На главнуюНаши публикации. Глава 8. ИТ во внеклассной работе

Глава 8. ИТ во внеклассной работе

  В первой же комнате, светлой и просторной, сидели в кружок десятка полтора седеньких старушек в платьях из наидешевейшего туальденора мышиного цвета. Напряжено вытянув шеи и глядя на стоявшего в центре цветущего мужчину, старухи пели.
Предводитель хора, в серой толстовке из того же туальденора и в туальденоровых брюках, отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал:
- Дисканты, тише! Кокушкина, слабее!
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Уточнение терминов

Внеклассная работа, она же внеурочная деятельность, она же воспитательная работа. Этими терминами обычно называют все то, что происходит с учениками за пределами учебных занятий, но как-то связано со школой. Если быть более точным – все то, что происходит за пределами учебных занятий, которые проводятся в соответствии с основным учебным планом. Например, кружок юных математиков тоже будем относить к внеклассной работе.

Внеклассная работа строится вокруг групп по интересам. Это школьные кружки, спортивные секции и школьные команды по различным видам спорта, студии, ансамбли, театры, школа юных математиков (биологов, экологов, программистов), команда КВН, школьный Интернет-клуб, редколлегия школьной газеты. Это организация юных пионеров (скаутов, пожарников, исследователей), структуры школьного самоуправления, активы классов. Внеклассная работа строится также вокруг классов (с этой точки зрения прилагательное "внеклассная" не самое точное).

Внеклассная работа – это система мероприятий. Важнейшим инструментом автоматизации внеклассной работы является программный комплекс для планирования и мониторинга подготовки и проведения школьных мероприятий.

Внеклассная работа – это совместная деятельность ученического, педагогического и родительского коллективов. Там, где она строится на взаимном интересе и уважении, ученикам интересно ходить в школу. Внеклассная работа должна выявлять и развивать таланты и способности детей. Она должна формировать у них навыки коллективной деятельности, способности к эффективным коммуникациям.

У внеклассной работы есть одно неоспоримое преимущество перед процессом обучения. Есть возможность практически полностью заменить слово "должен" на слова "хочу" и "могу".

Учет талантов

Во время перестройки в СССР стали очень популярны учителя-новаторы. Тем, кто в середине 80-х интересовался проблемами школьного образования, хорошо известны фамилии Щетинина, Шаталова, Ильина, Иванова, Волкова. Они собирали аншлаги на своих творческих вечерах в самых известных концертных залах и широкую телевизионную аудиторию. Со временем общественный интерес к проблемам школьной педагогики существенно снизился, стал более прагматичным. Тем не менее, идеи, которые высказывали эти незаурядные люди, до сих пор воодушевляют многих педагогов на просторах бывшего СССР.

К их числу относятся идеи учителя Волкова. Его педагогическое кредо можно сформулировать так: "Каждый ученик талантлив!" Он утверждал и доказывал своей педагогической деятельностью, что в любом ученике скрыты уникальные способности, а задача школы – эти способности выявить и раскрыть. Он ввел в своей школе творческий паспорт ученика. В него на протяжении всех лет учебы скрупулезно записывались любые достижения ученика, в какой бы плоскости они не лежали. Кто-то был непревзойденным мастером по ремонту школьной мебели, а кто-то отличался на олимпиадах по математике. Кто-то увлекался живописью эпохи Возрождения, а кто-то быстрее всех в школе бегал. У кого-то была замечательная коллекция марок с изображениями животных, а кто-то готовился поступать на биологический факультет и мог часами рассказывать о растительном мире пустынь.

Способности и таланты учеников – это важнейший капитал любой школы. Как любой капитал он должен быть должным образом оценен. Как любой капитал, он должен постоянно быть в работе и преумножать себя. Поэтому в Перспективной Школе необходимы специальные программные модули, которые позволят автоматизировать учет талантов. По сути, речь идет о ведении электронного творческого паспорта каждого ученика. По такому паспорту можно увидеть нынешнее состояние способностей, интересов и склонностей ученика, можно отследить историю их формирования, развития и, что также важно, отмирания.

С учетом нынешних реалий и увлечений учеников к такому паспорту должен быть присоединен индивидуальный электронный творческий портфель. В нем ученик сможет хранить свои наработки, постоянно их улучшать и развивать. Портфель может также хранить в цифровом формате фотографии и описания реальных предметов, которые ученик сделал, реальных событий, в которых он принимал участие.

Таланты учеников, их интересы и склонности в обязательном порядке должны учитываться при планировании школьных мероприятий, при формировании групп по интересам. Они должны стать достоянием широкой общественности и найти свое место на школьном портале.

Учет партнеров

Когда мы говорим "участники образовательного процесса", обычно подразумеваем педагогов, учащихся и их родителей. Очень часто этим кругом лиц систематические контакты школы с людьми и ограничиваются.

В информационном обществе ни одна организационная структура не может себе позволить замкнуться в собственной информационной среде. Школа не составляет исключение. Более того, в силу объективных причин контакты школы с внешним миром должны год от года расширяться. Каждый год десятая часть учащихся и родителей школу покидают. Если они были интересны друг другу десять лет, такие контакты не прерываются навсегда.

О выпускниках речь пойдет дальше, а сейчас рассмотрим понятие "партнер школы". Партнерами школы будем называть отдельных людей, группы людей и организации, которые принимают систематическое участие в жизни школы. Понятно, что учащиеся и педагоги партнерами школы не являются, так как в ее жизни принимают участие в силу своих обязанностей. А вот некоторые родители могут стать партнерами школы, если в своих контактах с ней выйдут за пределы круга обязанностей по воспитанию собственных детей.

