На главнуюНаши публикации. Глава 10. Перспективные ИТ-решения

Глава 10. Перспективные ИТ-решения

  - Я вице-король Индии! – отрапартовал он, краснея. – Отдайте мне любимого слона!
- Это у вас бред, - ласково сказала докторша, - вы в лечебнице, мы вас вылечим.
- О-о-о! Мой слон! – вызывающе крикнул Берлага.
- Но ведь вы поймите, - еще ласковее сказала докторша, - вы не вице-король, все это бред, понимаете, бред!
- Нет, не бред, - возразил Берлага, знавший, что первым делом нужно упрямиться.
И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"

Пластиковые карточки вокруг

Пластиковые карты получают все более широкое распространение. Они – одно из проявлений информационного общества. Они вошли в нашу жизнь стремительно и незаметно, хотя пока сфера их массового применения ограничено несколькими секторами.

В первую очередь, это банковские карты. Человек может быть принципиальным противником современных технологий. Он может не покупать компьютер и мобильный телефон, не смотреть телевизор. Вот только если его организация начинает переводить зарплату на карточки, уклониться от общения с новыми технологиями не получится. Нужно осваивать управление банкоматом. Банкомат, по сути, – простейший компьютер, предназначенный для выполнения нескольких операций. Научился им управлять, значит, научился выполнять базовые операции для любого компьютера. Выбрать пункт меню, ввести текст, подтвердить или отменить операции. На 80% работа рядового пользователя ПК – это выполнение тех же самых операций.

Банковские карты выступают в роли "электронного кошелька" и используется для идентификации владельца. К ним относятся карты систем VISA, MasterCard, American Express, Юнион Кард и многие другие. Информация о владельце в таких картах записана на магнитной полосе и обновлять ее нельзя. Тем не менее они относятся к категории электронных карт.

Еще один вид карточек, получивших широкое распространение, – карты экспресс-оплаты. Их выпускают организации, которые ведут персональные счета для своих клиентов. Например, Интернет-провайдеры, операторы мобильной связи. Карта экспресс-оплаты имеет номинальную стоимость, и на ней находится уникальный номер. На новой карте он "замазан". Человек покупает такую карту, узнает ее уникальный номер и затем передает его в информационную систему организации. Это может быть сделано через SMS, через Интернет. Информационная система проверяет правильность уникального номера и после этого записывает номинальную стоимость карты на персональный счет человека. Карты эксперсс-оплаты, в отличие от банковских карт, одноразовые и после употребления их выкидывают. К электронным картам их отнести нельзя, так как цифровая информация на таких картах не хранится. Но их применение безусловно связано с информационными технологиями.

Вариантом карты экспресс-оплаты является Интернет-карта. Принцип ее работы тот же самый. Особенность заключается в том, что по уникальному номеру карты информационная система Интернет-провайдера определяет номинальную стоимость, набор сервисов и режим их предоставления. Простейший пример: Интернет-карта позволяет отработать в Интернет 10 часов, в рабочие дни с 18-оо до 8-00 (то есть, вечер, ночь и утро), в выходные дни – в любое время суток.

Еще один вид пластиковых карт – дисконтные карты. Они используются для привлечения новых и поощрения постоянных клиентов. Такая карта позволяет человеку стать участником дисконтной системы, которая обеспечивает владельцу определенные льготы и скидки в конкретной сети магазинов и предприятий. Дисконтные системы - это посредники между продавцами и покупателями. Они помогают первым приобрести новых клиентов, а вторым сэкономить на покупках.

Наиболее перспективной категорией пластиковых карт являются электронные карты с микрочипом (электроны смарт-карты). Микрочип встроен в саму карту, на нем может быть записан небольшой объем информации. Персональные сведения о владельце, его биометрические параметры. С помощью специальных записывающих устройств информацию на смарт-карте можно изменять и дополнять.

