На главнуюНаши публикации. Глава 9. ИТ и школьные коммуникации

Глава 9. ИТ и школьные коммуникации

  Застенчивый Александр Яковлевич тут же, без промедления, пригласил пожарного инспектора отобедать чем бог послал.
В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок.
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Напоминание терминологии

Под термином информационное образовательное пространство будем понимать образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду. Образовательное пространство школы – это ее учителя, ученики и их родители; это учебные программы, по которым проводится обучение; это образовательные технологии, методики, методы и приемы, которые в школе используются. Информационно-коммуникационная среда школы – это ее компьютерные ресурсы, объединенный в локальную вычислительную сеть; это домашние компьютеры учеников, подключенные к школьному серверу через сеть Интернет; это программное обеспечение и информационные ресурсы, предназначенные для решения огромного множества практических содержательных задач.

Информационно-коммуникационная среда само по себе лишена содержательного смысла. Это лишь средство для решения поставленных задач, необходимое условие для эффективного функционирования и развития такого сложного организма, как школа.

Образовательное пространство школы не ограничивается пространственными рамками ее здания или микрорайона. Ученик школы, уехавший на международную олимпиаду, расширяет эти рамки на многие тысячи километров.

На протяжении и веков менялись способы обучения и учебы, менялись подходы к тому, как учить и как учиться. Эти подходы определяли, как люди передают и получают знания, как они взаимодействуют друг с другом. Поэтому можно считать, что способы обучения (в широком смысле!) – это еще одно, третье, измерение образовательного пространства. Их важной составляющей являются способы, при помощи которых участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом. Будем называть эти способы школьными коммуникациями.

По мере формирования единой информационно-коммуникационной среды школы меняются и развиваются школьные коммуникации. Эти изменения затрагивают как их форму, так и содержание. В главе рассматриваются вопросы согласованной обработки и использовании информации, вопросы информационного взаимодействия участников образовательного процесса. Впервые на сцене появляются родители, которым в перспективной школе должно уделяться самое пристальное внимание.

Регистрация пользователей

Одной из важнейших составляющих информационно-коммуникационной среды школы являются кадровые ресурсы. В данном контексте под кадровыми ресурсами понимаются не только сотрудники школы, но и ученики, а также их родители. Напомню, что мы договорились называть их пользователями.

В ЕИКС школы каждый участник образовательного процесса должен быть зарегистрирован. Это означает, что ему присваиваются учетное имя (логин) и пароль. Их он должен вводить перед входом в любую программу.

Каждый пользователь в информационно-коммуникационной среде имеет определенные права. Они определяют, какие компьютерные программы, в каких режимах он может запускать, к каким информационным ресурсам ему разрешен доступ.

Пользователи могут объединяться в группы. Как правило, основными критериями для отнесения пользователя к той или иной группе являются его функциональные обязанности в учреждении. В этом случае права могут назначаться не только отдельным пользователям, но и целым группам.

Вопросы регистрации пользователей начали решаться уже на первых этапах внедрения, когда вводились учетные имена и пароли для членов педагогического коллектива. Затем, по мере ввода в эксплуатацию программных комплексов учебного назначения, должны были решаться вопросы регистрации всех учеников. На последнем этапе должна быть осуществлена самая сложная задача: регистрация в информационной среде родителей.

Так как в базе данных пароли хранятся в зашифрованном виде, нужно понимать, что Оператор или Администратор не смогут подсказать пользователю забытый им пароль. Можно, конечно, выписать на отдельную бумажку учетные имена и пароли всех пользователей школы. Только эту бумажку нужно запрятать очень далеко, чтобы она не попалась на глаза любителям покопаться в чужих данных.

Несколько советов

Со временем школьный сервер становится одним из наиболее интересных и востребованных информационных ресурсов для окружающего школу социума. Это ресурс эксклюзивный, так как ни один другой Интернет-ресурс не может предоставить информацию об образовательном процессе в данной конкретной школе. За эксклюзивную информацию люди всегда готовы платить дополнительные средства. Для школы важной задачей становится создание технических условий, обеспечивающих комфортную работу клиентов с ее информацией. В данном контексте можно говорить о двух аспектах: качестве доступа и его стоимости. Если школьные информационные ресурсы будут открываться значительно медленнее, чем другие ресурсы Интернета, пользователи, скорее всего, начнут проявлять недовольство. Если стоимость трафика к школьному серверу не будет отличаться в лучшую сторону от стоимости трафика к другим ресурсам Интернета, активной систематической работы с ним добиться будет сложно.

Есть несколько подходов к решению этой проблемы.

Может быть, Вам удастся договориться о сотрудничестве с местным провайдером. Он может тарифицировать доступ к серверу школы по льготным тарифам. Я знаю примеры, когда провайдер этот трафик не включал в стоимость вообще. Он использовал такую услугу в маркетинговых целях, для завоевания рынка. А зарабатывал на трафике ко всем остальным Интернет-ресурсам. Так как внешние каналы доступа к Интернету в таких случаях не перегружаются, это вполне приемлемое и реалистичное решение. При правильном подходе между провайдерами можно еще устроить конкурс. Кто из них предложит для школы лучшие условия.

Еще один подход – интеграция школьной корпоративной сети с местными домашними сетями. Домашние сети объединяют компьютеры одного или нескольких домов, находящихся по соседству. Создают их обычно неформальные команды энтузиастов. В команду входит системный администратор, отвечающий за работу сети, и менеджер, который тем или иным образом делает из этого свой маленький бизнес. Все домашние сети предоставляют своим клиентам несколько типовых услуг. Во-первых, доступ в Интернет. На всю домашнюю сеть покупается выделенный канал, который потом делится между домашними компьютерами. На общем сервере домашней сети хранятся коллективные ресурсы: игры, музыка, фильмы и т.п. Домашние сети позволяют любителям компьютерных игр объединяться и играть друг с другом. Это на порядок интереснее, чем играть один на один с компьютером. Чаще всего этим домашние сети и ограничиваются. Интеграция школьной и домашней сетей – процесс взаимовыгодный, интересный обеим сторонам. Если в микрорайоне есть домашняя сеть, школа может выступить инициатором интеграции. Если домашних сетей еще нет, школа может стать катализатором их создания и развития.

