На главнуюНаши публикации. Глава 7. ИТ в учебном процессе

Глава 7. ИТ в учебном процессе

  Всего газета на своих четырех страницах (полосах) могла вместить четыре тысячи четыреста строк. Сюда должно было войти все: телеграммы, статьи, хроника, письма рабкоров, объявления, один стихотворный фельетон и два в прозе, карикатуры, фотографии, специальные отделы: театр, спорт, шахматы, передовая и подпередовая, извещения советских, партийных и профессиональных организаций, печатающийся с продолжением роман, художественные очерки столичной жизни, мелочи под названием "Крупинки", научно-популярные статьи, радио и различный случайный материал. … Поэтому распределение места на полосах обычно сопровождалось драматическими сценами.
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Вводные установки

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности. Мы вправе ожидать, что применение компьютеров в учебном процессе сделает знания учеников более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению. При этом обязательно должны сократиться временные издержки на получение заданного результата. Это все правильно, иначе комплексную информатизацию вообще не стоило бы начинать.

В данной главе пойдет речь о таком использовании информационных технологий, которое существенно не меняет организационные формы учебного процесса. На этом этапе результативность нужно оценивать менее жесткими критериями. В одной из следующих глав будет идти речь о модернизации учебного процесса, которая обусловлена системным использованием обучающих программ нового поколения. Используя этот термин, я подчеркиваю, что пока мне такие обучающие программы не попадались. Хотя, может быть, многие разработчики ведут в этом направлении активную работу и появление таких программ не за горами.

На первом этапе следует добиваться, чтобы на всех этапах учебной деятельности информационные технологии заняли адекватное место. Например, эффективность объяснения нового материала при помощи мультимедийной презентации значительно выше, чем эффективность чтения учениками во время урока текста электронного учебника с экрана.

Во-вторых, необходимо умело сочетать традиционные формы работы и применение информационных технологий. Например, распечатать и отдать ученику подробный анализ компьютерного тестирования или подготовленную к уроку презентацию. На основе анализа выявленных пробелов в знаниях организовать внеплановое повторение пройденного материала.

Еще одной важной задачей на данном этапе становится формирование информационной культуры педагогов. Она не ограничивается знанием основных программных пакетов и умением с их помощью решать профессиональные задачи. В первую очередь педагог должен осознать место информационных технологий в процессе обучения, сопоставить их со своими педагогическими и методическими приоритетами и пристрастиями. Он должен научиться применять компьютер там и тогда, когда это эффективнее всех других форм, и все это с учетом ограниченных ресурсов.

Необходимые ресурсы

В двух предыдущих главах шла речь о тех программных комплексах, которые работают с итоговыми и текущими отметками учеников. Однако все это – только начало работы, тот ее этап, когда о системном использовании информационных технологий в учебном процессе говорить не приходится.

Комплексная информатизация учебного процесса выдвигает новые требования к материально-техническим ресурсам. Компьютерных классов должно быть, как минимум, два. В идеале в нашей школе (напомню, что в ней 1000 учеников) таких классов должно быть четыре-пять. Четыре, если дополнительные занятия по информатике и информационным технологиям не занимают много времени. Пять, если такие занятия занимают более 30 часов в неделю. Больше компьютерных классов для одной школы не нужно. Перспективнее включить в учебный процесс домашние компьютеры учеников, о чем пойдет речь в следующих главах.

Обозначенный уровень оснащенность компьютерной техникой – не такая большая редкость, особенно в крупных городах. Для чиновников, которые принимают решение о выделении денег на компьютеры для школ, приведем один, на наш взгляд, очень сильный, аргумент. Десять лет назад зарплата учителя составляла 40-50 долларов, а компьютер стоил 1500-2000 долларов. Сегодня зарплата учителя составляет 200-300 долларов, а компьютер можно купить за 500-600 долларов. Стоимость человеческого ресурса относительно стоимости "железа" за эти годы возросла примерно в 15-20 раз. Поэтому сегодня лишение учителя современных средств обучения – это экономическое преступление перед своим государством. Это неэффективное использование самого ценного сегодня ресурса – интеллекта человека.

Те же самые рассуждения, с поправкой на специфику использования, следует привести и для проекционного оборудования. Один проектор в нашей школе (напомню, что в ней 100 учителей) – это, практически, ничто. При двусменной форме работы в неделю в школе проходит около восьмидесяти уроков. Поэтому учитель будет получать проектор реже, чем один раз в неделю. Если он ведет в 5 классах, то ученики конкретного класса на его уроках увидят проектор один раз в месяц. Пусть теперь ученые и методисты ответят: какое влияние данное средство обучения окажет на методику преподавания данного учителя? Никакое! В лучшем случае, учитель будет показывать свои десять-двадцать презентаций раз в год на открытых уроках.

Сколько же должно быть в школе проекторов? Хороший ответ – в каждом предметном кабинете. В перспективе, наверное, так и будет. Достаточный ответ – чтобы учитель мог с его помощью объяснять новый материал. Для разных предметов доля объяснения нового материала разная. Приблизительные подсчеты показывают, что среднестатистическому учителю хорошо бы иметь проектор каждое четвертое-пятое занятие, то есть, один проектор на пять учителей. Если новый материал объединять в крупные информационные блоки, как это предлагается в некоторых методиках, показатель можно, наверное, и снизить.

Еще один важный аргумент. Сегодня стоимость проекторов существенно снизилась. Эффект от использования одного проектора сравним с эффектом от использования одного компьютерного класса при пятикратном выигрыше в стоимости.

