работы в локальной вычислительной сети, по обеспечению сохранности и безопасности информации, по использованию коммуникационных технологий. По сути, речь идет о том, что сотрудники должны стать квалифицированными пользователями компьютера.

Очень важно, чтобы вокруг обучения в коллективе была создана правильная атмосфера. Неумение или нежелание работать с компьютером не должны афишироваться в коллективе (часто маститые учителя любят этим бравировать). Должна получить широкое распространение и всячески поощряться взаимопомощь в освоении информационных технологий. Существенно возрастает значимость той работы, которую выполняют Консультанты, которых к этому времени должно быть несколько.

Необходимо наличие квалифицированного и, что очень важно, мотивированного к активной творческой работе Администратора. Директор и его помощники должны приложить все усилия, чтобы достойный кандидат на эту должность был найден.

Постепенно обучение сотрудников в форме курсов будет сокращаться, а основной формой станет самообразования. Информационная культура будет сформирована окончательно только в том случае, если сотрудник быстро и безболезненно воспринимает полезные ИТ-новшества, без внешнего давления оптимально вписывает их в свою повседневную деятельность.

Далее рассмотрим особенности автоматизации соответствующих служб школы, делая акцент на общих задачах и проблемах, которые при этом возникают.

Учебные программы

Несколько замечаний для того, чтобы договориться о единых терминах. Они понятны любому администратору и учителю, но в терминологических деталях бывают различия. Любой предмет в классно-урочной системе преподается и изучается в соответствие с учебной программой. В учебной программе определяется, какой материал, в каком объеме, в какой последовательности и за какой срок должен быть пройден. Любая учебная программа рассчитана на конкретное количество часов. Эти часы определяют недельную нагрузку по данному предмету.

Каждый учитель постепенно, по мере прохождения учебного материала, заносит в классный журнал сведения о состоявшихся занятиях. Дату, название темы, домашнее задание, отметки. Темы учебных занятий в классном журнале определяют содержание учебной программы, по которой преподает конкретный учитель конкретный предмет в конкретном классе.

Количество часов, которое отведено на изучение предмета в соответствии с официальными нормативами, как правило, немного не совпадает с реальным количеством занятий, которые будут проведены в конкретном классе. Это объясняется тем, что некоторые занятия могут выпадать на праздничные дни. В отдельных случаях такие потери бывают достаточно критичными. Например, по мировой художественной культуре за счет 2 и 9 мая в четвертой четверти может пропасть два урока из восьми.

В Перспективную Школу должен войти программный модуль, с помощью которого учителя на основе заготовок смогут формировать собственные варианты учебных программ. Их работа должна сводиться к уточнению учебной программы под свои методические и творческие пристрастия, под те учебники и учебные пособия, которые планируется использовать. В своем варианте учебной программы учитель обязательно указывает темы всех учебных занятий и количество часов на изучение каждой темы.

Дополнительно он может указывать домашнее задание для каждого занятия, а также присоединять к занятиям файлы с учебными материалами. Например, учебную презентацию, план урока, подборку тестовых заданий или что-то другое. Дополнительная информация имеет двойное назначение. Во-первых, она помогает самому учителю при подготовке и проведении уроков. Во-вторых, она может впоследствии стать доступной для учеников и родителей.

В дальнейшем учебные программы должны стать одним из важнейших информационных элементов хранилища учебных материалов. Они будут использоваться, в том числе, для формирования индивидуальных образовательных траекторий учеников.

Электронный журнал

После составления собственных вариантов учебных программ учителя могут начинать работу с электронным журналом. Странички журнала должны автоматически заполняться с учетом выбранного варианта учебной программы и расписания данного класса. В сентябре можно заполнить странички на весь учебный год. При этом будут учтены каникулы, выходные и праздничные дни. Таким образом, учитель сразу увидит, сколько реальных часов по данному предмету будет в данном классе, сможет подкорректировать учебную программу. Какие-то темы объединить, какие-то перевести в разряд тем для самоподготовки.