Специализированные Web-системы

Ранее в школьную базу данных было введено очень много информации. Те, кто вводил, в основном и являлись основными ее потребителями. Доступ к этой информации другим пользователям был существенно ограничен, в первую очередь из соображений безопасности. Ввод и обработка информации осуществлялись при помощи сетевых программ, которые устанавливались только на отдельные компьютеры.

Для того чтобы информацией смогли пользоваться все участники образовательного процесса, нужен принципиально иной подход. Такой подход в Перспективной Школе должны реализовывать специализированные поисково-навигационные Web-системы. Они должны быть выполнены в единой технологии, иметь схожие интерфейсы и правила работы. Приведу краткое описание трех таких Web-систем, но их число, скорее всего, значительно больше.

Web-система "Организационная структура" должна обеспечивать доступ к информации о сотрудниках, учениках, родителях и партнерах. Она должна предоставлять удобные инструменты для просмотра организационной структуры школы, путешествия по ней, поиска нужных групп людей, поиска людей, отвечающих заданным параметрам. В этой системе также должны учитываться права доступа. Ученикам, например, должен быть запрещен просмотр личных сведений о сотрудниках или других учениках. С помощью Web-системы "Организационная структура" можно будет легко готовить к печати списки людей и простые отчеты.

Web-система "Библиотечные ресурсы" должна стать надстройкой над программным комплексом для автоматизации школьной библиотеки. Ее основные пользователи – ученики и учителя. При помощи системы ученики и учителя смогут подобрать в школьном библиотечном фонде нужную литературу, при необходимости сразу заказать ее на определенную дату. Мощные поисковые инструменты помогут найти в сводном библиотечном образовательном каталоге нужные издания, сформировать список литературы, оформить его и распечатать. Учителя при помощи системы смогут посмотреть и проанализировать читательские интересы своих учеников.

Web-система "Школьный календарь" должна стать надстройкой над программным комплексом "Школьный планировщик". Она должна обеспечить доступ к школьным мероприятиям с помощью поисковых механизмов, позволяющих выбирать мероприятия по дате и месту проведения, по участникам, по видам. Главные пользователи этой системы – ученики и родители, которые фактически не участвуют в школьном планировании.

Школьные коммуникации

Об организации информационного взаимодействия в рамках учебного процесса говорилось ранее. Учебные коммуникации являются важной составляющей общешкольной системы информационного взаимодействия, но ими она не ограничивается. В хорошей школе учеников, учителей и родителей объединяет множество других интересов. Они вместе занимаются спортом, участвуют в культурно-массовых мероприятиях, ведут общественную и научную работу. Ученики образуют неформальные объединения по интересам. Активные родители принимают участие в планировании развития школы. Все это должно входить в сферу интересов школы, которая встала на путь комплексной информатизации.

Важная особенность Перспективной Школы – возможность организовать единую систему обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Это делается как в рамках сообщества сайтов, так и в целом в рамках единой информационно-коммуникационной среды школы. Общешкольные новости могут публиковать на своих главных страницах все школьные сайты: тематические, групповые, персональные. Можно сделать общешкольный форум, а доступ к нему предоставить со всех сайтов сообщества. Можно сделать общешкольную виртуальную доску объявлений, доступную на всех сайтах. На сайтах классов можно разместить разделы персональных сайтов учеников, на сайте школы – разделы сайтов классов. Персональные Web-страницы можно интегрировать с персональными сайтами.

Все это приведет к кумулятивному эффекту. Популярность каждого отдельного сайта сообщества будет возрастать по мере роста популярности всего сообщества. С другой стороны, популярность каждого отдельного сайта будет способствовать росту популярности всего сообщества. Поэтому развитие школьных коммуникаций можно превратить в очень интересное, увлекательно и полезное во многих смыслах занятие.

В систему школьных коммуникаций очень полезно вовлечь бывших выпускников. Многие их них испытывают ностальгические чувства. Они готовы тем или иным способом содействовать школе, но, как правило, не знают, как это сделать. Они разобщены, но с удовольствием откликнутся на инициативы по возобновлению коммуникаций с бывшими одноклассниками. В Перспективной Школе для организации такой работы предусмотрены специальные инструменты.

Что очень важно, школьные коммуникации доступны как в локальной вычислительной сети школы, так и через Интернет. При этом большинство операций, связанных с обновлением и развитием информационных ресурсов, пользователи выполняют именно в локальной сети, где скорости на порядки выше.

Комплексный мониторинг

В предыдущих главах постоянно делался акцент на кумулятивном эффекте. Этот эффект обеспечивает повышение эффективности использования каждого программного продукта за счет его интеграции с другими продуктами. В первую очередь он проявляется при решении задач мониторинга различных аспектов деятельности школы. Рассматривая эти задачи в совокупности, мы приходим к понятию комплексного мониторинга.

Во-первых, комплексный мониторинг предполагает корреляционный анализ самых различных данных. Как связаны между собой учебные результаты и показатели здоровья? Для каких учебников характерны те или иные пробелы в знаниях? Какие формы проведения учебных занятий приносят лучшие результаты для учеников с определенными психофизиологическими особенностями? Есть ли зависимость между компьютерными формами обучения и учебными результатами?

Во-вторых, нужно понимать, что комплексный мониторинг возможен только в единой информационно-коммуникационной среде. То есть только тогда, когда информационные ресурсы интегрированы, информация не дублируется и доступна для обработки разным приложениям. Если этого нет, то на корреляционный анализ данных будут постоянно накладываться серьезные технологические ограничения.

В-третьих, для осуществления эффективного комплексного мониторинга нужны квалифицированные, специальным образом подготовленные кадры. Каждый ответственный за то или иное направление мониторинга должен знать, что, как и когда он должен делать. Перспективная Школа должна обеспечивать таких ответственных мощными, понятными и простыми в использовании инструментами. Но в этом вопросе всегда останется место для творчества. Поэтому комплексный мониторинг – это сплав технологий и искусства.