В состав программно-методического обеспечения, не являющегося частью Перспективной Школы, могут войти:
- различные обучающие программы, электронные учебники, энциклопедии и справочники, присутствующие на рыке;
- разработки учителей-предметников, и, в первую очередь, мультимедийные презентации к урокам.

В Перспективной Школе для данного этапа должны быть реализованы:
- программный комплекс для подготовки к урокам (с режимом автоматической генерации планов уроков);
- система компьютерного тестирования для проведения итогового и тематического контроля усвоения учебного материала;
- система скоростной обработки печатных тестов для проведения промежуточного контроля усвоения учебного материала.

Основные участники

Основными участниками данного этапа информатизации являются учителя-предметники и ученики. К настоящему моменту учителя-предметники в работу должны быть вовлечены. Поэтому можно не говорить о постоянных мероприятиях по их обучению. Освоение конкретных программ и технологий в большинстве случаев будет проходить в фоновом режиме, на основе их самостоятельной работы.

Наиболее активные учителя начали использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности давно. Еще до того, как в школе вообще стали говорить о новом проекте – внедрении Перспективной Школы. Весь предыдущий опыт по использованию информационных технологий в учебном процессе ни в коем случае не отбрасывается. Его нужно тщательно и бережно проанализировать. Самые маленькие достижения должны быть донесены до всего коллектива с обязательным указанием и поощрением "виновников" (то есть, учителей, в каком-то смысле опередивших время). Неудачи лучше всего просто вычеркнуть из памяти, или, как минимум, их не озвучивать.

Добиться результатов сразу во всех параллелях по всем предметам невозможно. Не хватит ни ресурсов, ни организационных усилий. Вы должны определиться, в какой последовательности стоит включать в эти процессы конкретные классы, с каких предметов стоит начинать. Для начала, в качестве пилотного проекта рекомендую выбрать несколько классов и в них начать работу по нескольким предметам. Вы сможете отработать нормативную базу, выявить слабые и сильные места в выбранных подходах.

Через некоторое время пилотный проект начнет давать практические результаты. С их учетом следует приступить к планированию комплексной информатизации учебного процесса во всех параллелях. Главное – всегда помните об ограничениях, в первую очередь по используемым материально-техническим ресурсам.

Важный мотивационный момент. Выбирая классы, в которых Вы будете проводить пилотный проект, учитывайте вклад родителей в развитие материальной базы. Показав всем остальным, как может выглядеть современный учебный процесс, Вы добьетесь активизации родительской общественности.

В минимальной степени следует вовлекать в этот процесс учащихся первого класса. Отметок им, как правило, не ставят, поэтому несколько ознакомительных занятий в компьютерном классе с использованием развивающих игр для них вполне достаточно. А вот учащихся вторых, и особенно третьих и четвертых классов, советую включать в процесс достаточно активно. Есть одна особенность, которую давно отмечают психологи: эффективность компьютерных занятий наиболее высока именно в начальной школе. Может быть, это объясняется огромным, еще нерастраченным интересом к компьютеру как таковому. Еще одна причина заключается в том, что именно в этом возрасте закладывается образовательный фундамент. Если ученик выходит из начальной школы без существенных пробелов в знаниях, с хорошими навыками чтения, письма и счета, это является залогом успешной учебы практически по всем предметам в будущем.

Учащиеся 5-7 классов – наиболее сложная возрастная группа, так как именно в этом возрасте компьютер и компьютерные игры почти синонимы. Дети 10-13 лет очень редко работают с обучающими программами добровольно. Только достаточно жесткая система включения компьютера в учебный процесс способна заставить их смириться с тем, что драгоценное компьютерное время "тратится неизвестно на что". В этом возрасте наиболее эффективны коррекционные программы программы-тренажеры. Они позволяют максимально включить фактор постоянного успеха. Они формируют у ученика убежденность, что он достиг нужного результата, причем с небольшими временными затратами.

Учащиеся старших классов подходят к использованию компьютера более осознанно. Поэтому для них важно видеть, понимать и уметь формировать свою индивидуальную образовательную траекторию. На этом этапе наиболее успешно применяются диагностические программы, которые позволяют составить карты пробелов по всем пройденным ранее темам (начиная с начальной школы!). Для старшеклассников более актуальным становится использование информационных технологий в самостоятельной работе.

Для освоения учениками новых обучающих программ можно провести краткосрочные курсы, организованные по волнообразному принципу. Консультант обучает учителей, учителя обучают своих учеников. Большинство обучающих программ учителя смогут освоить самостоятельно, так как к этому времени уровень их информационной культуры достаточно высок. Обучение учеников, как показывает практика, никогда не вызывает больших трудностей. Главная опасность здесь – недостаток информации об особенностях работы конкретной программы. Это может привести к техническим ошибкам, которые будут восприняты как содержательные. Например, при компьютерном тестировании ученик случайно нажимает не ту кнопку, а программа считает, что он ввел неправильный ответ.

Подготовка к урокам

Сегодня, чтобы быть на высоте и соответствовать требованиям времени, добросовестный учитель должен становиться учителем-исследователем. На это есть две основные причины. Во-первых, современная школа является школой вариативной. По каждому предмету предлагается целый набор учебных программ, со своей логикой изложения учебного материала, подборкой учебных заданий, набором используемых методических приемов и образовательных технологий. Во-вторых, информационная революция предоставила всем желающим практически неограниченные возможности по поиску нужных сведений. Современный ученик, имеющий компьютер и выход в Интернет, зачастую оказывается более эрудированным в предметной области, чем его учитель. Учитывая вышесказанное, значимость подготовки учителя к урокам в современной школе существенно возросла.