Потратив в начале учебного года некоторое время на предварительную работу, учитель сможет получить практически заполненный электронный журнал. Отсутствовать в журнале будут только текущие отметки. Таким образом, вся дальнейшая работа учителя с электронным журналом – это выставление отметок.

Электронный журнал должен иметь режим, позволяющий автоматически выставлять отметки за текущий учебный период (четверть). Используемые алгоритмы должны учитывать вес учебных занятий, то есть показатель, показывающий значимость отметки. Поясню на примере. У ученика за контрольную работу стоит отметка "5", за устные ответы на обычных занятиях отметки "4" и "5", за самостоятельную работу отметка "4". Контрольной работы учитель присвоил вес 3, самостоятельной работе вес 2, а обычному занятию вес 1. Итоговая отметка будет вычисляться по формуле: (5*3+(4+5)*1+4*2)/7=4,57. То есть, при помощи весов учитель может сбалансировать значимость разных отметок и сделать выставление итоговых отметок предсказуемой и понятной процедурой. При желании любую автоматически выставленную отметку учитель должен иметь возможность заменить другой, которая будет учитывать дополнительные факторы. Например, старание ученика, прогресс в данной четверти, болезни или что-то еще.

Интересная возможность, которую желательно заложить в электронный журнал, связана с предсказуемостью итоговых отметок. Такую предсказуемость можно обеспечить, если ввести так называемую "текущую итоговую отметку". То есть итоговую отметку, которую бы поставил учитель, если бы четверть закончилась в данный момент. Такая отметка – важнейшее информационное сообщение для ученика и его родителей.

Максимальный эффект от внедрения электронного школьного журнала проявится на последующих этапах. Во-первых, вся информация станет доступна родителям. Во-вторых, специальные информационные сервисы смогут отслеживать отклонения от заданных учебных показателей и своевременно информировать об этом ответственных лиц.

В завершении сошлюсь на интереснейшие рассуждения о роли классного журнала, которые были высказаны В.А. Урновым. В его концепции клеточка классного журнала – один из самых информационно насыщенных объектов школьной жизни. Она рассказывает о многом. О том, что конкретный ученик в конкретный день изучал конкретный учебный материал (или отсутствовал при его изучении). О том, как он этот материал усвоил. Такой подход чрезвычайно плодотворен для последующей информатизации самого учебного процесса.

Школьные мероприятия

Ключевыми элементами любой деятельности являются ее планирование и последующий мониторинг. Планирование начинается с формулировки целей, задач, направлений деятельности, анализа необходимых ресурсов, выработки критериев оценки. Но на самом нижнем уровне любой план – это система мероприятий. В более широком смысле, вся деятельность школы – это система мероприятий.

Конкретный урок в конкретном классе – это мероприятие, вытекающее из учебного планирования. Конкретная репетиция школьного танцевального ансамбля – это мероприятие, вытекающее из планов организации воспитательной работы. Совещание при директоре – это мероприятие, вытекающее из планирования работы администрации. Неделя физики – это мероприятие, вытекающее из планирования учебно-методической работы. Уборка конкретного помещения – это мероприятие, определяемое функциональными обязанностями и индивидуальным рабочим графиком конкретного уборщика помещений. Этот ряд можно продолжать.

Каждое мероприятие определяется универсальным набором параметров. Во-первых, датой и временем, когда мероприятие должно состояться. Во-вторых, местом проведения. В-третьих, составом участников. В-четвертых, содержанием мероприятие. В-пятых, задействованными в мероприятии материально-техническими ресурсами.

С точки зрения даты и времени проведения можно различать периодические и непериодические мероприятие. Уроки, совещания при директоре, уборка помещения, классные часы, занятия в кружках и секциях – это мероприятие периодические. При их планировании достаточно сказать, что такое-то мероприятие будет проходить каждый второй вторник с 14:00 до 14:45. Родительские собрания, предметные олимпиады, научно-практические семинары, общешкольные конкурсы – мероприятие непериодические. При их планировании нужно указывать точные дату и время проведения.