Активный директор заботится о престиже своего учебного заведения. Поэтому он должен понимать, что родители – важный капитал, временно приобретенный школой. Причем капитал управляемый, который можно использовать для достижения поставленных целей. Хороший директор в этом вопросе похож на коллекционера, и он понимает, что пользоваться коллекцией нужно аккуратно и бережно. От частого использования по пустякам шедевры изнашиваются и блекнут.

Во все времена в школах существовали кружки, дети в которых переписывались с детьми из других стран и городов. Благодаря появлению и широкому распространению Интернета удаленное взаимодействие с друзьями на другом конце света стало делом простым и быстрым. Сегодня ребенок успевает обменяться десятком писем с другом из соседней страны за то время, пока поговорит один раз с собственной бабушкой, живущей на соседней улице. Развитие подобных контактов – мощнейший инструмент для организации эффективной внеклассной работы.

В некоторых странах на постсоветском пространстве официальных партнеров школе назначает государство. Это так называемые организации-шефы. Все они должны оказывать подшефной школе посильную материальную помощь. При дипломатических способностях и должном отношении директора взаимоотношения между школами и их шефами зачастую выходят далеко за минимально оговоренные рамки. В таких случаях говорят: "Как вам повезло с шефами!"

Сегодня многие школы, стремящиеся занять достойное место на образовательном рынке, самостоятельно ищут партнеров среди богатых организаций. Дам один совет директору, который хочет преуспеть в этом деле. Делая предложение потенциальному партнеру, акцентируйте его внимание не на своих, а на его выгодах от такого сотрудничества. Поставьте себя на его место. Если выгоды будут минимальные, сотрудничество вряд ли получится. Если и удастся что-то "выпросить", это будет разовый успех.

Итак, партнеры школы – это также ее важнейший капитал, который нужно должным образом оценивать, использовать и развивать. Поэтому в Перспективную Школу должны также войти программы, которые помогут решать эти задачи.

Внеклассные мероприятия

Во все времена школьные вечера и дискотеки были любым развлечением учеников средних и старших классов. Компьютерные технологии позволяют проводить их на достаточно высоком профессиональном уровне. Но это возможно только в том случае, если вокруг этих мероприятий сформируется соответствующая команда. В ней должны появиться претендующие на профессиональность дижеи, звукооператоры и оформители. Для их работы администрация школы должна создать достойные условия.

Директор школы должен понимать, что хорошая аппаратура стоит денег. Если слушать только команду, все средства школы должны быть направлены на эти цели. Если не слушать ее вообще – должного фанатизма она проявлять не будет. Совет такой – привлеките к подбору аппаратуры и программного обеспечения консультанта со стороны, профессионально владеющего данным вопросом. Четко сформулируйте финансовые ограничения. Познакомьте его с командой, и через несколько дней они сформируют перспективный план по закупке оборудования.

Вечера и дискотеки, которые остаются в основном танцевальными мероприятиями, нельзя ограничивать только этими рамками. Во-первых, танцы сами по себе несут минимальную объединяющую функцию. Без веселых и занимательных конкурсов, без пения караоке, без розыгрыша лотереи – танцевальный вечер мало сплачивает школьный коллектив. Такой вечер не дает ученикам возможности проявить себя, показать с необычной стороны. В то же время опасно переборщить с конкурсами и прочими развлечениями, мероприятие, как недавно говорили, станет "заорганизованным". Поэтому введите анонимное компьютерное анкетирование. Своевременные вопросы о том, что понравилось и что не понравилось на последнем школьном вечере, – верный путь к шедеврам культмассовой работы.

Вот несколько компьютерных "фишек", которые могут украсить школьный вечер. Визуальные эффекты цветомузыки. Организации пения караоке. Электронная числовая лотерея, результаты которой демонстрируются на большом экране через проектор. Конкурсы "Угадай мелодию", "Назови архитектурное сооружение", "Назови фамилию известной личности" и т.п.

Для внеклассных мероприятий наглядность и эффектность даже более значимы, чем для процесса обучения. Там особого выбора нет – есть учебная программа и есть необходимость достигнуть определенных учебных результатов. Участие во внеклассной работе – дело, как правило, добровольное. Поэтому для многих мероприятий, проводимых в рамках внеклассной работы, полезным инструментом может стать проектор. Но учитывая высокую стоимость замены лампы в проекторе, администрация школы все-таки должна упорядочить и регламентировать использование этого оборудования.

Во-первых, за каждым проектором в школе должен быть закреплен ответственный сотрудник. Сотрудник должен быть соответствующим образом обучен и проинструктирован. Есть целый ряд простых правил, выполнение которых позволят продлить жизнь дорогостоящего оборудования. Поэтому ответственный сотрудник должен не только сам их выполнять, но и требовать их выполнения от других пользователей.

Во-вторых, необходимо ввести четкий регламент, по которому проектор может быть выдан конкретным пользователям. Это с одной стороны обеспечит систематическое использование оборудования, с другой – повысит ответственность тех, кто оборудованием пользуется. Если этого не сделать, через полгода проектора начнут выходить из строя. Поиск виновных ни к чему не приведет. Кончится все тем, что оборудование попадет под замок и будет выдаваться в крайних случаях.