Учителям-предметникам должен быть предложен программный комплекс, который условно назову "Генератор планов уроков". С его помощью учитель должен иметь возможность в полуавтоматическом режиме сформировать качественный план учебного занятия многоразового использования. Комплекс должен позволять интегрировать в один электронный документ разнородные сведения, различающиеся как по источникам, так и по форматам. Многие данные для работы комплекс должен получать из электронного школьного журнала.

Пока не предполагается, что в школе ведется систематизация и каталогизация имеющихся документов и файлов. Поэтому те наработки, которые учителя делают для своих уроков, являются их личным достоянием. Храниться они могут как на учительских компьютерах, так и на сервере. В дальнейшем, когда начнется внедрение электронного документооборота, когда появится общешкольное информационное хранилище, все наработки должны быть проанализированы, обобщены, определенным образом описаны и сохранены.

На данном этапе использование программы "Генератор планов уроков" должно быть сугубо добровольным. Составленные учителем электронные планы уроков будут доступны только ему самому, при необходимости он может их распечатывать. Только на последующих этапах, когда планы уроков станут доступны другим категориям пользователей, можно включать эту работу в обязательный функционал учителя.

Очень интересная возможность при составлении планов уроков появится у учителей, когда школа перейдет на уровень Мечта*****. Для каждого ученика будут сохраняться не только отметки, но и качественные показатели усвоения учебного материала. При автоматической генерации планов уроков будут учитываться результаты усвоения предыдущего учебного материала всеми учениками класса. Поэтому в плане урока автоматически появятся рекомендации, ориентированные на конкретные группы, и даже на отдельных учеников.

Создание презентаций

Презентации, мультимедийные проекторы вошли в повседневную жизнь школы безболезненно и в последнее время становятся все более популярными. Это, возможно, объясняется тем, что данная информационная технология по своей сути не очень отличается от технологии использования кодоскопа. Кодоскоп использовался многими учителями, и использовался эффективно. С появлением персональных компьютеров в этой технологии появилась дополнительная возможность: подготовка материалов в электронном формате и распечатка их на пленки. Аппаратный комплекс, включающий компьютер и проектор, значительно расширил возможности кодоскопа. Появилась возможность подключать в презентации звук, анимацию и видеофрагменты. Но сущность технологии сохранилась – это обеспечение наглядности при изложении учебного материала.

Практически все сотрудники школы заинтересованы в использовании проектора. Проектор может сделать более зрелищным и доступным не только урок, но и родительское собрание, школьный КВН, педагогический совет, методический семинар. Однако на постоянное, практически ежедневное использование проектора могут претендовать только учителя-предметники.

Мотивируя учителей к освоению и использованию программы для создания презентаций, всегда оценивайте ресурсный потенциал. Можно отправить всех на соответствующие курсы. Тогда при недостатке проекторов возникнет существенная проблема, о которой я писал выше: учителя будут переживать, испытывать чувство творческой неудовлетворенности.

При подготовке собственных презентаций учителю следует выполнять ряд требований, которые помогут сделать качественный учебный продукт не только для себя, но и для своих коллег. Вот несколько рекомендаций:
- выполняйте правила орфографического режима (когда после точки с запятой строка начинается с большой буквы – это демонстрация неграмотности автора);
- избегайте длинных текстов и предложений на слайде (то, что нельзя прочитать за 10-15 секунд, помещать на один слайд нельзя);
- в одних и тех же ситуациях используйте на разных слайдах одни и те же шрифты одного и того же цвета и размера;
- не раскрашивайте презентацию во все цвета радуги, выберите основной цвет и используйте только те цвета, которые с ним гармонируют;
- не перегружайте слайды анимационными эффектами (учитель показывает учебный материал, а не свое умение использовать всплывающие, моргающие и исчезающие надписи).

Отметчу еще одну проблему, с которой Вы неизбежно столкнетесь. Ваши учителя, особенно наиболее творческие и увлеченные, будут с трепетом, не всегда адекватно, относиться к своим разработкам. Дать, или даже показать кому-нибудь свое творение – да ни за что, хоть увольняйте! Никаких законных оснований "давить на учителя" и требовать от него делиться опытом, у Вас нет. Бороться с такими настроениями можно только силой убеждения. И вот для Вас сильный аргумент. Скрывая от широкой общественности свой труд, учитель дождется только одного: другой учитель, из этой или из соседней школы, сделает что-то подобное. Причем сделает совсем не так качественно, но зато публично: вот, пользуйтесь! И теперь любая попытка показать свой труд, сравнить его с "недостойным" аналогом может привести к обвинению в плагиате.

В заключении совет, как можно приобрести новые проекторы. Подготовьте и проведите для каждой параллели родительские собрания, яркие, зрелищные, с элементами обучения. И приведите расчеты, сколько нужно проекторов, чтобы каждое объяснение нового материала по всем предметам проводилось подобным образом. Если в параллели четыре класса, то на параллель нужен один проектор. Десять долларов – невысокая плата за то, чтобы вместо невыразительных чертежей на доске, тусклых плакатов и размахиваний руками ребенок ежедневно в течение нескольких лет узнавал новое в яркой привлекательной форме. Я убежден, что здравомыслящие родители, которым все хорошо объяснят и покажут, с этим согласятся.

Компьютер на уроках

Не претендуя на полноту и точность классификации, опишу области применения некоторых других видов обучающих программ.