Многие современные организации выпускают собственные электронные смарт-карты для своих сотрудников. По сути, они являются электронными удостоверениями, так как на карте печатается фото владельца. В организациях такие карты, как правило, выполняют фискальные и сервисные функции. Например, отслеживается приход, уход и перемещение владельца в зоне расположения организации (фискальные ). Получение обеда в столовой, книги в библиотеке, стакана кофе в автомате (сервисные). Об этой категории электронных карт далее и будет идти речь.

Любые пластиковые карты выполняет еще одну важную функцию. С их помощью в сознании клиента внедряется (закрепляется) торговая марка компании.

Электронные карточки в школе

В развитых странах электронные смарт-карты появились в школах несколько лет назад. На территории бывшего СССР о них активно заговорили в 2004 году, после серии террористических актов. В этом контексте их использование сводится к решению одной задачи: созданию системы ограничения доступа в учебное заведение. Задача одна из важнейших, но далеко не единственная. Приведу еще несколько задач из числа тех, которые могут быть решены с помощью электронных смарт-карт:
- автоматизация учета опозданий и пропусков, учета рабочего времени;
- автоматизация учета и использования компьютерного времени и времени доступа в Интернет;
- автоматизация деятельности школьной столовой, буфета, установка автоматов для получения горячих напитков;
- автоматизация системы регистрации в корпоративной информационной системе;
- автоматизация доступа в помещения школы, учет перемещений по зданию;
- повышение уровня пожарной безопасности за счет автоматической разблокировки всех выходных дверей;
- регистрация ученика в информационных системах других организаций с одновременной передачей части персональных сведений (перспективной представляется возможность информационного взаимодействия с детской поликлиникой);
- перевод оплаты за различные услуги, предоставляемые школой, из наличной в безналичную форму;
- сплочение школьного коллектива, формирование имиджа школы как современной успешной организации;
- повышение социального статуса ребенка, его ответственности, формирование у него гордости за родную школу.

Электронные карточки, по всей видимости, в ближайшие годы получат достаточно широкое распространение, по крайней мере, в учебных заведениях крупных городов. Каждый руководитель школы должен принять решение: станут карточки элементом комплексной системы информатизации или послужат решению важной, но все-таки отдельно стоящей задачи.

Вопросы родителей и ответы

Так как за карточку ученика должны заплатить его родители, администрация школы должна уметь обосновывать нововведения. Родители задают практически одни и те же вопросы, и нужно уметь отвечать на них, уверенно и аргументировано.

1. Зачем нам дорогие карточки (с микрочипами и индивидуальными фотографиями), когда можно сделать в несколько раз дешевле? Ответ. Скупой платит дважды. Карточки без микрочипов не позволят развивать информационные услуги и сервисы. Карточки без фотографий не окажут нужного воспитательного воздействия, будут чаще теряться.

2. Для чего нужна система ограничения доступа, если опасность терроризма в нашем регионе ничтожно мала? Ответ. Учебные заведения в крупных городах все чаще привлекают внимание распространителей наркотиков, людей с нарушенной или извращенной психикой. Система ограничения доступа становится необходимостью в нашем непростом мире. Электронные карточки – один из способов решения.

3. Зачем вести автоматический учет пропусков, если есть школьный журнал? Ответ. Во-первых, для оперативного реагирования и оповещения всех заинтересованных лиц. Во-вторых, для более эффективного мониторинга усвоения учебного материала (отсутствие ученика при изучении конкретной темы – это важная информация для экспертной педагогической системы).

4. Зачем автоматизировать школьную столовую, когда в ней плохо готовят? Ответ. Во-первых, над улучшением качества питания школа работает независимо от внедрения электронных карточек. Автоматизированный мониторинг предпочтений и заказов, оценок качества блюд поможет эту решать задачу. Во-вторых, ускорится обслуживание учеников. В-третьих, родители смогут точно знать, что ел их ребенок и сколько это стоило.