Место, где должно состояться мероприятие, – это либо одно из школьных помещений, либо прилегающая к школе территория, либо какое-то другое место, к школе не относящееся.

В составе участников мероприятия можно выделить четыре основные категории. Куратор мероприятия (всегда только один!), ответственный за мероприятие (всегда только один!), непосредственные участники мероприятия, зрители мероприятия. Например, для урока куратором является заместитель по учебно-воспитательной работе, ответственным является учитель-предметник, а непосредственными участниками – ученики. При проведении школьного КВН куратором будет заместитель директора по воспитательной работе, ответственным – кто-то из его помощников, участниками – команды и жюри, зрителями – все приглашенные.

Под содержанием мероприятия будем в первую очередь понимать комплект необходимых документов. В них регламентируется, как мероприятие должно проходить, как оценивать его результаты. Например, для урока – это и план проведения урока, и подобранный учителем учебный материал, и полученные результаты (например, отметки).

К задействованным в мероприятии ресурсам будем относить те материально-технические ресурсы общего пользования, которые необходимы для его проведения. Планирует учитель использовать на уроке проектор – это должно быть предусмотрено для данного мероприятия.

Работа с системой школьных мероприятий может стать стержнем управленческой деятельности. Здесь я бы хотел подчеркнуть два аспекта. В деятельности любого участника образовательного процесса в той или иной степени присутствуют элементы управления. Их основой должны стать те школьные мероприятия, в которых человек принимает хоть какое-нибудь участие. При этом очевидно, что работник администрации принимает участие во множестве мероприятий (как правило, в роли куратора), а ученик – лишь в их небольшой части.

Школьный планировщик

Для практической реализации описанного в предыдущем разделе подхода в состав Перспективной Школы должен быть включен программный комплекс. Условно его можно назвать "Школьный планировщик". Он предназначен для того, чтобы каждый сотрудник, отвечающий за те или иные мероприятия, имел возможность их планировать. Второе назначение этого комплекса – предоставить кураторам и ответственным инструменты для мониторинга хода подготовки мероприятий и анализа их результатов.

Для того чтобы запланированные мероприятия превратились в целостную систему, необходима серьезная предварительная работа. В ней должны принять участие все ключевые фигуры школьной иерархии. Главная цель этой работы – разработать непротиворечивую и полную систему мероприятий, назначить кураторов и ответственных, и затем определить регламенты работы. Для начала все это лучше делать на бумаге, и только после коллективного обсуждения переносить в программу.

После того как такая работа будет проведена, необходимо провести обучение людей, которые будут задействованы в планировании. К ним относятся все члены педагогического коллектива, некоторые сотрудники вспомогательного персонала, ученический актив и, возможно, родительский актив или попечительский совет. Такое обучение целесообразно совместить с вводом в базу данных реальных мероприятий.

После того как в начале учебного года система школьных мероприятий будет занесена в базу данных, кураторы и ответственные начнут работать с ней в режиме мониторинга и анализа. С помощью комплекса "Школьный планировщик" они смогут:
- анализировать составленные индивидуальные и групповые планы мероприятий на их полноту и непротиворечивость;
- отслеживать ход подготовки конкретных мероприятий или подсистем мероприятий, в том числе, состояние необходимой документации;
- осуществлять поиск и выборку информации, а также автоматически генерировать отчеты по различным параметрам (по временным критериям, по видам мероприятий, по участникам, по месту проведения и др.).

В дальнейшем возможности использования программы "Школьный планировщик" могут быть существенно расширены по нескольким направлениям:
- на основе интеграции с программным пакетом Microsoft Outlook (в результате в индивидуальный календарь пользователя будут автоматически попадать нужные мероприятия);
- на основе внедрения систем персонифицированного оповещения и информирования всех участников образовательного процесса;
- на основе интеграции с программой для составления расписания учебных занятий.