Электронные учебники. Имеют определенную логику изложения учебного материала, как правило, соответствующую печатным аналогам. Включают теоретическую часть и систему вопросов и упражнений, чаще всего в виде тестов. Легко адаптируются к учебному процессу, если соответствуют выбранной учителем учебной программе. В этом случае могут использоваться для организации самостоятельной работы всех учащихся. В противном случае учитель использует их лишь фрагментарно, выбирая, как правило, наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты. Ученики в самостоятельной работе используют неохотно, так как много усилий уходит на выбор нужной информации.

Программы-репетиторы. Структура учебного материала чаще всего соответствует образовательным стандартам предметной области и требованиям для поступающих в вузы. От электронных учебников отличаются полнотой охвата учебного материала. Имеют менее жесткую логику его изложения. На уроках могут использоваться только фрагментарно. Если имеют хорошую систему накопления статистики по пробелам в знаниях, полезны на этапах обобщающего повторения. Учениками выпускных классов приобретаются охотно, но стержнем для подготовки к экзаменам не становятся.

Учебные тренажеры. Предлагают систему упражнений для формирования и закрепления конкретных учебных умений и навыков. Бывают предельно эффективны, если грамотно сформирована целевая учебная группа. При их применении нужно избегать двух крайностей. Во-первых, тренинг не должен превращаться в выполнение рутинных и очевидных учебных действий. Во-вторых, тренинг не должен становиться сложной задачей, требующей серьезных интеллектуальных усилий. Хорошие программы-тренажеры безусловно могут использоваться на занятиях в компьютерных классах и в домашних условиях.

Исследовательские программы. Замечательный программный продукт для учеников с определенным складом ума и достаточным уровнем общеучебной подготовки. Сохранение результатов работы в этом случае второстепенно. Главные мотивы их использования – познавательные интересы ученика. Учителю достаточно найти подходящие образцы и предложить их сильным ученикам. Если содержание исследовательской программы не выходит за рамки школьного материала, она может использоваться в массовом варианте. Например, в такой технологии эффективно реализовывать лабораторные работы по физике и химии.

Энциклопедии и справочники. Главное их назначение – помощь в поиске и подборке нужной информации. На уроке учитель часто использует отдельные элементы: картинки, интерактивные модели, видеофрагменты. Если это несложно технологически, любит вставлять такие фрагменты в свои учебные презентации. Ученикам, которые серьезно интересуются конкретным предметом, учитель может порекомендовать приобрести лучшие образцы для домашнего использования.

Обучающие игры. Весьма распространенный миф – красочные, с качественной графикой и звуком обучающие игры способны отвлечь ребенка от обычных компьютерных игр. В игровой индустрии есть такое понятие "геймплэй". По-русски иногда говорят "играбельность", хотя это слово слегка ранит слух. Другими словами – насколько интересен в игре сам игровой процесс, вне зависимости от внешних эффектов. Так вот, по геймплэю обучающие игры в глазах массового пользователя, как правило, сильно отстают от других игр. Как правило, они скучны и малоинтересны. Есть, конечно, исключения, есть замечательные обучающий игры, и есть их поклонники. Особенно в начальной школе, в большей части среди девочек. Такие игры можно и нужно использовать на уроке. Учитель также может рассказывать о лучших образцах родителям.

Компьютерное тестирование

Тестирующие программы – это, наверное, наиболее распространенный вид компьютерных обучающих программ. В большинстве своем они достаточно похожи. Отличаются, как правило, типами тестовых заданий, а также алгоритмами сохранения и последующей обработки результатов.

Современные тестовые системы имеют достаточно широкий диапазон используемых видов информации. Это и текст, и графика, и видео, и звук, и формулы. Такие системы обычно реализуют все виды тестовых вопросов: открытые и закрытые, на упорядочивание, на соответствие и др.

Самое больное место большинства тестовых систем – сохранение и обработка результатов. Подавляющее их число в качестве минимальной единицы хранения информации используют тест, а не тестовое задание. Это плохо, как минимум, по двум причинам. Во-первых, если задание нужно поместить в другой тест – его приходится копировать. Во-вторых, результаты выполнения конкретного задания имеют смысла только в пределах одного теста. Если ученик такое же задание выполнил в другом тесте, это уже совсем другие результаты. Поэтому и сводная статистика есть только по тестам, что принципиально сужает возможности для проведения учебного мониторинга.

Многие системы не имеют обучающих режимов, в процессе тестирования отсутствуют подсказки и справочная информация. Такие компьютерные тестовые системы рекомендуется применять только на этапах диагностики и контроля. В режимах тренинга, повторения или коррекции их применение не оправдано.

Еще одна важная и полезная функция, которая расширяет возможности применения тестовой системы – наличие режима адаптивного тестирования. В этом режиме каждое последующее задание предъявляется с учетом того, как выполнены предыдущие задания. В системе компьютерного тестирования, которая должна быть создана в Перспективной Школе, эту функцию нужно еще более расширить. При выборе каждого последующего задания должна дополнительно учитываться информация из индивидуального образовательного профиля ученика.

Компьютерное тестирование неоценимо при проведении диагностики и контроля. Хорошие тестовые системы успешно используются для тренинга и коррекции. Но есть одно, трудноразрешимое противоречие. Эти технологии, с одной стороны, требуют массового и системного применения, если, конечно, ставится задача получить системный результат. С другой стороны, их системное применение очень быстро сталкивается с ограничением на компьютерные ресурсы. Один компьютерный класс в школе на 1000 учеников будет загружен только проведением тематического контроля (но во всех классах по всем предметам!). Систематический промежуточный контроль в компьютерном варианте просто невозможен. Поэтому для получения системного результата школа вынуждена будет использовать технологии скоростной обработки печатных тестов.