5. Сколько стоит карточка и как часто ее нужно менять? Ответ. Карточка стоит до 10 долларов в зависимости от оформления, стандартов, технологий и способов производства. Смена карточки должна быть добровольной. Сам ученик вместе с родителями должен решить, когда его фотография становится неадекватной. Обязательную смену карточек можно ввести при переходе с одной ступени обучения на другую.

6. Не приведет ли установка турникета или электронного замка к нарушению требований пожарной безопасности? Ответ. Если их совместить с автоматизированной системой оповещения о пожаре, то наоборот. По тревоге моментально автоматически будут разблокированы все запасные выходы.

7. Не будет ли перед первым уроком задержек и очередей перед турникетом? Ответ. По утрам на короткий промежуток времени турникет открывается. В вестибюле школы устанавливается несколько дополнительных считывающих (регистрирующих) устройств. В этом случае задержек и проблем не будет.

8. Пустят ли в школу ребенка, если он забыл карточку дома? Ответ. Конечно, пустят. Отметка о его приходе по указанию дежурного учителя будут выполнена вручную.

9. А если ученик отдаст карточку друзьям, чтобы они за него отметились? Ответ. Любой предметник в электронном журнале увидит, что Вовочка должен быть в школе, а реально его нет. Осталось сообщить дежурному учителю и выяснить причины этого казуса.

10. Как отразится такой строгий контроль на психике ребенка? Ответ. Если фискальные функции при введении электронной системы будут единственными, чрезмерно жестко применяемыми, то плохо. Важно формировать у ученика чувство гордости и ответственности за свою школу. Важно показать, что он получает дополнительные услуги. Важно доказать ученику, что своевременное вмешательство в учебный процесс принесет ему больше пользы, чем вреда. При этом нужно вести разъяснительную работу с родителями. Они должны понимать, что оперативная информация – не повод для постоянных жестких наказаний ребенка. Она нужна для выработки в семье системы ответственных взаимоотношений с постоянной обратной связью (а не раз в четверть после родительских собраний).

11. Как попасть в школу родителям? Ответ. Приобрести карточку для себя. Если карточки нет – на входе сообщить дежурному цель визита, показать документы. Это нормальная плата за безопасность детей и спокойствие родителей.

Выпуск электронных карточек

Выпуск (эмиссия) электронных карточек – задача непростая. Она распадается на несколько подзадач. Прежде чем их решать, школа должна определиться с несколькими принципиальными вопросами:
1. Какой стандарт электронной карточки выбрать?
2. Стоит ли делать карточки без персональных данных в дизайне?
3. Какими силами организовать выпуск карточек?

Стандарт смарт-карты определяется по микрочипу, который в нее встроен. От него зависит стоимость заготовки смарт-карты. Чем больше объем памяти в микрочипе, тем смарт-карта дороже. Еще один показатель – можно ли перезаписывать информацию. Смарт-карты, объем которых позволяет хранить лишь уникальный код владельца, использовать в учебном заведении бесперспективно. Слишком много потенциальных возможностей будет отсечено.

По второму вопросу мнение всех школ, с которыми работали я и мои коллеги, единодушно. На карточках должна быть обязательно фотография ребенка, его фамилия и имя. Это повышает стоимость карточки, но такое повышение оправдано. Если карточка сделана без внешних персональных данных, возникает проблема с ее использованием посторонними. Представьте себе, что в столовой ученики оплачивают обед по электронным карточкам. Если фотографии на карточке нет, это многократно увеличивает риск их воровства. Еще одна проблема – психологическая. Карточка без фотографии воздействует на ученика существенно меньше. Ее нет смысла гордо повесить на цепочке на шею, вставить в бэдж или показать друзьям из соседней школы. И теряться такие карточки будут на порядок чаще.