Расписание занятий

Автоматизация составления расписания уроков, наверное, одна из самых проработанных тем в школьной информатизации. Первые компьютерные программы, с помощью которых составлялось расписание уроков, появились еще на Корветах. Для персональных компьютеров 286 серии их уже было около десятка. Автоматизация составления расписания была не только самой проработанной, но и самой востребованной темой. Именно при решении данной задачи наиболее ярко проявлялись вычислительные возможности персонального компьютера.

На эту тему существовало и продолжает существовать несколько мифов. Главный из них – возможность составить полноценное расписание автоматически, не прилагая интеллектуальных усилий. Причем вместе с вводом данных сделать это за 2-3 часа. Реальность другая. В стандартной школе на 1000 учеников диспетчер вручную составляет расписание за 6-10 дней. С помощью компьютерной программы он делает это за 2-3 дня. Выигрыш существенный, в разы, но не на порядок. При этом интеллект и опыт завуча играют не меньшую роль, чем раньше. Пока еще ни одна программа не может самостоятельно составлять расписания, удовлетворяющие все запросы пользователей.

Еще один миф – возможность с помощью компьютерной программы составить идеальное расписание, в котором будут соблюдаться все нормы и рекомендации. Любой человек, составивший за свою жизнь хотя бы одно школьное расписание, знает, что это невыполнимо в принципе. Как не комбинируй занятия, на первых и на последних уроках все равно будут предметы, которые по сложности там быть не должны. Если русский и иностранные языки, математика, физика и химия занимаю примерно 70% учебного времени, то никакая компьютерная программа не поможет расставить их в строгом соответствии с рекомендациями санитарно-гигиенической службы. В лучшем случае – учесть данные рекомендации и на этой основе оптимизировать расписание.

Поэтому директор школы и Координатор должны хорошо понимать: автоматизация составления расписания нужная и полезная вещь, но выгоды от нее в массовом сознании существенно завышены. Они становятся более конкретными, когда дополнительно предлагаются автоматизированные инструменты для осуществления замен. Такими сервисами приходится пользоваться практически каждый день, тогда как самой программой составления расписания – 10-15 дней в году.

Еще одна проблема – сила привычки тех, кто составляет расписание. Человека, который много лет работает с бумагой, заставить перейти на компьютерную программу достаточно сложно. С другой стороны, диспетчер, который несколько лет поработал с конкретной программой составления расписания, очень неохотно переходит на другую программу. Все это усугубляется авральным режимом, в котором школа чаще всего составляет свое расписание. Ведь финальная нагрузка становится известна буквально за неделю до первого сентября (и это еще хорошо!).

Поэтому часто диспетчер говорит: давайте я составлю расписание на бумаге (в старой компьютерной программе), а потом перенесу его в новую систему. Этот чисто механический процесс, когда все уроки уже расставлены, алгоритмических задач решать не нужно. Занимает он всего несколько часов. Это тот редкий случай, когда не нужно давить на сотрудника, вполне приемлема и предлагаемая им схема.

Приведу для ясности пример обратный, когда консерватизм сотрудника ломать просто необходимо. Секретарь школы говорит, что не хочет работать с новой базой данных учеников и сотрудников и будет вести их списки в Microsoft Word. Допускать этого нельзя по нескольким причинам. Во-первых, в работе секретаря нет алгоритмических сложностей, и переход происходит практически безболезненно. Во-вторых, речь идет не о 5-6 днях в году, а о систематической проблеме. В-третьих, и это главное, такой подход существенно отразится на работе других сотрудников.

Тарификация и табель

Составление тарификационных списков – еще одна достаточно популярная в школьной информатизации задача. Особенно она актуальна в том случае, если в школе есть выделенная бухгалтерия. Однако здесь следует учитывать, что составление тарификационных списков – это задача разовая, она решается в начале учебного года и изредка уточняется. А вот подача табеля для начисления зарплаты – задача постоянная. Ежемесячно она отнимает у заместителя директора несколько дней. Поэтому максимальный эффект достигается только в том случае, если вместе с составлением тарификационных списков автоматизируется процесс получения табеля.