Бумажное тестирование

В последнее время практически все страны на постсоветском пространстве перешли к сдаче выпускных экзаменов в форме централизованного тестирования. У этого подхода много сторонников и не меньше противников. Очевидно одно: применение тестовых форм контроля расширяется, и этот процесс будет продолжаться. Поэтому его лучше принять как данное, не противиться, а гармонично развивать. Развивать так, чтобы в русском языке не исчезли диктанты, изложения и сочинения, в физике и химии – лабораторные работы. Развивать так, чтобы результаты тестирования постепенно формировали индивидуальный образовательный профиль ученика, а не забывались через три дня после выставления отметки.

Как было сказано выше, систематическое внедрение тестирования невозможно организовать только с помощью компьютерной техники. Вряд ли хоть одна школа, даже самая передовая и богатая, в состоянии обеспечить компьютерными ресурсами промежуточное тестирование по всем предметам. Выход видится такой – использовать бумажные технологии в процессе тестирования и компьютерные при обработке результатов.

Данная технология уже несколько лет успешно применяется при проведении централизованного тестирования в рамках единого государственного экзамена. В Перспективной Школе должна быть реализована аналогичная технология, дополненная возможностью сохранения значительно более широкого спектра результатов. После обработки печатного теста за него выставляется отметка в электронный журнал; сохраняется обобщенный результат выполнения теста; сохраняется информация о результатах выполнения каждого задания.

Опишу примерный технологический процесс проведения промежуточного тестирования на печатных бланках и последующей компьютерной обработки результатов.
1. Класс на нескольких занятиях прошел небольшой блок учебного материала по предмету. В традиционной практике учитель проводит фронтальный опрос или небольшую самостоятельную работу. Фронтальный опрос не позволяет поставить отметки всем. Самостоятельную работу нужно потом проверять.
2. В предлагаемой модели учитель готовит несколько вариантов теста. Он может взять их из сборников, может составить сам. Такие тесты многоразового использования. При составлении теста учитель учитывает, какой типовой бланк ответов он будет использовать. Например, в бланке десять вопросов, в каждом по пять вариантов ответов, можно выбирать несколько вариантов. Таких типовых бланков может быть несколько десятков. Отличаются они по количеству тестовых вопросов и по их типам.
3. Перед уроком учитель берет комплект бланков для ответов. Они могут быть именные. То есть, с уже впечатанными данными об ученике, с названием теста и предмета. Если этого нет, бланк будем называть обычным. Бланк занимает, как правило, не более трети листа формата A4. Если его печатать типографским способом, себестоимость бланка ничтожно мала.
4. На уроке учитель раздает каждому ученику листок или книжку с заданиями и бланк для ответов. В результате каждый ученик получает свой вариант напечатанного теста. Он указывает номер варианта и, если бланк не именной, вписывает печатными буквами класс, фамилию и имя. Предмет и название теста вписывать в бланк не обязательно.
5. Ученик выполняет задания теста и вписывает в бланк ответы. Через фиксированное время учитель собирает тесты и заполненные бланки. Тесты он кладет в свою методическую папку. Бланки с ответами несет в центр обработки результатов.
6. В центре обработки результатов он сам или назначенный оператор вкладывает бланки в скоростной сканер. Далее он указывает, какой тест будет обрабатываться. За несколько минут сканер обрабатывает все бланки и заносит результаты в базу данных. Скорость обработки – примерно 20-30 листов в минуту.
7. В соответствии с заданными алгоритмами в электронном журнале будут выставлены отметки.

В сочетании с компьютерным тестированием тестирование на бланках должно стать основой для формирования индивидуальных образовательных профилей учеников. Но тестирование не должно вытеснять другие формы контроля, так как некоторые тестовые вопросы только дискредитируют эту технологию. На мой взгляд, освободив учителя от рутины по проверке бумажных тестов, руководство вправе потребовать от него более внимательного отношения к другим формам работ: к сочинениям, опытам, проектам, творческим работам и т.п.

Этапы учебного процесса

Обучение, как оно обычно организовано в школе, – процесс циклический. В одном цикле учебного процесса можно выделить следующие этапы:
- изучение нового учебного материала;
- организация учебного тренинга и познавательной деятельности;
- промежуточный контроль усвоения учебного материала.

При организации учебного процесса можно также выделить этапы, которые относятся к нескольким циклам:
- диагностика усвоения учебного материала;
- устранение пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- повторение учебного материала;
- тематический и итоговый контроль усвоения учебного материала.

Такая классификация этапов учебной деятельности удобна в первую очередь с точки зрения подходов к их автоматизации. На каждом этапе можно выделить основные задачи и проблемы, определить приоритетные направления использования информационных технологий.

Отдельными элементами учебного процесса будем считать систему взаимодействия его участников, а также систему выполнения исследовательских и творческих учебных проектов. О них речь пойдет в следующей главе.

Новый материал

Первый этап учебного процесса – подача-изучение нового материала.

Принципиальным является то, что речь идет об учебном материале, с которым ученики не знакомы. Выделю две организационные формы, в которых может происходить знакомство с новым учебным материалом:
- новый учебный материал подается учителем;
- новый учебный материал изучается самостоятельно.