Мультимедиа-студия

По словарю мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько видов информации. Например, звуковую, графическую, видео. Термин "мультимедиа" появился в обиходе около десяти лет назад и с тех пор получил широчайшее распространение.

Под мультимедиа-студией будем понимать программно-аппаратные комплексы и иное оборудование, предназначенные для создания, хранения, обработки и демонстрации различных видов цифровой информации. Школьная мультимедиа-студия может включать в себя:
- программно-аппаратный комплекс для создания и обработки звуковой информации (компьютер с профессиональной звуковой картой, цифровой клавишный инструмент, профессиональные микрофоны и наушники, микшерский пульт, профессиональные музыкальные редакторы);
- программно-аппаратный комплекс для создания и обработки профессиональной графики (компьютер с мощным графически ускорителем, графический планшет, хороший сканер, графические и анимационные редакторы);
- программно-аппаратный комплекс для видеомонтажа (компьютер со специальной видеокартой, спутниковая тарелка для приема телепередач, специальные записывающие цифровые устройства, программное обеспечение для видеомонтажа);
- цифровые фотоаппараты и видеокамеры.

Создавать мультимедиа-студию подобного уровня имеет смысл в том случае, если перед ней будет поставлен самый широкий круг задач.

Во-первых, она должна работать на учебные задачи. Обеспечивать запись учебных телевизионных программ, формирование на их основе подборок цифровых учебных материалов для конкретных уроков. Помогать учителям-предметникам и другим сотрудникам вставлять в презентации звуковые фрагменты, качественную графику и анимацию, видеофрагменты.

Во-вторых, школьная мультимедиа-студия должна стать центральным звеном в создании школьной цифровой летописи. К ее работе должны быть привлечены учащиеся и сотрудники, способные выполнять качественное фотографирование и видеосъемку. Она должна тесно сотрудничать с коллективом, ответственным за школьную газету, официальный сайт, школьный портал. Снабжать их необходимыми цифровыми ресурсами.

В-третьих, студия должна обеспечивать необходимыми цифровыми материалами внеклассные мероприятия.

Необходимо позаботиться о том, чтобы школа не попала в информационную зависимость от коллектива мультимедиа-студии. Такая зависимость приведет к тому, что для получения маленькой фотографии заинтересованные лица вынуждены будут использовать всякие ухищрения или обращаться за помощью к администрации.

Результаты работы мультимедиа-студии должны хорошо каталогизироваться и выкладываться в общий доступ на школьный сервер. По сути, речь идет о создании хранилища мультимедийной информации с мощными поисково-навигационными интерфейсами, системой прав доступа на ее изменение и просмотр.

Интернет-проекты

Интернет-проектом будем называть систему согласованных действий, выполняемых группой людей, которые добиваются общей, заявленной заранее цели и взаимодействуют друг с другом при помощи Интернет-технологий. У любого Интернет-проекта есть инициатор. Это может быть один человек или группа людей. Такой инициатор определяет главную цель Интернет-проекта, его содержание, а также правила участия в проекте других людей. Инициатор обеспечивает размещение информации о проекте в Интернете. Чаще всего для Интернет-проекта создается отдельный сайт.

Любой Интернет-проект нацелен на конкретную аудиторию. Иногда такая аудитория может быть достаточно ограничена. Например, в проекте школ, которые носят имя первого космонавта Юрия Гагарина. Иногда число участников Интернет-проекта исчисляется тысячами. Например, в проекте, который объединяет любителей Web-дизайна.

Участие в популярном Интернет-проекте – хорошая возможность для школы заявить о себе в мировом информационном пространстве. Сайты таких проектов посещают тысячи человек. Многие из них на таких сайтах целенаправленно ищут партнеров для себя лично и для своих организаций.

Интернет-проект – это уникальная возможность развивать внеклассную работу в том направлении, которое сегодня интересно большинству учеников. В Интернете можно подобрать проект на любой вкус. Другое дело, что успешный Интернет-проект требует от его инициаторов (которые постепенно превращаются в координаторов) большой ответственности и значительных организационных и временных усилий. Не всегда инициаторы способны длительное время поддерживать проект в рабочем состоянии. Такие проекты через некоторое время становятся неинтересны не только сторонним пользователям, но и самим участникам.

Интернет-проект – это еще и хорошая возможность объединить усилия учителей и учеников. Для участия в Интернет-проекте требуется лидер, способный сплотить вокруг себя команду единомышленников. Чаще всего эту роль исполняют учителя-энтузиасты, которые сами не на шутку увлечены темой проекта. В этом, кстати, кроются и главные ограничения, препятствующие широкому распространению Интернет-проектов в школах. Большинство тем, которые сегодня волнуют подростков, к сожалению, малопонятны и малоинтересны их взрослым наставникам. Если администрация школы хочет по-настоящему широкого распространения Интерент-проектов в своем учебном заведении, оно должно специальным образом об этом позаботиться. В первую очередь, дать возможности и определенные преференции активным ученикам, способным выступить лидерами команд. Обеспечить качественный доступ в Интернет. Если скорость работы в Интернете будет низкой, участники проектов могут заснуть, дожидаясь загрузки очередной страницы.

После того как команды школы примут участие в нескольких действующих Интернет-проектах, можно переходить к следующему этапу. Администрация школы может выступить с инициативой открытия в Интернете собственного проекта. Чтобы извлечь из этого максимальную пользу, нужно, как это сейчас модно говорить, пропиарить данное событие. Во-первых, тему своего первого Интернет-проекта следует вынести на общешкольное обсуждение и голосование. Каждый должен почувствовать себя соучастником проекта. После выбора темы нужно объявить общешкольный конкурс по выбору лидера проекта и его команды. Нужно разработать регламент, по которому команда проекта будет отчитываться перед школой за ход его реализации.