В-четвертых, мониторинг нельзя проводить ради мониторинга. Если из полученных цифр, графиков, зависимостей не делаются правильные выводы, мониторинг проводится зря. Если проведенный анализ с неизбежностью не приводит к нужным управленческим решениям, мониторинг проводится зря.

В-пятых, в комплексном мониторинге нужно различать мониторинг результатов и мониторинг процессов. Мониторинг результатов должен проводиться постоянно. Любой выход результата из заданного коридора значений является сигналом для более тщательного анализа. Возможно, это сигнал для перехода к мониторингу соответствующего процесса. Мониторинг процессов может носить как плановый характер, так и ситуационный, то есть, по мере выявления отклонений результатов от заданных значений.

Примеры мониторинга

Приведу несколько примеров, поясняющих, как могут сочетаться мониторинг результатов и мониторинг процессов.

Заместитель директора, который курирует учебный процесс в средних и старших классах, получит в свои руки следующую технологию мониторинга. Определяется показатель и коридор допустимых значений, например, показатель выполнения социального заказа родителей по предмету. Допустимые значения – не менее 80% родителей по итогам четверти должны быть удовлетворены результатами (будет это 80% или 50% – решать Вам). Как только в 5а классе по математике расхождение между заказами родителей и планами Марьи Ивановны выставить четвертные отметки составит более 20%, заместитель будет об этом автоматически проинформирован. Что делать дальше – это уже его проблема, но сигнал о потенциальной угрозе он получил. Пример в эту же копилку. Можно отслеживать ситуацию, когда по какому-то предмету средний балл по всему классу отклоняется от среднего балла по всем остальным предметам более чем на 0,5 (в любую сторону). Как только отклонение выявлено, можно переходить к мониторингу преподавания данного предмета в данном классе.

Учитель-предметник считает, что новую тему можно изучать, если не менее 80% учеников усвоили предыдущий учебный материал. Если это не так, он своевременно получает сигнал и может внести коррективы в учебную программу. Вариант примера из предыдущего пункта. Информация о том, что ситуация по его предмету становится существенно хуже (лучше), чем по другим предметам, безусловно, будет интересна любому заинтересованному учителю. Лучше будет, если он первым честно и непредвзято разберется с причинами.

Классный руководитель автоматически получит сообщение о том, что кто-то из учеников не пришел в школу, что в классе появился должник перед библиотекой. Далее можно выяснять причины.

Директор, где бы он не находился, сразу узнает о том, что зафиксирован случай инфекционного заболевания, что в школу не пришло более 10% учеников. До вызова в отдел образования у него остается время разобраться в тех процессах, которые этому способствовали.

Важный способ организации мониторинга – постановка некоторых объектов на систематический контроль. Все в школе знают, что Вовочка любит прогуливать. Сообщение о том, что он не пришел в школу сразу поступает и классному руководителю, и социальному педагогу, и директору, и родителям. Таким же образом на систематический контроль можно поставить целый класс, и не только по посещаемости.

Задача каждого сотрудника при помощи предлагаемых информационных сервисов спроектировать индивидуальную мониторинговую среду. Не претендуя на научную правомерность существования термина "индивидуальная мониторинговая среда", уточню, что имеется в виду. Каждый сотрудник определят собственный перечень объектов для мониторинга, а также задает правила, по которым ему предоставляется информация. Все это объединяется в единый автоматизированный процесс. Системность и постоянство использования при минимальных временных затратах делают индивидуальную мониторинговую среду повседневным атрибутом профессиональной деятельности сотрудника. Перспективная Школа предлагает достаточно мощные и гибкие инструменты для этого.

Информационные сервисы

Технологической основой для создания индивидуальной мониторинговой среды являются информационные сервисы. Их задача отслеживать состояние тех или иных сведений в базах данных и информировать об этом заинтересованных пользователей. Каждый информационный сервис состоит из двух взаимосвязанных частей: компонента для формирования сообщения и компонента для отправки сообщения. Первые осуществляют мониторинг базы данных и автоматически формируют нужные сообщения. Вторые обеспечивают отправку этих сообщений по разным информационным каналам: по электронной почте или мобильной связи, в другие приложения (например, в Microsoft Outlook), на персональные Web-страницы.

Некоторые информационные сервисы могут быть сделаны только для одного канала отправки, другие – для нескольких каналов. Формируя собственную мониторинговую среду, пользователь, сначала решает какие именно сервисы ему нужны с содержательной точки зрения. Затем определяет, по каким каналам их получать.

Для работы с информационными сервисами в Перспективную Школу могут войти два программных комплекса: "Школьный информатор" и "Школьная ИКС". Они станут стержнем, вокруг которого будет строиться взаимодействие с родителями.

Комплекс "Школьный информатор" предназначен для оперативного информирования пользователя. Информационные сервисы в этом комплексе работают по следующему принципу. Каждый сервис в соответствии с заданным регламентом (например, каждые пять минут, или каждый день в 8:00) анализируют состояние некоторых параметров в базе данных. Если состояние параметров не имеет отклонений, сервис отключается. Если выявлено отклонение, сервис автоматически генерирует сообщение и передает его по информационному каналу. Приведу пример. Сервис в 18:00 сравнивает для всех своих подписчиков (родителей) заказанные отметки с планируемыми отметками. Как только планируемая отметка меньше заказанной, автоматически формируется SMS-сообщение: "Уважаемая г-жа Иванова. По предмету математика ученику Иванов Вася учитель планирует выставить за четверть отметку 4. Заказанная отметка 5". Далее сервис делает пометку, что о данном отклонении сообщение отправлено. Следующее сообщение он отправит, когда планируемая отметка повысится и станет равной заказанной или больше ее.