Для этого дополнительно должны быть решены две задачи:
- в базе данных должна сохраняться информация обо всех официальных заменах;
- должен быть обеспечен ввод информации о разовых занятиях, начисление зарплаты по которым осуществляется только по факту проведения.

Основа для ведения тарификационных списков в электронном формате закладывается на первом этапе, когда в базу данных вводилась педагогическая нагрузка сотрудников. В дальнейшем тарификационные списки могут уточняться дополнительными показателями.

Для автоматического получения табеля все замены отсутствующих преподавателей должны также фиксироваться в базе данных. Как правило, для этого в программу для составления расписания учебных занятий встраивается специальный режим.

Информация из табеля должна экспортироваться в файл (например, в формате XML). Далее его можно обработать в компьютерной программе для начисления зарплаты. Например, в той, которая установлена в районном отделе образования.

Школьная библиотека

Сегодня очень много говорят о новой роли библиотек в современном мире. Эти разговоры перекочевали в систему образования. Свидетельством является массовое оснащение школьных библиотек компьютерами и автоматизированными библиотечными системами. При этом часто и практически повсеместно происходит плавная подмена исходных понятий. Чиновников, отвечающих за выделение финансов, убеждают в одном. Им говорятся красивые слова о том, что школьная библиотека с компьютером – это окно в мир информации для учеников и учителей. На практике такой компьютер с библиотечной программой чаще всего обеспечивает только автоматизацию традиционной деятельности школьного библиотекаря. При этом после поставки оборудования как-то забывается, что на нем предполагалась работа учеников и учителей.

Я полностью поддерживаю тезис о новой, все возрастающей роли библиотеки и библиотекаря в деятельности школы. Но при этом считаю, что автоматизация школьной библиотеки распадается на две, достаточно самостоятельные, задачи:
- автоматизацию традиционных деловых процессов школьного библиотекаря;
- предоставления доступа к библиотечным и иным информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса.
К традиционным деловым процессам библиотекаря относятся учет, приемка и списание изданий, учет выдачи изданий на руки и их возврата, подготовка библиотечной отчетности, консультации читателей. Для решения первой задачи нужен один компьютер в библиотеке, и доступ к нему должен быть строго ограничен. Ни один здравомыслящий библиотекарь, перенесший в базу данных десять тысяч записей о школьном библиотечном фонде, не позволит садиться за свой компьютер посторонним. Слишком велика угроза потери информации.

Для решения второй задачи нужно много компьютеров: в компьютерных классах, в предметных кабинетах, в читальном зале библиотеки. Главное – эти компьютеры должны быть в сети и иметь доступ к серверу, на котором хранится база данных с библиотечными ресурсами. В качестве программного обеспечения должны использоваться специальные Web-системы. В идеале доступ к школьным библиотечным ресурсам должен быть обеспечен с домашних компьютеров учеников и сотрудников.

Сначала решается только первая задача. С помощью соответствующего программного комплекса должны автоматизироваться практически все действия, которые в традиционной практике библиотекарь выполнял на бумаге. Такой комплекс устанавливается только на один компьютер, который должен быть подключен к школьному серверу. Комплекс должен предоставлять библиотекарю простейшие поисковые инструменты. С их помощью он может находить нужную информацию и потом консультировать учителей и учеников.

Библиотекарь должен иметь возможность закачать в свою базу данных подборки книжных изданий, наиболее распространенных в системе образования. Это существенно упростит ему задачу по вводу информации. Однако найти и получить подборку, в которой нет "информационного мусора", задача непростая. Поэтому школьные библиотекари крайне редко пользуются функцией по импорту данных в распространенных библиотечных форматах.

Вторая задача решается по мере формирования и развития единой информационной среды школы. Устанавливаются Web-системы с мощными навигационно-поисковыми алгоритмами. Пользователями этих Web-систем должны стать все участники образовательного процесса.

Психологическая служба

Как показывает практика, достаточно большое число школьных психологов используют в своей работе компьютер. Как минимум, для ведения электронной документации и накопления полезных информационных материалов, найденных в Интернете. На рынке существует также немало программ для проведения психологического тестирования. Они различаются полнотой и качеством предлагаемых тестов, инструментами для последующей обработки результатов.