Ответ на третий вопрос не так однозначен. Варианта два: карточки выпускает сама школа или их изготовление заказывается у сторонней фирмы. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Если школа сама наладит технологию выпуска карточек, она, во-первых, может сократить их стоимость для родителей, или сама заработать на этом. Во-вторых, сокращаются сроки изготовления новых карточек, например, при их утрате. Главные минусы этого варианта – затраты на приобретение соответствующего оборудования и необходимость отлаживать технологический процесс. В случае, если школа заказывает карточки на стороне, проблем будет существенно меньше, но стоимость карточки возрастет на 30-50%. Впоследствии, особенно если фирма-изготовитель не занимается этими вопросами постоянно, могут возникнуть проблемы с повторным изготовлением утраченных карточек. Однако, если фирма специализируется на этом виде бизнеса, она даже единичные заказы выполняет в кратчайшие сроки.

Рассмотрим основные этапы выпуска карточек самой школой.
1. Приобретение оборудования: специального цветного принтера, ламинатора, качественного цифрового фотоаппарата.
2. Разработка дизайна карточки. Они должны делаться в фирменном стиле школы. Если такой до сих пор не утвержден, выпуск электронных карточек – прекрасный повод устранить этот недостаток. Важно понимать: внешний вид школьного сайта, рекламные буклеты, личные электронные карточки – все это должно работать на имидж школы, формировать корпоративный дух у преподавателей и учеников.
3. Закупка заготовок карточек. Это не такое простое дело и кому-то придется потратить усилия на изучение рынка и поиск поставщика. На это может уйти несколько недель, так как не всегда нужное количество карточек есть на складе.
4. Фотографирование учащихся и преподавателей, внесение фотографий в базу данных (если это не было сделано ранее). Большой поток фотографий может привести к тому, что часть из них окажется бракованной (закрытые глаза, встрепанная прическа и т.п.). Поэтому фотографии учеников должны быть проверены классными руководителями. Важно выработать и соблюдать единую систему наименования файлов с фотографиями.
5. Печать и ламинирование карточек. Карточки можно носить по-разному: в виде бэджа, на цепочке. Школа может выбрать единый стиль, может сделать его произвольным. Во втором случае каждый ученик должен заказать тот вид, который ему подходит больше.
6. Кодирование карточек и занесение их уникальных идентификаторов в базу данных. Впоследствии эту операцию нужно проверять, поднося каждую карточку к регистрирующему устройству и сверяя личные данные в базе и на карточке.

Несколько советов по внешнему виду карточки. На ней рекомендуется на одной стороне разместить логотип и наименование учебного заведения, фотографию ученика, его имя и фамилию (помните, если указывать класс – придется карточки менять каждый год). Имя и фамилия должны быть напечатаны большим шрифтом, лучше всего светлыми буквами на темном фоне. На обратной стороне можно размещать более полную информацию о школе, о ее спонсорах и партнерах.

Ограничение и регистрация доступа

Ограничение доступа в учебные заведения, похоже, становится в XXI века насущной задачей для многих стран. Это объясняется не только ростом угрозы террористических актов. Есть еще две проблемы, которые нужно учитывать. Во-первых, рост наркомании осуществляется в основном за счет вовлечения молодежи, и начинается это со школьной скамьи. Именно в этом возрасте многие дети не могут противостоять авторитету старших товарищей. Их, как говорится, легко "брать на слабо". Во-вторых, в условиях роста стрессовых ситуаций в окружающем социуме растет число людей с неустойчивой психикой. В условия пропаганды секса и насилия растет число людей с извращенными наклонностями.

Именно эти две опасности являются главными причинами, по которым стоит принимать решения о защите наших детей. В том числе, когда они находятся в учебном заведении.

Еще один важный аспект – регистрация прихода и ухода. Для многих родителей уверенность, что его ребенок пришел в школу вовремя и вовремя из нее ушел, является важной составляющей психологического комфорта. Поэтому перспективно объединение системы регистрации прихода и ухода с системой оперативного оповещения, например, с помощью SMS-сообщений. Это может дать школе то, чего она с трудом добивается другими методами: понимания и поддержки со стороны родителей.