Комплекс "Школьная ИКС" предназначен для формирования персональных Web-страниц. На них пользователь помещает выбранные им информационные сервисы. В программе предложен специальный конструктор, с помощью которого такая страница оформляется. В тот момент, когда пользователь открывает свою персональную страницу, все информационные сервисы обращаются с соответствующими запросами к базе данных и на странице сразу же появляются результаты их выполнения. Приведу пример, как будет работать в этом случае сервис, информирующий об отклонениях от заказанных отметок. Родитель, формируя в режиме редактирования свою персональную Web-страницу, выбирает этот сервис и помещает его в конкретном месте страницы. Когда он потом открывает страницу, сервис показывает ему список всех предметов, которые в настоящее время изучает его ребенок. Для каждого предмета приводятся две отметки: заказанная и планируемая. Красным цветом выделяются те предметы, по которым заказ не выполняется. Щелкнув по названию предмета, родитель открывает соответствующую страницу журнала с текущими отметками, темами и домашними заданиями.

Пользователь может выбрать один из двух видов сервисов, но именно их сочетание позволяет объединить оперативность и полноту информации.

Мобильное информирование

Сотовая связь за несколько последних лет превратилась из элитной в народную коммуникационную технологию. В крупных городах наличие у человека сотового телефона стало нормой. Рынок услуг вокруг мобильных телефонов растет с каждым днем. В первую очередь следует упомянуть SMS-сервисы. Они сегодня информируют о погоде, курсах валют, киноафишах, и многом другом. С помощь SMS-сообщений заказываются мелодии, проводятся голосования, развивается индустрии SMS-игр. Перспективная Школа предлагает в эту копилку еще одно направление. Оно, на мой взгляд, для среднестатистического гражданина (он же, напомним, еще и среднестатистический родитель) окажется интереснее и полезнее многих других SMS-услуг.

Один пример мобильного информирования родителей я уже привел, приведу еще несколько. Родителей всегда волнует вопрос, когда ребенок уходит из школы. На уровне Престиж**** вводятся электронные пластиковые карточки, то есть, появляется возможность оперативно информировать родителя о том, что ребенок школу покинул. Или, например, о том, что он в школу не пришел. Можно сообщать, что ребенок сегодня не обедал; что должен сдать книгу в библиотеку; что получил двойку; что через три дня важная контрольная работа; что… Число мобильных информационных сервисов может расти по мере введения в действие новых программных комплексов. При этом возрастает полезность не только комплекса "Школьный информатор", но и всех тех программ, которые он обслуживает. кумулятивный эффект в чистом виде!

Несколько примеров мобильных сервисов для сотрудников. Оповестить своих помощников о внеплановом мероприятии директор сможет, отправив им всем за один раз одно и то же SMS-сообщение. Не пришел прогульщик Вовочка в школу или сбежал с урока – тут же SMS классному руководителю. Можно продолжать, хотя, признаюсь, информационные сервисы для родителей мне кажутся ярче, полезнее и перспективнее.

Главная проблема внедрения сервисов по отправке SMS-сообщений заключается в том, как оплатить эти услуги оператору сотовой связи. Если за SMS-сообщение платит получатель, то проблем никаких нет. Но многие операторы работают по принципу: за SMS-сервис платит не получатель, а отправитель. В этом случае школа должна будет платить за все отправленные SMS-сообщения сама. Затем компенсировать эти затраты за счет средств, полученных от подписчиков. При этом организационных моделей может быть две.

Первая модель. Школа не разделяет формальную стоимость SMS-сообщения (то есть, то, что она должна будет заплатить оператору) и добавочную стоимость (то есть, то, что она хочет зарабатывать на этой услуге). Родитель платит общую стоимость школе, которая затем оплачивает услуги мобильного оператора.

Вторая модель. Школа собирает с родителей карты экспресс-оплаты, с помощью которых рассчитывается с оператором сотовой связи. Дополнительно с родителями заключаются отдельные соглашения, по которым они оплачивают содержательную составляющую выбранных ими сервисов.

Понятно, что за SMS-сообщения, которые отправляются сотрудникам, школа будет платить сама, из собственных источников.

Для управления службой мобильных сервисов в школе должен быть назначен специальный человек. Он должен работать с системой настройки информационных сервисов и системой их назначения конкретным пользователям.

Персональные Web-страницы

Создание инструментов для конструирования собственных Web-страниц, интегрирующих информацию из разных источников, является сегодня перспективным направлением развития рынка Интернет-услуг. Сегодня пользователи Интернета устают от обилия информации гораздо больше, чем от ее недостатка десять лет назад. Если пользователь любит читать спортивные новости, почему не собрать на одной странице новости с десяти любимых сайтов? Это естественная потребность, которая, наконец, осознана Интернет-компаниями, и гонка в этом направлении началась.

Перспективная Школа должна включить в свой состав программный комплекс "Школьная ИКС", который позволит решать такие задачи. В первую очередь по отношению к той информации, которая есть в школьной базе данных и в школьной сети. Но с технологической точки зрения ничто не запрещает включать в состав информационных сервисов и те, которые работают с внешними источниками информации.

Информационные сервисы различаются для разных категорий пользователей. Рассмотрим, например, сервис, связанный с показом фрагмента электронного журнала. Для родителей он отображает сведения по всем их детям. Для учителя-предметника по тем классам, где он преподает. Для классного руководителя – по его классу. Для администратора школы – по всем классам. Если пользователь выполняет несколько ролей (сотрудник школы часто является и ее родителем), персональная Web-страница будет генерироваться в зависимости от той роли, которую он укажет.

Любой сервис должен иметь два представления: минимальное и полное. Все минимальные представления пользователь помещает на главной странице. Такие представления имеют форму прямоугольной лунки (ее размеры и положение на странице можно корректировать). В ней выводится "выжимка" той информации, которую предоставляет сервис. Там же размещается ссылка, по которой пользователь переходит в режим просмотра полной информации. Таким образом, открыв свою персональную Web-страницу, пользователь сразу видит ключевые параметры своей индивидуальной мониторинговой среды. В то же время он имеет возможность по любому из них получить уточняющую информацию.