Активное участие учеников и сотрудников в собственных и внешних Интернет-проектах является хорошей основой для открытия школьного компьютерного клуба.

Компьютерный клуб

О вреде компьютерных клубов написано множество статей. Это и рассадники детской преступности, и притоны для будущих наркоманов. В таких словах много правды, особенно когда клубы открываются и действуют без должного надзора со стороны властей. Тем не менее клубы есть и в ближайшее время, судя по всему, никуда не денутся.

Относительно модернизации деятельности компьютерных клубов высказывались два противоположных предложения. Предлагалось обязать компьютерные клубы предоставлять детям не только компьютерные игры, но и более полезные занятия, например, обучающие и познавательные программы. Идея абсолютно бесперспективная, мало где сумевшая завоевать себе место под солнцем. Вторая идея звучала примерно так. В наших школах сейчас много хорошей компьютерной техники, и она используется не в полном объеме. Давайте открывать в школе компьютерные клубы. Это отвлечет детей от сомнительных мест времяпровождения. Пусть играют, но под надзором, легче будет осуществлять мониторинг, контроль за доступностью отдельных игр, да и элементы обучения легче будет ученикам предлагать. Данную идею следует развенчать более подробно.

Вопрос первый: будет школьный компьютерный клуб платным или бесплатным? Если он будет платным, то вряд ли выдержит конкуренции с дворовым компьютерным клубом. Расценки там достаточно низкие, значительная часть оборота проводится нелегально и налогами не облагается. Да и сложности в ведении учета наличных денег такие, что здравомыслящий директор с этим связываться не будет. Если же школьный компьютерный клуб будет бесплатным, это проблему никак не решит. Вовочка отыграет в школьном клубе законный час, затем побежит в дворовой компьютерный клуб, где и оставит сэкономленные на завтраках деньги.

Вопрос второй: вводить ли на компьютерные игры внутришкольную цензуру? Если не вводить, школа не оберется проблем. Постреляет ребенок в школе, побегает по запутанным лабиринтам, и любой его психологический срыв родители с удовольствием и веским основанием спишут на школьный компьютерный клуб. Если вводить, то большинство игр, которыми сегодня увлекаются дети, доступны им не будут. И в такой клуб, да еще за деньги, они вряд ли пойдут.

Тем не менее, успешно функционирующий школьный компьютерный клуб – дело вполне реальное. Вот несколько практических советов.

В клубе обязательно должна быть система оплаты. Если это деньги, то они должны быть виртуальными (об электронных пластиковых картах и возможностях по их применению пойдет речь в одной из следующих глав). Но это могут быть и не деньги, а их внутришкольный эквивалент. Можно разработать систему начисления ученикам бонусов. За выполнение учебных целей (которые, и троечник тоже может успешно выполнить!), за отличное дежурство, за выступление на олимпиадах, за … Список можно продолжать и продолжать. Тратить бонусы можно, в том числе, и в школьном компьютерном клубе. Для этого, естественно, в Перспективной Школе должна быть реализована специальная автоматизированная система учета начисления и списания бонусов.

Включайтесь в спортивное движение компьютерных игроков. Весь опыт компьютерной игровой индустрии показывает, что надолго захватывают только сетевые режимы игры, когда человек играет против человека. Наблюдение из жизни, которое могут подтвердить многие родители. Ребенок увлекся новой игрой на домашнем компьютере. Несколько дней – и игра ему надоела. Несколько попыток поиграть в нее повторно лишь усиливают нежелание играть. Стоит только дать ему возможность поиграть с равными игроками по сети – интерес к игре стремительно возвращается. Спортивный азарт в компьютерной игре в итоге значит больше, чем сюжет, графика и музыка вместе взятые. Тогда и цензуру будет легче вводить.

Школьный компьютерный клуб – это не только компьютерные игры. Это и качественный доступ в Интернет (для участников узаконенных Интернет-проектов – бесплатный). Это и возможность позаниматься с эксклюзивными информационными ресурсами и обучающими программами. Это и дополнительные занятия для начинающих программистов, дизайнеров, Web-мастеров. Такой подход должен быть записан в уставе клуба и доведен до всех учащихся школы.

Экономические игры

Экономические компьютерные игры – интересное и весьма перспективное направление, которое пока остается за пределами массового внимания. Школ, которые участвуют в подобных соревнованиях, немного. Впрочем, как и самих соревнований, в которые, к тому же, достаточно сложно попасть.

Опишу типовую экономическую компьютерную игру на примере игры МЭМ (Моделирование Экономики и Менеджмента). По этой игре проводятся чемпионаты во многих странах, чемпионат мира. В начале 90-х команда школы, в которой я работал, заняла второе место на чемпионате СНГ. Эта компьютерная игра является частью учебной программы по подготовке будущих менеджеров. Программа включает в себя блок теоретических сведений и учебных заданий, а также деловой практикум по созданию собственной компании.