Ограничение доступа в школу или в ее отдельные помещения – это одна часть задачи. Обычно используются устройства двух типов: турникеты (на входе в школу) и электронные замки (как на входных, так и на внутренних дверях). К каждому такому устройству должно быть подключено одно или несколько считывающих устройств (далее – считок). После того как к считке подносится электронная карта, турникет (электронный замок) разблокируется и открывается проход. Одновременно решается вторая часть задачи – в базу данных поступает сигнал о том, что карточка с таким-то уникальным номером была поднесена к соответствующей считке.

Для каждой считки программируется модель реагирования на поднесенные карточки. Например, к считке, которая находится на входе в школу, карта подносится первый раз за день. В базе данных устанавливается значение: "такой-то пользователь пришел в школу". Если же к этой считке та же карточка подносится второй раз, значение в базе данных изменяется: "такой-то пользователь из школы ушел".

В простейшем случае ограничение на доступ устанавливается только на входе в школу. Для этого, как правило, достаточна согласованная работа 4-6 считывающих устройств. Такие решения стоят относительно недорого и доступны практически любой школе. Если к информационной системе планируется подключать значительное число электронных замков и считок, это уже другой класс автоматизированных систем. Их называют СКД – Системы Контроля Доступа. Стоимость СКД достаточно высока.

Внедрение в школе полноценной СКД действительно относится к разряду эксклюзивных задач. Такая система должна быть интегрирована с расписанием школьных мероприятий и занятий, учитывать допуски преподавателям и ученикам в те или иные помещения. Ее можно объединить также с системой видеонаблюдения.

В заключении отмечу, что регистрация прихода в школу и ухода из школы – важный и безусловно необходимый элемент комплексного образовательного мониторинга. Школа, вышедшая на четвертый уровень внедрения, вполне может внедрить этот сервис.

Для внедрения СКД достойное обоснование привести сложно, но можно. Пример с ходу – такая система способна практически устранить болезнь многих учителей опаздывать не минуту-другую на уроки. Я не сомневаюсь, что найдутся руководители, которые начнут решать эту задачу только из соображений престижа. В процессе эксплуатации найдутся и другие соображения.

Регистрация в прикладных системах

Сразу отмечу, что большинство деловых процессов может осуществляться и без использования электронных карточек. Карточки помогают их значительно ускорить, и в отдельных случаях это является принципиальным соображением. Сутью этого ускорения является моментальный вызов на экран персональной информации, после того как владелец карточки поднесет ее к считывающему устройству. Далее выполняются специальные операции в информационной системе. Приведу несколько наиболее характерных и распространенных примеров.

Учет компьютерного времени. В подобной технологии автоматизированная система управления компьютерными ресурсами интегрируется с системой регистрации электронных карточек. Это позволяет значительно снизить зависимость использования компьютерных ресурсов школы от наличия в данное время в данном месте соответствующего специалиста. Ученик или преподаватель регистрируют свою карточку в соответствующем считывающем устройстве. Сигнал поступает в информационную систему и анализируется. Если данному пользователю разрешено использовать компьютерный ресурс, этот ресурс автоматически разблокируется. Причем, в нужное время он может снова автоматически заблокироваться. Информация о том, кто и какие ресурсы использовал, хранится в базе и может впоследствии использоваться другими программами. Ограничения на использование компьютерных ресурсов могут сниматься и отменяться по разным причинам. Часть их них может носить финансовый характер. Преференции отдельным группам учеников и преподавателей могут зависеть от их общественной и учебной нагрузки (например, у членов школьных олимпиадных команд по предметам).

Еще одно применение – учет работы пользователя в сети Интернет. И в этом случае электронная карточка – ускоренный способ зарегистрироваться в соответствующей информационной системе. Затем будут проанализированы права данного пользователя, объем и содержание доступной для него услуги. Еще один пример – учет использования услуг по тиражированию печатной продукции на школьном ксероксе.