Многие родители по роду своей деятельности или в силу личных интересов систематически работают в Интернете. Для них школьная персональная Web-страница должна стать тем ресурсом, который помещают в закладку и на пару минут открывают каждое утро (каждый вечер). Такому родителю можно не подписываться на те SMS-сервисы, которые дублируются на Web-странице.

Если родитель не имеет обязанности или привычки постоянно посещать Интернет, персональная Web-страница несет другую функциональную нагрузку. Это источник достоверной информации, к которому можно обращаться в проблемных ситуациях или для осуществления эпизодического контроля. В таком случае имеет смысл подписаться на аналогичные SMS-сервисы.

Для сотрудников персональная Web-страница может и должна стать той программой, которая постоянно загружена на его личном компьютере. Так же, как постоянно в фоновом режиме загружен у рядового пользователя Microsoft Outlook или его аналог. При этом персональная Web-страница не заменяет, но дополняет эти программы. Ресурсы компьютера загружаются в минимальной степени, а вот возможность моментально погрузиться в собственную мониторинговую среду – это большое преимущество.

Предоставление родителям доступа к собственным Web-страницам является перспективной дополнительной услугой. На ней школа сможет зарабатывать себе средства и повышать свой имидж (напомним, в бизнесе это почти синонимы).

Битва за родителей

Выше отмечалось, что конкуренция становится привычным явлением для системы образования. На школу переносятся основные законы управления бизнесом, для школы работают законы рынка. Как любому предприятию, школе сегодня нужно бороться за качество производимых услуг, за клиентов (учеников и родителей), за экономическую состоятельность. И директор школы, как и руководитель любого другого предприятия, должен понимать, что конкуренция будет только усиливаться.

Школа, вставшая на путь комплексной информатизации, понимает, что важнейшая категория ее клиентов – родители. С теми родителями, у которых есть домашний компьютер, школа начинает строить эффективные и полезные обеим сторонам коммуникации. Остальных она словом и делом убеждает, что в наше время и в такой школе ребенку без домашнего компьютера нельзя.

В битве за родительские умы нужно учитывать целый ряд особенностей, которые связаны с возрастом детей.

Родители начальных классов менее озабочены проблемами поведения своих детей, зато они более ответственно относятся к участию в обучении. На это есть две причины. Во-первых, родители младшим детям уделяют в принципе больше времени чем старшим. Во-вторых, учебный материал начальной школы вполне доступен среднестатистическому родителю. Поэтому многие с удовольствием реализуют в это время свои педагогические амбиции. Этой категории родителей школа может предложить помощь и рекомендации в организации домашнего обучения.

Родители средних классов озабочены в первую очередь тем, насколько добросовестно их чадо относится к учебе. Для них простой и эффективный процесс контроля за ходом и результатами обучения – самое интересное, что могла бы предложить школа. И Перспективная Школа создает для них самые благоприятные условия, предоставляя целый комплекс инструментов.

Для родителей старших классов главное – помочь своему ребенку продолжить обучение на достойном уровне. Как правило, роль формального контроля снова снижается, зато значительно привлекательнее становятся инструменты качественного мониторинга.

На первом этапе не ставится задача вовлечь в работу всех родителей. Речь идет о наиболее активной части родительского коллектива, способной формировать общественное мнение и поддерживать руководство школы. Только на уровне Мечта*****, когда информационные технологии станут неотъемлемым системным компонентом учебного процесса, можно решать задачу-максимум.

Одним из основных инструментов конкурентной борьбы является реклама. Открытая реклама своей школы – вещь полезная, но стоит денег. На мой взгляд, значительно больше пользы может принести скрытая реклама, особенно для тех, кто первым заявляет о себе на том или ином поприще. Например, на поприще комплексной информатизации. Все новое, необычное очень интересует любые средства массовой информации. Поэтому заведите знакомства среди журналистов ведущих региональных газет, найдите выходы на региональные телеканалы. Несколько статей в газетах и сюжетов в новостных лентах могут сделать больше, чем рекламные листки, развешенные по всему городу.

Среднестатистический родитель

Одна из самых распространенных и опасных ошибок в любом бизнесе – выдумать себе клиента. То есть, наделить в своем воображении клиента теми качествами, которых в реальной жизни нет или они несущественны, и упустить из виду другие качества, которые и определяют его поведение как клиента. Уже не раз повторялось, что в современных условиях школа – это тоже бизнес. Ее деятельность подчиняется не только специальным образовательным законам, но и законам ведения любой деловой деятельности. Поэтому достоверный портрет главного клиента – необходимая основа для развития процессов информатизации.

Среднестатистический папа встает в 7 утра и в 8 уже бежит на работу. На работе он устает либо от безделья, либо от обилия работы. Безделье сегодня редкость, и в "продвинутых" школах такие папы – исключение. Обилие работы приводит к тому, что в фоновом режиме голова занята служебными проблемами и дома. Приходит он домой голодный, поэтому сразу садится за еду. После еды наступает время релаксации: чтения, просмотра телевизора, воспитания ребенка. Последний пункт в программе занимает минуты две-три, которые уходят на такой примерно диалог:

- Как в школе?
- Нормально.
- Что получил?
- По математике четыре, и по физкультуре пять (полученная по химии тройка благополучно скрыта).
- Уроки сделал?
- Конечно.

Далее несколько секунд мысленной борьбы. Продемонстрировать строгость и с умным видом полистать тетрадки, или плюнуть и вернуться к новостям. Все равно правды не добьешься. По русскому тетрадки собрали, по математике письменно не задали, так как самостоятельная была, химичка заболела – и попробуй это все проверь. Побеждает в девяноста девяти случаях из ста здравый смысл.

Среднестатистическая мама либо работает в меру, либо в декрете, либо работает домохозяйкой. Исключение составляют мамы-учительницы, мамы-милиционеры и мамы-бизнесмены. Мамы-исключения очень похожи на среднестатистического папу. С той лишь разницей, что чтение и телевизор заменяются домашними делами.