В игре каждый участник управляет своим заводом по производству некоторого товара. В МЭМ это были электронные пишущие ручки, почти фантастические изделия на тот период. На рынке действуют несколько заводов, которые вступают между собой в конкурентную борьбу. Игра разбивается на производственные циклы (кварталы). В начале цикла каждый игрок вводит несколько ключевых показателей. Он определяет, сколько ручек нужно произвести (чем больше производство, тем меньше себестоимость). По какой цене их продавать. Сколько средств вложить в рекламу и маркетинг (задается популярность товара). Сколько в научно-исследовательские разработки (задается качество товара). После того, как все игроки ввели свои показатели, программа моделирует ситуацию на рынке. Каждый игрок получает долю заказов, которая зависит от цены, популярности и качества всех предложений на рынке. В зависимости от доли рынка (количества проданных ручек), формируется прибыль предприятия. Она определяет возможности предприятия по дальнейшему ведению бизнеса.

Игра имеет несколько базовых стратегий и множество их модификаций. Можно играть, предлагая много товара по низкой цене (стратегия демпинга), выдавливая конкурентов с рынка. Можно предлагать качественный товар по высокой цене. Выигрывает тот, у кого после определенного количества циклов максимальная прибыль на счету.

Игра захватывает, как ни одна "стрелялка" или "бродилка". В то же время у нее есть огромный обучающий потенциал. После каждого цикла каждый игрок получает балансовый отчет по своему предприятию, который по форме и содержанию близок к балансовым отчетам реальных предприятий. Отчет содержит показатели, которые следует принимать во внимание при выборе следующего хода. Сильный игрок обязан просчитывать основные показатели балансовых отчетов своих конкурентов, делать прогнозы по тем шагам, которые они могут предпринять.

На каждый ход отводится не менее получаса. Принятие взвешенного решения требует серьезного анализа, в том числе с использованием математического аппарата, впрочем, не очень сложного.

В подобные игры вполне способны играть ученики шестых-седьмых классов. Главная задача администрации школы – создать для всех желающих спортивную атмосферу. Например, ввести в план мероприятий чемпионат школы по экономическим играм. Если же удастся найти партнеров по игре в Интернете или среди соседних школ, занятие станет еще более увлекательным.

Цифровая летопись

В старые, докомпьютерные времена передовые школы заводили огромные альбомы, в которые вклеивали фотографии и записи о самых ярких событиях в жизни школы. На таком альбоме вензелями писали: "Летопись школы". Хранилась летопись в кабинете директора и была доступна только избранным. Подавляющее большинство учеников и родителей о ее наличии не догадывались.

Сегодня летопись школы может стать серьезным инструментом в борьбе за умы потенциальных учеников и их родителей. А также за умы выпускников, которым иногда следует помогать родной и любимой школе. Понятно, что речь идет о компьютерном варианте летописи, варианте, который легко создавать, легко улучшать и развивать. И, что самое важное, легко сделать общедоступным.

Летопись школы – дело серьезное, и его не следует начинать "с бухты-барахты", поддавшись первым впечатлениям и настроениям. Следует предварительно вынести вопрос на общешкольное обсуждение (вообще, это хороший тон – выносить важные судьбоносные решения на общее обсуждение). Полезно устроить конкурс на лучший проект летописи. Конкурсанты должны предложить структуру летописи, технологии ее изготовления, регламенты ведения. Команду-победительницу обязательно нужно включить в коллектив, ответственный за ведение летописи.

При выборе технологии изготовления следует учитывать возможность размещения летописи в сети Интернет. Наилучший подход, сочетающий простоту исполнения и широкие возможности, – создание HTML-ресурса.

Если к делу подходить серьезно, для оформления рекомендуется пригласить профессионального дизайнера. Если таким дизайнером ранее был разработан фирменный стиль школы, можно обойтись и своими силами.

Администрация школы должна понимать и отдавать себе отчет, что в цифровой летописи самое главное – не дизайн, не технологии разработки. Самое главное – это действенный регламент по систематическому ведению летописи. К этому делу следует привлечь самые широкие школьные массы. Я уже упоминал, что за формирование графического, видео и аудио наполнения должна отвечать школьная мультимедиа-студия. К HTML-кодированию самой летописи и встраиванию дизайна можно привлечь школьную Web-студию. К написанию и отбору текстов – редколлегию школьной газеты.

По-хорошему, цифровую летопись школы нужно интегрировать с отдельными программными комплексами Перспективной Школы. Например, с комплексом, предназначенным для планирования школьных событий. Может быть, кто-то из разработчиков предложит в состав Перспективной Школы отдельный программный продукт. С его помощью школа могла бы создавать качественный информационный продукт, имеющий мощную систему поиска и навигации, а также средства публикации отдельных фрагментов летописи.

Цифровая летопись школ – коммерческий продукт. Администрация может продавать его своим выпускникам, нынешним и бывшим, а также всем желающим. В джентльменский набор, который при выпуске получит каждый ученик, обязательно должен войти компакт-диск с цифровой летописью.

Классные альбомы

Цифровой классный альбом можно назвать по-другому: цифровая летопись класса. И к нему, таким образом, можно отнести практически все, что было сказано выше о летописи школы. Может быть, будет поменьше регламентов и обязательств, побольше свободы и творчества. Классный альбом может выполнять еще одну функцию: помогать формировать в классе дружный коллектив. Возможно, это его наиважнейшая задача.

В этом вопросе у администрации есть несколько путей. Можно пустить дело на самотек, ограничившись краткими рассказами о том, как и зачем это следует делать. Несколько классов (как правило, уже достаточно дружных) безусловно возьмутся за эту работу. Кто-то впоследствии бросит, кто-то доведет до логического конца. Можно добавить спортивного азарта, объявив конкурс на лучший электронный альбом класса. Количество желающих возрастет, но системная работа все равно будет явлением единичным.