Учитель может организовать подачу нового материала в форме последовательного изложения, в форме создания и решения проблемных ситуаций или в какой-то другой форме. Эффективными и удобными инструментами являются проектор и соответствующим образом подобранный и структурированный учебный материал. Это могут быть учебные презентации, фрагменты электронных учебников, энциклопедий или справочников, интерактивные модели и т.п.

Главные достоинства этой формы – наличие эмоционального заряда, который передается учителем, возможность по реакции учеников корректировать по ходу изложение материала. Главный недостаток – при изложении учитель вынужден ориентироваться на некоторую выборку учеников. Это приводит к неизбежным проблемам. Для кого-то темп изложения слишком высок, для кого-то, наоборот, есть время поболтать с соседом. Кстати, именно поэтому наиболее способные студенты редко пишут лекции, предпочитая брать конспекты у своих друзей.

Еще одна проблема возникает перед учителем, когда он рассказывает ученикам новый учебный материал с помощью презентационного оборудования. У некоторых учеников лучше развито зрительное восприятие, у некоторых – восприятие на слух. Попытка соединить в учебной презентации все виды информации ни к чему хорошему не приводит. А вот на какой вид информации сделать акцент, учителю подскажут результаты исследований психолога. Когда-нибудь в группы для лекционных занятий учеников будут зачислять с учетом того, какое полушарие головного мозга у них ведущее.

Самостоятельно новый материал ученик может изучать по учебным пособиям или с помощью компьютера. Когда новый материал изучается при помощи компьютера, требования к используемому программному обеспечению существенно возрастают. Как показывает практика, простое чтение гипертекстовых электронных учебников не пользуется популярностью у учеников. На этапе изучения нового материала гипертекст выполняет свои функции в минимальной степени, поэтому ученик в таких случаях предпочитает обычный печатный носитель. Хорошо работают программы, предлагающие учебный материал в виде, который сложно воспроизвести в реальной жизни. Например, компьютерная модель ядерного взрыва или опасного химического опыта.

Для некоторых учеников, наиболее способных и мотивированных к учебе, можно рекомендовать программы, воспроизводящие исследовательскую деятельность. Круг реальных потребителей невелик, но результативность использования максимальная.

При любой форме подачи нового учебного материала для того чтобы он был хорошо усвоен, необходимо наличие соответствующих знаний и умений у учеников. Поэтому перед тем, как предлагать новый материал, нужно обязательно проанализировать степень готовности учеников к его восприятию. И если есть серьезные пробелы, лучше потратить время на их устранение.

Учебный тренинг

После того как новый учебный материал изучен, ученики закрепляют его с помощью системы учебных заданий. Процесс закрепления учебного материала – наиболее благодатная для автоматизации задача. В педагогике разработано множество методик и приемов, и практически для всех могут быть предложены компьютерные реализации. Назывным порядком, не вдаваясь в детали, перечислю некоторые.

Учебные тренажеры для отработки конкретных учебных умений. Тестовые системы, имеющие режим подсказок. Компьютерные модели, в которых по результатам моделирования нужно вводить ответ. Сборники интерактивных задач с мощной справочной системой. Компьютерные системы, реализующие программный подход к обучению. Компьютерные системы, реализующие поэтапное формирование учебных действий.

Любая обучающая программа, предназначенная для проведения учебного тренинга, по возможности, не должна допускать следующих ситуаций:
- ученик не может решить данное учебное задание (не хватает опорных знаний), а программа "тупо" ему их предлагает;
- ученик давно уже все понял, решать подобные задания научился, а программа "тупо" предлагает ему снова и снова "сложить два и два".

Несколько организационных рекомендаций. Для тех учеников, у которых есть дома компьютер, тренинг должен проходить дома. Задача школы – создать условия, чтобы это стало возможно. Тем ученикам, которые дома компьютера не имеют, данный этап обучения придется проходить традиционным способом. Если Вы сумеете показать родителям разницу (а она будет, уверяем Вас!), это будет сильнейшим стимулом для приобретения ими домашнего компьютера и, следовательно, расширения компьютерного парка Вашей школы.

Задействовать для закрепления учебного материала компьютерные классы – не самое лучшее организационное решение. Для них можно найти куда более полезное применение.

Контроль усвоения

Сразу уточню, чем в данном контексте контроль отличается от диагностики. Диагностика проводится для того учебного материала, результаты усвоения которого неизвестны или устарели. Контроль, наоборот, проводится для того учебного материала, результаты усвоения которого нам известны. Другое дело, что при традиционной организации учебного процесса контрольные работы частично выполняют диагностическую функцию. По крайней мере для тех учеников, у кого отметок по теме не было. Но это не потому, что так правильно, а потому, что традиционные технологии не позволяли всех опросить на этапе закрепления учебного материала. Перспективная Школа позволяет эту проблему решить, так как любая работа с обучающими программами в режиме закрепления оставляет след в учебных результатах.

Контроль, как и диагностику, чаще всего проводят в форме тестирования, компьютерного или бумажного. И здесь кроется второе отличие контрольного теста от диагностического. Для диагностического теста итоговая отметка за выполненный тест не важна, а для контрольного теста она имеет принципиальное значение. В остальном контрольное и диагностическое тестирование похожи. И то, и другое жестко регламентированы и должны проводиться в присутствии учителя, в строго отведенный промежуток времени.

Контроль усвоения может быть промежуточным, тематическим и итоговым. Промежуточный контроль проводится во время прохождения темы, тематический – по итогам ее изучения, итоговый – по результатам изучения всего учебного курса.