Теоретически среднестатистическая мама времени для воспитания ребенка имеет больше, чем папа. В реальности она планирует свой день так, что теория с практикой расходятся. Особенно после того, как ребенок начальную школу закончил. Среднестатистическая мама помнит школьную программу хуже среднестатистического папы. Те мамы, кто помнят лучше, как правило, попадают в исключения. Среднестатистическая мама мягче папы, менее способна к систематическому прессингу. Заставить свое чадо что-либо делать ей гораздо сложнее. "Отцу расскажу!" – это из ее репертуара.

Выводы. Среднестатистический папа может реально участвовать в учебном процессе своего ребенка, но не имеет на это времени и желания. Среднестатистическая мама не очень способна это делать даже при желании, но у нее такового и не наблюдается. И это нормальные родители, с которыми при внедрении Перспективной Школы вполне можно наладить эффективное сотрудничество. Опаснее, кстати, для дальнейшей судьбы ребенка родители, которые каждый день делают вместе с ним уроки. Если это продолжается в пятом классе – нужно бить тревогу. Если и далее – нужно вмешиваться психологу, социальному педагогу, классному руководителю и учителям-предметникам.

В заключении отмечу, что есть небольшая часть родителей, которые с удовольствием занимаются со своими детьми по вечерам. Причем не уроками, а всякими дополнительными учебными занятиями, в первую очередь развивающего характера. Эти родители – мечта любого ребенка, но … Лучше будет для общества, если наша образовательная система будет считать, что таких родителей у нас нет.

Домашний компьютер

Домашний компьютер – это то необходимое звено, которое связывает постоянными коммуникациями семью и школу. Это тот инструмент, который должен помочь ребенку стать успешным гражданином информационного общества. Это окно в информационный мир, многообразный, увлекательный, запутанный и захламленный одновременно. Это то неизбежно зло, с которым придется мириться родителям.

Количество домашних компьютеров постоянно растет, хотя темпы, к сожалению, не такие высокие, как, скажем, у роста числа мобильных телефонов. Тем не менее в крупных городах всем производителям информационных продуктов и услуг с домашними пользователями приходится считаться.

Школа, которая сегодня сознательно встала на путь комплексной информатизации, скорее всего и до этого входила в число успешных учебных заведений своего региона. Это значит, что обеспеченность домашними компьютерами в ней выше среднего уровня. И почва для 100% оснащения семей домашними компьютерами в значительной степени подготовлена.

С родителями, которые имеют домашние компьютеры, выстраивать системные отношения нужно практически с самого начала комплексной информатизации. Сначала эти отношения будут односторонними: пропаганда комплексной информатизации школы и агитация за ее скорейшее развитие. По мере успешного внедрения можно переходить к двусторонним отношениям, предлагая родителям целый набор информационных сервисов.

Те родители, которые к настоящему моменту домашний компьютер не приобрели, - это тоже объект заботы руководства школы. Основных причин, по которым они этого до сих пор не сделали, две: либо финансовые проблемы, либо принципиальная позиция.

В первом случае можно предложить несколько вариантов. Можно купить компьютер, бывший в употреблении. Стоимость такого компьютера составляет около 200 долларов и сравнима со стоимостью дешевого телевизора. Еще один вариант – покупка компьютера в кредит. Сегодня многие компьютерные фирмы торгуют в кредит, причем у некоторых кредит беспроцентный. Можно найти среди поставщиков компьютеров партнеров, приводить к ним клиентов и за счет комиссионных развивать школьную материальную базу.

Иногда родители не покупают домой компьютер по принципиальным соображениям. Мол, не хотим, чтобы дети играли в компьютерные игры. Здесь можно рекомендовать только одно – проведение индивидуальной разъяснительной работы. Аргумент первый: запретный плод сладок, и дети все равно найдут способ, как свои интересы удовлетворить. И при этом подвергнутся множеству других соблазнов в тех же компьютерных клубах. Аргумент второй: на домашнем компьютере при желании и при помощи школы родители смогут обеспечить приемлемый баланс между работой и развлечением своего ребенка. Аргумент третий: возможность участвовать в распределенном обучении.

Компьютерное репетиторство

Репетиторство (дополнительные занятия) по предметам школьной программы – огромный рынок, исчисляемый на просторах бывшего СССР миллиардами долларов. Введение единых государственных экзаменов в форме тестирования изменило конъюнктуру на этом рынке, но существенным образом не повлияло на его объем. В этой связи можно говорить об организационной революции. Ее суть – переход заказов от членов приемных комиссий ВУЗов к опытным школьным педагогам. На мой взгляд в ближайшее десятилетие этот рынок ожидает технологическая революция.

Чтобы правильно разобраться в сути грядущих революционных изменений, рассмотрим типичную модель современного репетиторства. Репетитор в индивидуальном общении выявляет проблемы конкретного ребенка по данному предмету. Далее на основе их анализа и с учетом поставленных родителями целей (вытянуть ребенка на крепкую "четверку"; подготовить в престижный ВУЗ) формируется программа занятий. Во время очных занятий устраняются проблемы, возникшие при выполнении домашнего задания, объясняются ключевые моменты нового учебного материала, объясняется содержание и особенности очередного домашнего задания.

По понятным причинам индивидуальное репетиторство значительно эффективнее традиционной классно-урочной модели обучения. При работе с одним ребенком опытному преподавателю значительно легче определить его зону ближайшего развития и на этой основе сформировать индивидуальную образовательную траекторию. И все же проблемы есть. Если очные занятия проходят один раз в неделю или реже, у ребенка далеко не всегда складывается эффективная работа. Что-то из учебного материала непонятно, что-то уместно было бы детализировать и углубить. А неделя – достаточно длительный срок. Как показывают исследования психологов, через три дня забывается большая часть того, что вообще будет забыто. Если же очные занятия проводить чаще, то семейному бюджету будут грозить серьезные потери. Предметов-то в школе немало, пусть даже не все они одинаково важны для конкретной семьи.

Естественно, основой технологической революции станут компьютеры и обучающие программы. Только не стоит ожидать, что это будут любые обучающие программы. Их и сегодня достаточно, но в репетиторской практике применение нашли единицы.