Наилучший вариант – разработать определенные правила, рекомендации и регламенты. Затем вменить классным руководителям в обязанность их выполнять. Классные руководители работой и так перегружены, поэтому не следует данный процесс излишне формализовать. Он должен быть простым и необременительным. Частью регламента должны стать ежегодные конкурсы электронных классных журналов. В обязательном порядке всем желающим должно быть предоставлено место на школьном портале. Ученики класса, сделавшие достойный электронный альбом, естественно, захотят похвастаться им перед друзьями вне школы.

Младшим классам в помощь можно делегировать учащихся школьной Web-студии. Электронный альбом подшефного класса может стать дипломной работой ученика в студии. При хорошем развитии событий перед родительским комитетом класса можно поставить вопрос о стимулировании юного Web-мастера.

Электронные альбомы классов также должны стать коммерческим продуктом, который выпускает школа. Решив вопросы с красивой полиграфией на диске (в наше время это можно сделать множеством разных способов!), школа может ежегодно продавать несколько сотен компакт-дисков.

Официальный сайт

Интернет сегодня иногда называют "кладбищем сайтов" и приводят статистику: 95% посещений приходится на 5% размещенных в сети сайтов. На миллионы сайтов "забредают" только случайные посетители. Множество сайтов обновляются несколько раз в год, или не обновляются совсем. В Интернете можно найти тысячи сайтов, на которых есть одинаковая или похожая информация. По любому запросу о более-менее известном событии, человеке или явлении Вам будет выдано несколько сотен ссылок. Терпения пройтись по всем у нормального человека не хватает.

Идея, которая под руководством автора книги была успешно реализована в нескольких крупных образовательных Интернет-проектах, заключается в следующем. Предлагалось создавать не отдельные сайты, объединенные между собой только на уровне гиперссылок, а иерархически организованные сообщества сайтов. Один из таких проектов – сообщество официальных образовательных сайтов города Минска. В него входят около 300 сайтов, в том числе сайты всех органов управления образованием, официальные сайты всех школ и гимназий. В этом сообществе действуют информационные каналы взаимодействия. Например, новости, которые публикует городской Комитет по образованию, автоматически размещаются на всех школьных сайтах. Когда Комитет проводит голосование – оно размещается на всех сайтах сообщества. Если выходит важный документ, Комитет может автоматически распространить его по всем сайтам. При этом посетитель школьного сайта даже не догадывается, что эта информация помещена сюда не редактором школьного сайта. Таким образом, популярность каждого сайта зависит, в том числе, от популярности всего сообщества. Сайты работают друг на друга, помогают привлекать фокусную аудиторию (родителей, учеников, сотрудников).

В сообществе сайтов легко реализуется экономичная модель хранения информации. Зачем каждой школе заниматься поиском и вводом информации о своем городе, тем более, что сделает она это, скорее всего, на любительском уровне. В сообществе сайтов она может подписаться на соответствующий информационный раздел, и он автоматически будет размещен на школьном сайте, в том месте, которое укажет редактор. Оригинальный дизайн школьного сайта при этом не пострадает. Кто-то возразит: "Постойте, но ведь такая же информация будет и на сайте соседней школы! Чем же они тогда отличаются?" Во-первых, у сайтов разных школ – разные, практически не пересекающиеся фокусные группы посетителей. Во-вторых, отличие должно быть не в том, как школы опишут известные всем явления, а в том, что и как они расскажут о себе.

Есть еще одно преимущество размещения официального сайта школы в сообществе сайтов. Это наличие общих поисково-навигационных механизмов. Посетитель на сайте органа управления может запустить поиск по всем подчиненным сайтам. Это уникальная и весьма полезная возможность, которая способна привлечь многих заинтересованных пользователей.

Наличие официального сайта школы совершенно не означает, что создание Web-ресурсов школы на этом завершено.

Школьный портал

Технологию создания интегрированного сообщества сайтов можно адаптировать для использования в учебном заведении и включить в Перспективную Школу. В результате может появиться программный комплекс, который условно назову "Школьный портал". С его помощью школа сможет создать собственное сообщество сайтов (далее будем называть его школьным порталом). Программный комплекс, а также все разработанные с его помощью сайты, размещаются на школьном Web-сервере. Доступ к сайтам школьного портала может осуществляться как из локальной вычислительной сети школы, так и из сети Интернет.

Школьный портал – уникальное средство для организации совместной творческой работы учеников и педагогов. Следует сразу отметить, что создание нового сайта на портале не требует никаких специальных знаний. Любой пользователь, умеющий работать в текстовом редакторе MS Word, быстро и легко освоит систему управления сайтом. Поэтому коллектив, работающий над конкретным ресурсом школьного портала, не обязательно должен включать человека, знающего основы Web-дизайна и Web-программирования.

Напомним, что школьный портал – это, по сути, сообщество сайтов. Это могут быть сайты, посвященные конкретным темам. Например, сайт по астрономии; сайт, посвященный исторической личности; сайт, посвященный популярному у детей исполнителю. Такие сайты будем называть тематическими. Тематические сайты могут носить учебный характер, а могут быть чисто развлекательными.