Важный деловой процесс, который может быть существенно ускорен с помощью электронных карточек – выдача книг в школьной библиотеке. Когда читатель подходит к столу библиотекаря, тот должен потратить несколько десятков секунд на то, чтобы найти нужную фамилию в базе данных и вызвать на экран электронный читательский абонемент. Когда к компьютеру библиотекаря подключено считывающее устройство, эта операция занимает две-три секунды.

В некоторых случаях регистрация при помощи электронной карточки может служить целям повышенной безопасности. Бывают случаи, когда компьютерные программы, с помощью которых можно изменять, удалять или удалять важные сведения, нельзя ограничить одним компьютером. Тогда их делают как Web-приложения. В этом случае дополнительной мерой безопасности может стать замена обычной регистрации в программе (по учетному имени и паролю) на регистрацию при помощи электронной карточки. Для этого соответствующие программы должны иметь интерфейсы взаимодействия с электронными карточками.

Школьный инфокиоск

Информационные киоски – устройства для предоставления конкретного набора информационных услуг широкому кругу пользователей. В аэропортах и на вокзалах информационные киоски рассказывают о расписании движения транспорта, стоимости билетов и иных услуг. В высших учебных заведениях они помогают ориентироваться в организационной структуре, находить нужные помещения и подразделения, узнавать расписание занятий.

По сути, информационный киоск – это компьютер, встроенный в защищенную оболочку. Главная его особенность – повышенная надежность (защищенность от вандализма). По этому же принципу делаются банковские автоматы.

В информационных киосках часто используются сенсорные экраны. В этом случае нет ни клавиатуры, ни других устройств управления. Прикосновение пальца к экрану – и компьютер выдает на экран результат соответствующего информационного запроса. Еще один подход – использование специальных клавиатур, встроенных в корпус и обладающих повышенной надежностью. Главный недостаток этих решений – высокая стоимость. Она оправдана, когда информационный киоск расположен в публичных местах с массовым потоком анонимных пользователей.

Для школы можно предложить другое решение, более дешевое. В его основе лежит обычный компьютер, на котором запускается специальная программная оболочка. Такая программная оболочка задает набор информационные сервисов и отсекает возможности переключиться в другие приложения или выйти в операционную систему. В этом случае управление осуществляется только при помощи мыши. Обычной клавиатуры у школьного информационного киоска нет, но есть возможность вызвать "виртуальную клавиатуру" на экране монитора. С ее помощью можно ввести текст, но нельзя использовать комбинации управляющих клавиш. Системный блок помещается в защищенное и недоступное для пользователей место.

В Перспективную Школу обязательно должен быть включен программный комплекс, который можно назвать, например, "Школьный инфокиоск". Он должен предоставлять навигационно-поисковые интерфейсы для получения ограниченной информации из единой базы данных. Например, с его помощью можно посмотреть расписания классов, преподавателей и кабинетов; посетить школьный сайт и посмотреть новости; познакомиться с новинками школьной библиотеки. Если пользователь школьного инфокиоска пройдет авторизацию, он получит доступ к персональным данным. Так родитель, который пришел в школу, сможет посмотреть электронный дневник своего ребенка, оставить учителю-предметнику или классному руководителю сообщение.

Школьный инфокиоск рекомендуется оснастить считывающим устройством для ускоренной авторизации. Ввод учетного имени и пароля на виртуальной клавиатуре – не самое приятное занятие.

Школьный инфокиоск лучше всего размещать в вестибюле школы, то есть там, где чаще всего бывают родители.

Школьный публичный информатор

Еще одним интересным решением, связанным с информированием учеников, учителей и родителей, мог бы стать программный комплекс под условным названием "Школьный публичный информатор". С его помощью информация доводится до сведения всех участников образовательного процесса. Это могут быть новости школы, поздравления именинников, объявления об интересных мероприятиях, о новинках школьной библиотеки, новостные ленты других сайтов.