Кратко новую модель репетиторства (будем называть ее компьютерное репетиторство) можно описать так. Во-первых, в принципе меняется роль репетитора. Скорее, это будет даже не репетитор, а консультант по организации учебного процесса с помощью обучающих программ. Его задача помочь ученику и родителям выстроить самостоятельную учебную работу ученика, объяснить им, что такое зона ближайшего развития. Научить ученика грамотно пользоваться обучающими программами, понимать, правильно интерпретировать и выполнять советы компьютерной программы индивидуального консультирования. Еще одно важное умение, которое должно быть выработано у ученика – умение задавать правильные вопросы. Вместе с родителями репетитор-консультант должен выработать модель родительского мониторинга процесса обучения. Естественно, с учетом их готовности тратить на это фиксированное время. Он должен также обучить их пользоваться соответствующими программами.

Такой консультант должен помогать ребенку не по одному предмету, а в целом в процессе обучения. От него не требуются богатый опыт и отточенные знания в конкретной предметной области. Скорее – широкая эрудиция, системное мышление, хорошие коммуникативные способности и, само собой, высокая информационная культура. Его услуги должны оплачиваться по самым высоким ставкам, но все равно для любой семьи это будет самое выгодное вложение.

Модель будет практически идеальна для тех случаев, когда не стоит учебная сверхзадача. Например, когда нужно просто хорошо закончить школу. Понятно, что модель нужно дополнять, если идет речь о подготовке к устному экзамену по истории на исторический факультет ведущего университета, если нужно подготовиться к выступлению на региональной олимпиаде по математике. Но именно дополнять, а не полностью менять. Привлекаемый в этом случае эксперт по предмету не должен заботиться о решении тривиальных учебных задач: выяснять, помнит ли ученик дату Куликовской битвы, умеет ли он решать квадратные уравнения.

Подготовка родителей

Вовлечение родителей в систему школьных коммуникаций не произойдет само собой, для этого нужен продуманный план мероприятий. При его составлении важно учитывать ряд факторов.

Родители – люди занятые. Если Вы начнете приглашать их в школу на плохо подготовленные мероприятия, отрицательный эффект не замедлит проявиться. Если об информатизации расскажут между делом на классных собраниях, скорого результата Вы не получите. Поэтому я и говорю о системе мероприятий, в первую очередь, пропагандистского характера. А начать рекомендую с выпуска специального информационного бюллетеня, в котором будут разъясниться цели и содержание предстоящих работ понятным для родителей языком. Такой информационный бюллетень в дальнейшем желательно сделать периодическим.

Составление плана-графика обучения родителей – тоже задача непростая. Свободное время в компьютерном классе для перспективной школы является плохим тоном. Это свидетельство того, что процесс идет не совсем так, как положено (напомним, рекомендуемая загруженность – не менее 70 часов в неделю). Поэтому для проведения обучения родителей Вам придется идти на компромиссы, временно урезая аппетиты других пользователей.

Обучение родителей также нельзя пускать на самотек, несмотря на то, что многие их них вполне могут освоить предлагаемые технологии самостоятельно. Причин несколько. Первая – кто-то их родителей сможет освоить предлагаемые технологии, а кто-то и нет. Отделить одних от других задача не простая. Можно, конечно, смотреть по результатам, а потом доучивать или переучивать тех, у кого не получилось Только вот негативный опыт преодолеть гораздо труднее, чем отсутствие опыта. Еще одна важная причина – на этом процессе школа может и должна заработать или деньги, или имидж.

Перед тем, как начать процесс обучения родителей, Вам предстоит решить нетривиальную задачу. Нужно обеспечить всех родителей учетными именами и паролями. Во-первых, их нужно придумать, во-вторых, ввести в базу данных, в-третьих, раздать родителям, в-четвертых, обеспечить достаточный режим секретности.

Для обучения родителей привлеките классных руководителей, учителей-предметников и старшеклассников, которые увлекаются информационными технологиями и имеют склонности к преподаванию.

Семейные сайты

Выше я говорил о том, что в сообщество сайтов школы могут входить тематические, групповые и персональные сайты. Как организовать работу по их созданию и наполнению, какая система мотивации может быть у авторов – более-менее понятно. Подробнее остановлюсь на том, как и зачем стоит развернуть в школе работу по созданию семейных сайтов. На мой взгляд, это очень перспективный проект, способный успешно поработать на многие цели.

Приведу аргументацию в защиту семейного сайта как перспективного товара на соответствующем сегменте рынка. Если руководство школы эту аргументацию примет, можно начинать составлять бизнес-план.

Рынок, на котором семья выступает как коллективный потребитель товаров и услуг, просто необъятен. Среди товаров можно встретить все, что угодно. Дома и квартиры, автомобили, компьютеры, телевизоры, мебель, …, книги, компакт-диски, …, носки, пуговицы, спички. Перечень услуг тоже немаленький. Отдых и туристические поездки, образование, медицина, услуги связи, в том числе услуги по доступу в сеть Интернет, телевизионные каналы, ремонт сломанного пылесоса и многое другое.

Нормальный потребитель любит новинки и следит за их появлением. Информационные технологии входят сегодня в перечень приоритетов, если не для всех, то для очень значительной части потребителей.

Современная семья вкладывает ресурсы в образование детей и заботится о том, чтобы ребенок как можно раньше получил возможность для самореализации. Родители понимают необходимость выделения карманных денег своим детям, но хотят увязать это с трудовым вкладом ребенка. Придумать что-то реальное, кроме оплаты результатов учебы, им очень сложно.

Система коммуникаций современной семьи трансформируется, и при этом происходят определенные потери. Часто ли сегодня мы пишем письма родственникам в другом городе и посылаем им фотографии своих детей? Зачем ехать общаться к подруге, если можно поболтать по мобильному телефону?

Это были общие рассуждения, теперь приведу аргументы.

Аргумент первый, образовательный. Семейный сайт – инструмент повышения информационной культуры, исследовательских навыков, способности к самообразованию всей семьи в целом, и детей в особенности.