На портале можно создавать сайты классов. На таком сайте можно размещать историю каждого ученика, летопись класса, фотогалереи значимых событий. Его можно интегрировать с электронным альбомом класса, с учебной Web-страницей класса, на которой осуществляется взаимодействие в рамках учебного процесса. Собственный сайт может создать любой школьный коллектив, например, школьный театр. Такие сайта будем называть групповыми. Некоторые групповые сайты со временем могут приносить школе дополнительные средства (если их владельцы убедятся в полезности и выгодности для себя данного сервиса).

Отдельным сервисом, возможно платным, должна стать возможность создавать и размещать на школьном сервере семейные сайты.

И, наконец, собственные сайты могут создавать отдельные пользователи, для чего у них должно быть желание поделиться информацией с другими. В первую очередь, речь идет об учениках и учителях. Такие сайты будем называть персональными.

Вокруг создания ресурсов школьного портала можно развернуть огромную методическую, учебную, исследовательскую работу. Можно проводить курсы по основам Web-дизайна и правилам представления информации в сети Интернет. Через несколько лет такие умения, возможно, станут необходимыми для всех специалистов, работающих на компьютере. Как сегодня в обязательную программу подготовки входят умения оформлять текстовые документы и разрабатывать достойные презентации.

Однажды, заочно дискутируя на эту тему, я и мои коллеги услышали в свой адрес примерно такую критику. Идея дать каждой школе, каждому учителю, каждому ученику по собственному сайту сродни идее по выплавке чугуна в каждом дворе (была развернута такая работа в Китае времен Мао Цзедуна). Сильный, и, как казалось нашим оппонентам, убийственный пример. Не было возможности возразить тогда, поэтому с удовольствием ответим сейчас. Если бы мы призывали всех сделать один и тот же тематический сайт (например, по истории выплавки чугуна и стали), пример был бы корректным. А так нам представляется более уместной другая аналогия. Кто-нибудь оспаривает массовое желание людей иметь собственную дачу, библиотеку или машину? Ездить в отпуск, ходить в тренажерный зал, учиться в хорошей школе? Почему же мы должны оспаривать их желание заявить о себе в мировом информационном пространстве?

Информационное образование

Под информационным образованием будем понимать все виды подготовки учеников по созданию, сопровождению и использованию информационных технологий. Речь идет не только об учебной и будущей профессиональной деятельности, но и о повседневной жизни в информационном обществе.

Особенность предмета "Информатика и информационные технологии" заключается в том, что многие ученики имеют более широкие познания в этой сфере, чем их учителя. Такой ситуации нет, наверное, ни по одному другому предмету. Одно из объяснений – мир информационных технологий меняется очень быстро. За новыми веяниями и тенденциями не успевают не только учителя, но и разработчики школьных учебных программ, авторы учебников и учебных пособий.

Еще одна важная особенность, повышающая значимость школьного информационного образования, заключается в следующем. Интерес и базовые профессиональные знания по многим специальностям информационной сферы формируются в 10-16 лет. Преподаватели факультетов, на которых готовят будущих ИТ-специалистов, давно заметили интересную тенденцию. Профессиональные успехи (это не всегда то же самое, что учебные успехи!) сопутствуют тем, кто в ВУЗ пришел с хорошей специальной ИТ-подготовкой. Если к 16-17 годам современный школьник не написал ни одной собственной компьютерной программы, квалифицированный программист из него вряд ли получится.

Информационное образование в школе, которая встала на путь комплексной информатизации, неизбежно должно выйти за рамки школьного курса информатики. Заблуждаются те, кто считает, что проблему можно решить только введением повышенного и углубленного уровня обучения по данному предмету.

Содержание базового уровня по информатике в целом решает проблему компьютерной безграмотности и даже формирует зачатки информационной культуры. На повышенном уровне в зависимости от профиля информационная культура будущего специалиста развивается. На углубленном уровне акцент делается на алгоритмической подготовке и решении олимпиадных задач. Но за пределами содержания повышенного и углубленного уровней остается огромный пласт знаний и умений, которые сегодня чрезвычайно востребованы на рынке труда.

Не претендуя на точность классификации, я бы выделил следующие важные компетенции, которые в значительной степени могли бы закладываться в школе.

Программирование. Ответственность за формирование интереса к этой профессии должна быть возложена на школу. В начале 90-х годов персональные компьютеры в школах получили достаточно широкое распространение, но компьютерная игровая индустрия еще не завоевала сердца и умы школьников. Это было лучшее время для факультетов прикладной математики и информатики. На первый курс поступали школьники, которые имели хорошие практические навыки программирования. Сегодня часть выпускников этих факультетов имеют более слабую программистскую подготовку, чем многие старшеклассники начала 90-х. Сегодня большинство старшеклассников, поступающих на профильные факультеты, великолепно путешествуют по сети Интернет, умеют установить и настроить любую компьютерную игру. А вот в области программирования все их достижения – учебные программы из учебника по информатике. В лучшем случае – запрограммированные алгоритмы для решения олимпиадных задач (что, кстати, совсем неплохо, но для будущей профессии далеко не достаточно). Для изменения ситуации необходимо принимать системные меры. Школы, вставшие на путь комплексной информатизации, просто обязаны стать лидерами этого движения.

Настройка компьютеров, системное администрирование. Устройство компьютера в школе изучается на начальном уровне. Большинство семиклассников, у которых есть дома компьютер, имеют значительно более глубокие познания в этих вопросах. Объяснение простое: постоянная модернизация своих любимцев – бесконечная тема разговоров друг с другом. К сожалению, развитие этого интереса школьным курсом информатики не предусмотрено. Не предусмотрено школьным курсом изучение вопросов, связанных с построением и сопровождением вычислительных сетей. Остается надеяться, что молодые Кулибины самостоятельно или с помощью опытного и квалифицированного учителя смогут осваивать более сложные вопросы настройки компьютеров и программного обеспечения, основы системного администрирования.