Для вывода текстовой информации можно использовать электронное табло с бегущей строкой или устройство для голосового оповещения. Для автоматического голосового оповещения должны быть установлены специальные программы синтеза речи. На обычных компьютерных мониторах или плазменных панелях можно выводить не только текстовую информацию, но и графику, видео и анимацию, запускать компьютерные программы и презентации.

Программный комплекс "Школьный публичный информатор" предназначен для управления информационным потоком, создания расписания вещания, запуска нужных программ и автоматического прекращения их работы. С его помощью можно наладить и сделать доступной широкому кругу пользователей работу школьной информационной студии. В идеале такой информатор может в течение дня вести вещание практически в полностью автономном режиме.

Электронные карточки и питание

Школьное питание – одна из болезненных проблем и причина многих конфликтов. У этой проблемы два аспекта. Первый связан с качеством питания, второй – с его оплатой.

Качество питания определяется двумя основными факторами. Во-первых, оно зависит от состава и качества ингредиентов, что в свою очередь определяется средствами, выделяемыми на их закупку. Во-вторых, качество еды определяется технологическими процессами при ее изготовлении, квалификацией и добросовестностью работников пищеблока. Ни один, ни второй фактор напрямую не связан с внедрением информационных технологий. Но такая связь есть, хотя и носит опосредованный характер.

Среднестатистические родители готовы платить за качественное питание своих детей больше, чем они платят. Но их останавливает отсутствие гарантий, что при увеличении стоимости произойдет улучшение качества. Такие гарантии могла бы предоставить соответствующая информационная система. С ее помощью родитель получил бы возможность в любой момент посмотреть через Интернет школьное меню на день и на неделю, оценить состав ингредиентов, размер порций и их калорийность. При необходимости сделать заказ для своего ребенка. В идеале и оплатить его тем или иным способом. Если бы он мог также, основываясь на мнении своего ребенка, поучаствовать в рейтинговой оценке конкретных блюд школьного меню, доверие к такому питанию и желание его оплачивать возросли бы многократно.

Деятельность сотрудников школьной столовой в результате внедрения информационной системы также должна измениться в лучшую сторону. Публичный и открытый контроль, возможность узнать общественное мнение по поводу качества конкретных блюд, возможность заранее формировать заказы – все это способно повысить профессиональную культуру работников столовой. Особенно, если улучшение питания, расширение его ассортимента, повышение стоимости будут сопровождаться для них повышением зарплаты.

Информационная система для школьной столовой должна решать следующие задачи:
- планирование состава питания с учетом соответствующих требований по цене и пищевым характеристикам;
- учет пищевых продуктов по срокам хранения, партиям, сертификатам, поставщикам;
- калькуляцию себестоимости отдельных блюд на основе установленных норм расхода продуктов;
- планирование контингента питающихся с учетом индивидуальных и групповых пожеланий и заявок;
- учет реально выданных блюд и продуктов, в том числе индивидуально и по группам;
- учет стоимости питания, анализ за конкретные промежутки времени, по конкретным группам, в том числе, с учетом предоставляемых льгот;
- списание пищевых продуктов на основе калькуляций и реально приготовленных блюд;
- мониторинг рациона питания, оценка его качества, в том числе в виде интерактивного голосования.

Электронные карточки, как и в других информационных системах, позволяют ускорить процесс ввода персональных записей о полученных блюдах и продуктах. Кроме этого, они используются как средство активизации персонального электронного кошелька.

Все большее распространение в организациях получают автоматы, продающие горячие напитки: кофе, чай, бульоны. Большинство из них работают с наличными средствами. Но более интересна модель, при которой автомат оснащается считывающим устройством и интегрируется с информационной системой. В этом случае снова снижается потребность в выдаче наличных денег ученику.