Аргумент второй, воспитательный. Семейный сайт – хороший способ поручить ребенку конкретное, полезное для всей семьи дело, за которое можно и зарплату платить.

Аргумент третий, информационный. Семейный сайт должен стать важным элементом персональной информационно-коммуникационной среды для каждого члена семьи. На нем можно формировать индивидуальные подборки информационных сервисов, далеко выходящие за рамки школьной жизни.

Аргумент четвертый, коммуникационный. При помощи семейного сайта просто и легко донести нужную информацию до всех друзей и родственников, расширить круг друзей и обмениваться с ними мнениями по разным вопросам.

Аргумент пятый, психологический. Общее дело сплачивает детей и родителей гораздо сильнее воспитательных бесед. А много ли найдется дел, более интересных, чем ведение электронной семейной летописи?

Вокруг создания семейный сайтов школа может выстроить целую индустрию. В ней будет и обучение, и исследовательская деятельность, и система состязаний, и получение прибыли.

Родительский мониторинг

Ранее был сделан вывод: родители не хотят и не любят тратить время на контроль за учебным процессом своего ребенка. Главная причина – они не понимают, как это организовать простым и в то же время эффективным способом. Задача Перспективной Школы им в этом помочь.

Напомню простое и очень полезное правило для тех, кто хочет или должен осуществлять контроль за чем-нибудь. Контролируйте результаты, а если они отклоняются от заданных критериев, контролируйте процесс. В традиционной практике родители интуитивно это понимают и применяют. Примерно вот таким образом. Вася, что получил по математике? Опять ничего? Слушай, в прошлой четверти была тройка, если и в этой опять тройка … велосипед не купим. А пока, дай как я проверю домашнее задание по математике.

Угроза про велосипед – сильный аргумент, но не нужно его переоценивать. Во-первых, ребенок в силу организации своей психики не в состоянии постоянно держать в голове такую угрозу в качестве реальной. Во-вторых, он всегда надеется на лучшее, то есть, на халяву. А проверять время от времени домашнее задание – это только способ взять часть вины за будущую плохую отметку на себя.

В Перспективной Школе мониторинг отклонений от заданных результатов и своевременное информирование об этом – основа основ. В том числе и для организации родительского мониторинга. Специально для этого введено два показателя. По каждому предмету родитель может сказать: отклонение для меня – это четвертная отметка ниже четверки (пятерки, тройки). Далее школа берет на себя обязательство о таких отклонениях родителей вовремя информировать. Да, мы собираемся поставить вашему ребенку по математике тройку. Если хотите что-то исправить – принимайте меры. Какие? А вот тут вступает в силу вторая часть предлагаемых школой услуг. Вот вам, товарищи родители, вся необходимая информация о том, что нужно для четверки по математике. И чего конкретно не хватает вашему ребенку, чтобы эту отметку за четверть получить. А еще предлагаем вам ежедневную информацию о ходе учебного процесса. Чтобы вы не мучились вопросом: было ли задано домашнее задание по математике, или нет. Вот оно, это домашнее задание, а вот рекомендации, как его проверить. А заодно как проверить готовность к предстоящей контрольной работе.

Сочетание двух форм мониторинга позволяет родителям при минимальном времени достигать максимальных результатов.

Резюме

Рассматривая ЕИКС школы, акцент будем делать на двух аспектах: на согласованной обработке и использовании информации и на информационном взаимодействии участников образовательного процесса.

В единой информационной среде каждый пользователь должен быть зарегистрирован. Это означает, что ему присваиваются учетное имя и пароль. Их пользователь должен вводить перед входом в любую программу.

Школьный сервер становится одним из наиболее интересных и востребованных информационных ресурсов для окружающего школу социума. Это ресурс эксклюзивный, так как ни один другой Интернет-ресурс не может предоставить информацию об образовательном процессе в данной конкретной школе. За эксклюзивную информацию люди всегда готовы платить дополнительные средства. Нужно только сделать удобным ее использование.

Для того чтобы информацией из школьной базы данных могли пользоваться все участники образовательного процесса, нужен новый подход. Такой подход в Перспективной Школе должны обеспечить специализированные поисково-навигационные Web-системы.

Важная особенность Перспективной Школы – возможность организовать единую систему обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Для этого предлагается большое количество инструментов и сервисов.

Школе необходим комплексный мониторинг. Он предполагает корреляционный анализ самых различных данных. Он возможен только в единой информационной среде. Для его осуществления нужны квалифицированные, специальным образом подготовленные кадры. Он должен приводить к нужным управленческим решениям.

В комплексном мониторинге нужно различать мониторинг результатов и мониторинг процессов. Мониторинг результатов должен проводиться постоянно. Мониторинг процессов может носить как плановый характер, так и ситуационный, то есть, выполняться по мере выявления отклонений результатов от заданных значений.

Задача каждого сотрудника при помощи предлагаемых информационных сервисов спроектировать индивидуальную мониторинговую среду. Задача сервисов отслеживать состояние тех или иных сведений в базах данных и информировать об этом заинтересованных пользователей. Для этого можно использовать мобильное информирование, можно размещать информацию на персональных Web-страницах. Их сочетание позволяет объединить оперативность и полноту информации.

Одна из самых распространенных и опасных ошибок в любом бизнесе – выдумать себе клиента. Поэтому достоверный портрет главного клиента (родителя) – необходимая основа для развития процессов информатизации в школе. Среднестатистический родитель не может уделять своим детям много внимания, но с ним при внедрении Перспективной Школы вполне можно наладить эффективное сотрудничество.

Для сотрудничества необходим домашний компьютер, и родителей нужно в этом убедить. Перспектива использования домашнего компьютера – участие в распределенном обучении. Этому сможет помочь новый игрок на рынке образовательных услуг – компьютерный репетитор-консультант.

Вокруг создания семейный сайтов школа может выстроить целую индустрию. В ней будет и обучение, и исследовательская деятельность, и система состязаний, и получение прибыли.

Глава 10. Перспективные ИТ-решения