Роль психологической службы в школе, которая встала на путь комплексной информатизации, неизмеримо возрастает. Она должна внести существенный вклад в комплексный мониторинг образовательного процесса. Речь идет о корреляции нескольких показателей: возможностей и потребностей ученика, его самооценки, фактически полученных результатов. То есть, попросту говоря, нужно сравнить, что ученик мог получить, что он хотел получить, что он получил и как он к этому относится. Сделать это без школьного психолога невозможно.

В работе психологической службы можно выделить несколько основных направлений.

Во-первых, это выявление потенциала учеников, их склонностей и способностей, своевременная профессиональная ориентация. Если родители "за уши тянут" на математический факультет явного гуманитария – с ними должен работать школьный психолог.

Во-вторых, речь идет о мониторинге отклонений разных показателей друг от друга. Простой пример: ученик получает "тройки" и "четверки", а сам свои знания оценивает на "пятерки". Скорее всего, это признак завышенной самооценки и необоснованных амбиций. Еще один пример: ученик хочет получать пятерки, а получает тройки. Причин может быть несколько, и психолог обязательно должен принять участие в их выявлении.

Третье направление – работа по коррекции и развитию способностей, умений и навыков, необходимых для успешной учебы. Занятия по развитию памяти, тренинги по умению классифицировать и обобщать учебный материал – эти и многие другие виды практических занятий для разных категорий учеников входят в обязанности школьного психолога.

В Перспективную Школу должен войти целый комплект программного обеспечения для психологической службы. Все программы для психологической службы должны быть интегрированы между собой. Кроме этого, на последующих этапах они должны стать важной частью единой информационно-коммуникационной среды школы, объединяясь с другими программными комплексами. Вот несколько примеров:
- включение в психологический мониторинг показателей состояния здоровья и физического развития учеников (интеграция с комплексами для медицинского работника и учителя физкультуры), параметров социальной среды (интеграция с комплексом для социального педагога);
- создание персонифицированных информационных сервисов по результатам психологических исследований (интеграция со школьной информационно-коммуникационной системой, программами-информаторами);
- создание на школьном портале сайта школьной психологической службы.

Социальная служба

Основу социальной службы составляют классные руководители, которые должны были активно включиться в работу с Перспективной Школой на уровне Старт*. Они отвечают за поддержание в актуальном состоянии базы данных об учениках и их семьях и одновременно являются активными пользователями этой информации. На уровне Мастер** в эту работу должны включиться социальные педагоги.

Программный комплекс для социальной службы должен коллективно использоваться всеми вовлеченными в эту работу сотрудниками. С его помощью должен проводиться социальный мониторинг, вестись учет мероприятий, в том числе по организации индивидуальной работы с проблемными детьми и семьями.

Сведения, которые вносятся сотрудниками социальной службы, могут использоваться как сами по себе, так и в корреляции с другой информацией. Кстати говоря, именно социальные работники получают наибольшую пользу от кумулятивного эффекта. В силу своих служебных обязанностей они напрямую контактируют с клиентами (учениками и родителями). Круг вопросов для обсуждения широк, и поэтому владение полной информацией для них – вопрос наиважнейший.

Приведу простой пример. Социальный работник приходит в семью, с которой у школы возникла конфликтная ситуация. Во время визита он имеет полный образовательный портрет ученика. В нем многие показатели представлены в динамике, накопленной за достаточно долгое время. Учитывая это, разговор может и должен получиться намного более конструктивным. Как минимум, педагог продемонстрирует родителям, что школе ученик не безразличен, что она следит и за его успехами и за неудачами (успехи есть у всех, их тоже нужно уметь показывать). По крайней мере, такой разговор сложнее перевести в плоскость "сам такой!", как это часто происходит в подобных случаях.