В Перспективной Школе результаты выполнения контрольных учебных заданий должны сохраняться в базу данных и накладываться на те результаты, которые там уже есть. Используемые при этом алгоритмы должны позволять сгладить некоторые ситуации. Например, ученик разволновался и во время контрольного тестирования не сделал то, что в обычных условиях делал легко. С другой стороны, эти алгоритмы должны позволять повысить правдоподобность полученных ранее результатов. Это объясняется тем, что контрольное тестирование проводится в условиях, практически исключающих использование запрещенной помощи.

Контрольное тестирования – это систематический процесс. В его планировании принимают участие учитель-предметник и заместитель, курирующий учебный процесс. Промежуточный контроль – это дело учителя, тематический они планируют вместе, организация и проведение итогового контроля – задача работника администрации.

Для проведения контрольного тестирования может использоваться как компьютерный класс, так и бумажные технологии. Для работы с печатными тестами должен быть запущен в работу программно-аппаратный комплекс по их скоростной обработке. Промежуточный контроль лучше всего проводить на печатных бланках, тематический и итоговый – как в компьютерном классе, так и на печатных бланках.

Диагностика усвоения

Диагностика усвоения или диагностика пробелов в знаниях – это процесс, во время которого ученик выполняет комплект специальным образом подобранных учебных заданий, как правило, тестовых. В диагностическом тестировании сохраняются результаты выполнения каждого задания, при этом отметка за тест не важна. По результатам диагностики можно сказать: учебное задание такого вида ученик выполнять не умеет, такие-то и такие-то учебные элементы им не усвоены или усвоены плохо.

Диагностика проводится на том учебном материале, результат усвоения которого до этого неизвестен. Например, в школу пришел новый ученик. Все остальные ученики уже давно работают с разными программами Перспективной Школы. Для всех хранятся индивидуальные профили, а в них, соответственно, степени усвоения тех знаний, умений и навыков, которые были на данный момент изучен. Вот для нового ученика, чтобы он не выглядел "белой вороной", и целесообразно проводить диагностику. На первых этапах внедрения обучающих программ проводить задним числом диагностику нужно для всех учеников.

Диагностика также проводится по тому учебному материалу, который изучался достаточно давно. В этом случае можно использовать термин "уточняющая диагностика".

Для проведения диагностики подбираются комплексные задания, охватывающие все верхние уровни иерархии учебных элементов. Выполнение относительно небольшого числа таких заданий позволяет практически полностью сформировать карту пробелов в знаниях и умениях ученика. Степени усвоения по определенным алгоритмам распространяются по иерархии. Поэтому диагностика десятиклассника по математике не потребует заданий на знание таблицы умножения.

Диагностическое тестирование должно проходить в школьном компьютерном классе. Однако, это процесс не систематический, а разовый. Проводится он в следующих случаях: в начале внедрения; для новых учеников; после длительной болезни; перед обобщающим повторением.

Коррекция усвоения

Коррекция усвоения, или коррекция пробелов в знаниях, – это форма работы, во многом напоминающая тренинг. Различие заключается в том, что тренинг проводится по ограниченному учебному материалу (например, по пройденной теме), коррекция – по всему ранее пройденному материалу. Пробелы в знаниях есть практически у каждого ученика. Даже те, кто имеет хорошие отметки, что-то может забыть или пропустить. В обычных условиях учитель легко назовет отметку ученика, но вряд ли сможет перечислить его пробелы в знаниях.

Основой для проведения коррекции является полностью сформированная карта пробелов в знаниях. Поэтому прежде чем начинать коррекционную работу, нужно провести диагностику. Еще раз отмечу, речь идет о диагностике за все предыдущие годы обучения.

Коррекция может быть глубокая и поверхностная. Глубокая коррекция предполагает устранение абсолютно всех пробелов в знаниях. Иногда она имеет смысл, но далеко не всегда. Во-первых, некоторые учебные элементы, когда-то изученные, впоследствии никак не влияют на остальной учебный материал (условно назовем их малозначимыми). Если они не входят в итоговые результаты обучения, и если предмет для ученика не является значимым, такие пробелы можно проигнорировать. Поверхностная коррекция отсекает малозначимые учебные элементы. В обоих случаях при формировании индивидуальной коррекционной программы учитываются пожелания ученика (заказанные по предмету отметки). Как только степень усвоения учебного материала соответствует заказанной отметке, коррекция прекращается.

Главная особенность правильно организованной коррекции – постоянная работа в "зоне ближайшего развития". Ученику выбираются и подаются только те учебные задания, которые он в состоянии выполнить при небольших интеллектуальных усилиях, с минимальной помощью учителя или компьютера. Предъявляются они ровно до тех пор, пока не будет достигнут нужный уровень усвоения.

Как уже говорилось выше, коррекционная работа наиболее эффективна для неуспевающих и слабоуспевающих учеников. Поэтому наилучшая организационная форма – это группы коррекции для таких учеников, работающие по графику в компьютерном классе. В таких группах одновременно могут быть ученики разных классов. Важно только, чтобы коррекционная работа проводилась по одному предмету для всех. Это позволит учителю-предметнику, работающему с группой, помочь каждому.

Для остальных учеников, у которых пробелы в знаниях есть, но они не носят системного характера, можно организовывать коррекционную работу на домашних компьютерах. Для тех, у кого компьютеров нет, можно, если позволяет компьютерное время, проводить платные занятия. Грамотная организация коррекционной работы – лучший способ убедить родителей приобрести домашний компьютер.