Компьютерная графика, анимация, музыка, Web-дизайн. Работа в данном направлении в современной школе ведется достаточно активно. В отличие от программирования не нужно прикладывать значительные интеллектуальные усилия. В отличие от системного администрирования не нужны специальные стенды, все можно изучать на собственном домашнем компьютере. Находится немало взрослых энтузиастов, которые готовы передавать ученикам свои знания и опыт. Здесь главная задача школы – подобрать хороших специалистов с педагогическими способностями и создать для них приемлемые условия работы.

Может быть, спорной, но на мой взгляд очень перспективной, является идея подготовки в школе будущих проектировщиков информационных систем. Навыки анализа прикладных задач и последующего формального их описания путей вполне могут быть сформированы у учащихся средних классов. Основы универсального языка моделирования (UML) или его учебного варианта доступны для понимания и использования в 6-7 классах. Подобная практика в первую очередь будет формировать системное аналитическое мышление. Если вспомнить, что наши мыслительные способности в основном формируются к 16 годам, то идея представляется вполне здравой.

Наши выпускники

Кто из нас не испытывал легкий трепет, посещая вечер выпускников через десять-пятнадцать лет после окончания школы? Кто не мечтал встретиться с одноклассниками, пусть не со всеми, а только с самыми близкими? Для многих школьные годы остаются наиболее светлыми и яркими воспоминаниями. Сообщество выпускников школ, наверное, самое массовое сообщество на земле, только до него почти никому нет дела.

Есть, конечно, в сети Интернет сайты по поиску выпускников. Однако шанс найти там своего школьного товарища совсем невелик. Обращаться в школу психологически сложно и в большинстве случаев бесполезно.

Школа, претендующая называться элитной и перспективной, не может так относиться к тем, кто учился в ее стенах. Она должна обеспечить их нужной информацией, помочь им найти друг друга. Она должна гордиться теми, кто достиг в этой жизни успехов, а для этого за успехами своих выпускников следить. Поэтому в Перспективную Школу должен быть включен специальный программный модуль.

Однако только программой ограничиться не удастся, нужно создать условия, при которых сами выпускники захотят объявиться и рассказать о себе. Нужно предложить им простые и удобные механизмы, с помощью которых они смогут оставить о себе полную или краткую информацию. Действенными могут быть механизмы, основанные на Интернет-технологиях. Поэтому частью школьного портала должна стать присоединенная база данных выпускников школы. Любой желающий, где бы он не находился, сможет оставить в этой базе запись о себе. Любой желающий сможет найти своего одноклассника, если, конечно, информация о нем будет в базе данных.

Раскручивая себя в сети Интернет, школа, в том числе, должна ориентироваться на своих выпускников. А директор должен понимать, что каждый выпускник, о котором в базе данных есть запись, – потенциальный партнер школы. Как из любого партнера, из него можно что-то "выжать" на благо школе.

Резюме

Внеклассная работа, она же внеурочная деятельность, она же воспитательная работа. Этими терминами обычно называют все то, что происходит с учениками за пределами учебных занятий, но как-то связано со школой.

Способности и таланты учеников – это важнейший капитал любой школы. Как любой капитал он должен быть должным образом оценен. Как любой капитал, он должен постоянно быть в работе и преумножать себя. Еще одно важное достижение школы – ее партнеры. Их число должно расти, а помощь школе увеличиваться.

Внеклассные мероприятия должны быть яркими и запоминающимися. Только в этом случае их посещение станет не обязанностью, а почетным правам каждого члена школьного коллектива.

Создавать в школе профессиональную мультимедиа-студию имеет смысл в том случае, если перед ней будет поставлен самый широкий круг задач. Она должна работать на учебные задачи. Она должна стать центральным звеном в создании школьной цифровой летописи. Она должна обеспечивать необходимыми цифровыми материалами внеклассные мероприятия.

Сегодня цифровая летопись школы может стать серьезным инструментом в борьбе за умы потенциальных учеников и их родителей. Ее легко создавать, легко улучшать и развивать. И, что самое важное, легко сделать общедоступной. Цифровой классный альбом можно назвать по-другому: цифровая летопись класса. Кроме всего прочего, он может выполнять еще одну функцию: помогать формировать в классе дружный коллектив. Эти информационные продукты вполне могут стать для школы источником дополнительных средств.

Наличие официального сайта школы совершенно не означает, что создание Web-ресурсов школы на этом завершено. Впереди создание сообщества школьных сайтов, которое будем называть школьным порталом. На портале можно размещать тематические и групповые сайты, семейные и персональные сайты. Все вместе они образуют уникальный информационный продукт.

Информационное образование в школе, которая встала на путь комплексной информатизации, неизбежно должно выйти за рамки школьного курса информатики. Школа может и должна взять на себя ответственность за начальную профессиональную подготовку по целому ряду ИТ-специальностей.

Школа, претендующая называться элитной и перспективной, не может относиться к своим выпускникам пренебрежительно. Она должна обеспечить их нужной информацией, помочь им найти друг друга. Она должна гордиться теми, кто достиг в этой жизни успехов.

Глава 9. ИТ и школьные коммуникации