Медицинский кабинет

Любое государство заботится о своем будущем. Думаем, ни у кого не вызовет возражений девиз: "Здоровые образованные дети сегодня – залог процветающей страны завтра!" Поэтому пропаганда здорового образа жизни, мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся, своевременное выявление проблем в этой сфере и выработка комплексных мер по их устранению – задача наиважнейшая. Наряду с образовательными вопросами, в рамках внедрения Перспективной Школы ей должно придаваться самое серьезное значение.

Нужно признать, что по объективным причинам возложить на медицинскую службу школы функции мониторинга и анализа состояния здоровья и физического развития учащихся – нереально. Эти задачи должны решаться сотрудниками других служб. Поэтому основная роль медицинского работника школы – своевременное и добросовестное внесение в базу данных необходимых сведений. Это сведения о результатах медосмотров, о прививках, об инфекционных заболеваниях и т.п. Автоматизация той работы, которую он традиционно ведет на бумаге, существенно сократит его временные затраты, а в некоторых случаях значительно повысит ее эффективность. Например, без соответствующих компьютерных инструментов медицинскому работнику крайне сложно планировать прививки. Для этого нужно учитывать целый комплекс факторов. Сделать это быстро и качественно можно только при помощи компьютера.

В программный комплекс для медицинского кабинета должны войти несколько программных модулей. Модуль для ведения и просмотра данных о состоянии здоровья учащихся должен предполагать режим коллективной работы. К его использованию должны быть подключены классные руководители. Другие модули (электронный журнал учета амбулаторных больных, электронный журнал учета профилактических мероприятий) предназначены только для медицинского работника.

Важнейшая информация, которая хранится в базе данных – показатели здоровья ученика. Например, рост, вес и росто-весовой показатель; давление до и после нагрузки; объем легких и др. Для корреляции с учебными, социальными и психологическими показателями это более значимая информация, чем сведения о заболеваниях. Вместе с показателями физического развития, о которых пойдет речь ниже, эти сведения дают представление о потенциале здоровья ученика. Такой потенциал вполне можно развивать и повышать, или, как минимум, не терять.

Очень перспективной представляется работа по выявлению соотношений между уровнем тревожности и комфортности учащихся и уровнем их заболеваемости. Все мы знаем, что на войне люди почти не болеют. Их психика на подсознательном уровне запрещает организму болеть. Нетрадиционная, да и традиционная медицина тоже, открыто говорят о том, что многие болезни рождаются и развиваются в голове. Поэтому логично предположить, что когда ребенок не хочет ходить в школу, когда ему там некомфортно, организм гораздо легче поддается болезням. Отследить эти моменты можно только при комплексном применении всех видов мониторинга.

Физкультура и спорт

Пропаганда здорового образа жизни не может носить только негативный характер: не кури, не употребляй наркотики, не ешь много на ночь и т.п. Нужна еще одна составляющая, конструктивная: будь сильнее, быстрее; научись играть в футбол, хоккей и т.п. Искать ее в первую очередь нужно в сфере занятий физкультурой и спортом.

Учителя физкультуры, как и все другие учителя, уже вовлечены в активную работу и пользуются электронным школьным журналом. Но у них есть и другие деловые процессы, которые можно автоматизировать.

Во-первых, по каждому ребенку должны храниться и накапливаться сведения о выполнении соответствующих его возрасту спортивных нормативов. На основе этих нормативов можно вычислять сводный показатель физической подготовленности ученика. Такой показатель, безусловно, должен стать важным элементом при проведении комплексного мониторинга. Осмелюсь предположить, что хорошая физическая подготовка и результаты обучения связаны отнюдь не обратно пропорционально.

Во-вторых, учитель физкультуры должен вносить в базу данных сведения о спортивных достижениях своих учеников. К ним относятся полученные спортивные разряды и степени, участие в различных соревнованиях и победы в них.

Для этих целей в Перспективную Школу должен быть включен специальный программный комплекс. Кроме учителей физкультуры с ним могут также работать тренеры школьных спортивных секций.