Обобщающее повторение

Любые знания, полученные человеком, имеют со временем свойство "улетучиваться". Особенно, если они не используются в повседневной жизни. Забыть, что дважды два равно четыре, мы вряд ли сможем, даже если захотим. А вот определение логарифма, дату Куликовской битвы, название столицы Мадагаскара – запросто.

Для организации эффективного повторения учебные результаты должны иметь такой параметр, как правдоподобность. Он определяется давностью полученного результата и его корреляцией с результатами усвоения связанных учебных элементов. Чем дольше не происходит изменение результата усвоения некоторого учебного элемента, тем менее правдоподобным становится этот результат. Если система знает, что ученик не умеет решать квадратные уравнения, то считает неправдоподобным его умение решать тригонометрические уравнения всех типов. И еще раз напомню, что степени усвоения распространяются по иерархии, поэтому совершенно не нужно каждый месяц подтверждать, что знаешь таблицу умножения.

В Перспективной Школе повторение пройденного материала – это, в первую очередь, повторение материала, результат усвоения которого вызывает сомнения. Оно должно происходить в двух режимах:
- ученику автоматически подбираются учебные задания по "сомнительному" учебному материалу, то есть, автоматически генерируется индивидуальная программа повторения (в каком-то смысле аналог индивидуальной коррекционной программы);
- ученику показывается сомнительный учебный материал, но заниматься им или нет, он принимает решение сам.

На последующих этапах в Перспективной Школе должна быть реализована еще одна возможность для организации эффективного повторения. Не секрет, что хорошо усвоенный учебный материал не является залогом его успешного применения в будущем. Ученик может легко выделять причастный оборот в простых предложениях, но не увидит его в сложном предложении. Ученик легко может разложить на множители разность квадратов с целыми коэффициентами, но не сумеет сделать то же самое, если коэффициенты дробные. В обучающих программах Перспективной Школы за счет семантических связей между различными видами учебного материала автоматически могут подбираться схожие задания. При их решении требуется новый взгляд на учебный материал или дополнительные интеллектуальные усилия.

Повторение учебного материала, как и закрепление, в первую очередь должны проводиться на домашних компьютерах. Планировать их в школьных компьютерных классах следует в последнюю очередь (если, конечно, школа не зарабатывает на этом дополнительные средства).

Основные результаты

Подготовка учителей к урокам станет более интересным занятием. Даже те, кто много лет подряд пользовались старыми планами уроков, будут уделять подготовке больше времени. Многие учителя с удовольствием используют возможность публично реализовать свои творческие амбиции. Медиатека школы стала интенсивно пополняться разработками учителей и учеников, причем их качество будет постоянно улучшается.

При проведении учебных занятий более системно должны использоваться обучающие программы. Ученики и учителя будут понимать, что некоторые этапы учебного процесса гораздо эффективнее проходятся с помощью компьютера.

С помощью программы компьютерного тестирования можно наладить систему организации и проведения итогового и тематического контроля. С помощью программного комплекса для скоростной обработки печатных тестов можно автоматизировать обработку результатов промежуточного контроля. Все это позволит накапливать в общешкольной базе данных самые разные учебные результаты, являющиеся основой индивидуальных образовательных профилей учеников.

Пока еще рано ждать реального повышения успеваемости. На данном этапе будет идти притирка, ученикам придется привыкать к новым формам контроля. Поэтому обязательно проводите анкетирование учеников и поручите психологу отслеживать изменение состояния тревожности в ученическом коллективе. В начале внедрения можно допустить его незначительный рост (при внедрении всего нового это случается часто). Однако, если через полгода рост тревожности не начнет снижаться, значит что-то происходит не так.

Резюме

На данном этапе комплексное внедрение информационных технологий в учебный процесс только начинается. Ждать значимого повышения качества обучения пока рано, но реальные результаты не заставят себя ждать.

На данном этапе резко возрастают требования к материально-техническим ресурсам. 4-5 компьютерных класса на 1000 учеников, 15-20 проекторов на 100 учителей – вот тот базис, который обеспечит каждого учителя современными средствами обучения.

Новое время ставит перед учителем новые задачи. Он должен соответствовать окружающему его информационному миру. Первые изменения в его работе – это новые формы подготовки к урокам. В полуавтоматическом режиме получить электронный план урока. Подготовить свой комплект мультимедийных презентаций, обменяться ими с коллегами. Проанализировать качественные результаты проведенного тестирования и внести коррективы для следующих уроков.

Электронные учебники, программы-репетиторы, учебные тренажеры, исследовательские программы, энциклопедии и справочники, обучающие игры – все эти компьютерные программы с той или иной степенью эффективности могут использоваться на разных этапах учебного процесса.

Компьютерное тестирование при достаточных ресурсах сможет обеспечить проведение в школе итогового и тематического контроля. Для проведения систематического промежуточного контроля необходимо автоматизировать обработку печатных тестов.

При использовании информационных технологий на каждом этапе учебного процесса возникают свои перспективы и проблемы. Новый учебный материал хотелось бы доносить до каждого ученика в том виде, который он усваивает наилучшим образом. Освоение и закрепление новых знаний и умений лучше всего проводить в зоне ближайшего развития. Диагностика и коррекция пробелов в знаниях – это основа успешной учебы, гарантия того, что проблемы не будут нарастать как снежный ком. Повторение учебного материала должно носить обобщающий характер, гарантировать успешное применение полученных знаний в любых условиях.

Глава 8. ИТ во внеклассной работе