Как и для других программных комплексов, для данного комплекса возможно расширение функциональности на последующих этапах внедрения. Как и другие комплексы, он усиливает кумулятивный эффект, включая в школьную информационную среду новые, полезные и интересные, сведения.

Контроль внедрения

Мониторинг внедрения информационных технологий в деятельность сотрудников школы и прост, и сложен одновременно. Прост он потому, что результаты повсюду, они проявляются в жизни педагогического коллектива постоянно. Главная сложность заключается в том, что на этом уровне автоматизируется очень много деловых процессов. Если пытаться отслеживать их все сразу – можно просто потеряться в информации.

Поэтому не пытайтесь делать все сразу, действуйте постепенно. Началось внедрение электронного школьного журнала – не занимайтесь другими программными комплексами, добейтесь устойчивого результата здесь. Когда "процесс пошел", начинайте внедрение комплекса "Школьный планировщик". А уж потом можно приступать к автоматизации деятельности других служб. И даже если работа ведется по нескольким направлениям сразу, усилия на достижении результата концентрируйте в одной точке.

По-прежнему, хорошим способом осуществлять контроль за ходом внедрения и применения программных комплексов являются просмотр информации в базе данных и автоматическая генерация отчетных форм.

Особое внимание уделите контролю использования программного комплекса "Школьный планировщик". Собственно говоря, для этого продукта способ контроля только один: сами работайте с ним систематически. До тех пор, пока директор и Координатор не начнут этого делать, ждать, что в системную работу включатся другие сотрудники – занятие бесполезное.

Основные результаты

Учебное планирование в целом должно стать более эффективным. Каждый учитель просто вынужден теперь планировать не только несколько ближайших уроков, но и перспективу на весь год.

Должна повыситься культура выставления текущих отметок. Это будет проявляться не только в своевременности, но и в продуманности действий. В свою очередь, должны стать более предсказуемыми учебный процесс и его результаты.

Планирование школьных мероприятий должно превратиться в коллективное творчество. Доступность информации сделает более осмысленными и объективными управленческие решения тех, кто за мероприятия отвечает.

Сократится время, которое сотрудники затрачивали на рутинные операции: составление расписания, осуществление замен, заполнение табеля, учет книг в библиотечном фонде и др. Некоторые сотрудники смогут теперь больше внимания уделять содержательным вопросам работы со своими клиентами.

Будут сформированы предпосылки для проведения комплексного мониторинга хода и результатов образовательного процесса.

Резюме

Главная цель – улучшить работу сотрудников и служб школы, снизить на них нагрузку за счет автоматизации рутинных операций. В работу вовлекаются практически все сотрудники, у них начинается формирование полноценной информационной культуры. В подготовке пользователей акцент смещается от курсов к самообразованию.

Развитие материально-технической базы идет по двум направлениям: оснащение компьютерами всех служб и развитие школьной локальной вычислительной сети.

Программных комплексов внедряется много, они затрагивают работу практически всех служб школы.

Учителя-предметники начинают работать с электронным журналом, страницы которого заполняются автоматически. Учебные программы, алгоритмы выставления отметок делают учебный процесс более предсказуемым.

Целостная система школьных мероприятий становится важным инструментом управленческой деятельности. В эту работу вовлекаются все, так как каждый участник образовательного процесса в той или иной роли участвует во множестве мероприятий.

Составление расписания занятий, тарификационных списков и табеля – известные в школьной информатизации задачи. Вокруг них много мифов, значимость их несколько преувеличена. Но комплексная информатизация на то и комплексная, что проходит по всем направлениям.

На данном этапе в школьной библиотеке автоматизируется только работа библиотекаря. Создание открытой Web-библиотеки, доступ к которой будет обеспечен, в том числе, и с домашних компьютеров, – задача последующих этапов.

Для проведения комплексного мониторинга, учитывающего разные аспекты образовательного процесса, внедряется целый набор программных комплексов. С их помощью автоматизируется работа психологической, социальной и медицинской служб, а также работа учителей физкультуры.

Глава 7. ИТ в учебном процессе