Учет поступлений и расходов

Одной из важнейших задач, которую должна решить школа в процессе внедрения Перспективной Школы, является достижение финансовой независимости. Понятно, что при этом никто не отменяет государственное финансирование системы образования. Наоборот, речь идет о консолидация тех ресурсов, которые предоставляет учреждению образования государства, и тех, которые оно зарабатывает само. Это и является основой финансовой независимости.

У школы есть два варианта. Можно оставить ведение бухгалтерского учета в централизованной бухгалтерии районного отдела образования. Можно вести эту работу самостоятельно, то есть в выделенной бухгалтерии учреждения. Для школы, которая вышла на четвертый уровень комплексной информатизации, я рекомендовал бы перейти ко второму варианту.

Автоматизация бухгалтерского учета – сложная самостоятельная задача. В систему программ Перспективная Школа компоненты для ее решения не входят. Ее нужно интегрировать с другими профессиональными бухгалтерскими системами, способными к информационному взаимодействию на основе стандартных форматов (например, XML). На рынке существует несколько решений, которые могут использоваться в учреждениях образования.

Одним из промежуточных программных комплексов, через который осуществляется связь с бухгалтерскими программами, является комплекс с условным названием "Школьный электронный кошелек". С его помощью осуществляется учет поступления финансовых средств на персональные счета всех пользователей информационной среды. Второе его назначение – списание средств с персональных счетов на основе взаимодействия с разными информационными системами, которые отвечают за предоставление тех или иных платных услуг.

Сложность внедрения такого комплекса заключается в обеспечении корректных и легальных механизмов приема, учета и списания финансовых средств, поступающих от родителей. Он относится, безусловно, к разрядку эксклюзивных решений, и его нужно дорабатывать и адаптировать под конкретного заказчика с учетом его особенностей и пожеланий.

После развертывания программный комплекс "Школьный электронный кошелек" интегрируется с информационно-коммуникационной системой. Это обеспечивает возможность родителям и сотрудникам осуществлять оперативный мониторинг состояния своего счета, получать развернутые отчеты о расходовании средств.

Результаты внедрения

Внедрение электронных пластиковых смарт-карт позволит вывести школу на новый уровень информатизации, существенно повысит ее престиж в окружающем социуме. Ученики получат в свои руки вещественное доказательство того, что они являются членами информационного общества.

Школа станет более безопасной, а родители более спокойными. Теперь они будут уверены – их ребенок в школу пришел вовремя и вовремя из нее ушел.

За счет использования электронных карт можно будет ускорить многие деловые процессы и, как следствие, повысить качество и скорость обслуживания. Высвободившееся время сотрудники смогут использовать на решение творческих задач, на повышение своей квалификации и самообразование.

Перевод из наличной в безналичную форму значительной части средств, которые родители выделяют на своих детей, снизит риск их нецелевого использования. Компьютерный клуб, пачка сигарет вместо горячего обеда перестанут быть реальной угрозой.

На уровне Престиж***** можно говорить о том, что школьное питание перестанет быть зоной повышенного напряжения между администрацией и родителями. Целевое использование выделенных родителями средств, своевременное получение качественной пищи – все это залог здоровья наших детей. Школа перестанет быть тем местом, где они зарабатывают язвы и гастриты.

Очень важным результатом можно будет считать формирование максимально благоприятного отношения родителей к школе. При правильной работе родители должны в очереди стоять с подарками и помощью любимой школе.

Резюме

Пластиковые карточки стали рядовым явлением нынешней действительности. Их распространение началось в банковской сфере, но сегодня электронные пластиковые карты с микрочипом (смарт-карты) внедряются повсюду. Некоторые западные страны провозгласили создание и внедрение паспортов с такими микрочипами. Удобство и возможности использования электронных карточек делают их распространение стремительным и массовым.

В учреждениях образования чаще всего говорят о применении электронных карточек для ограничения доступа. Это важная, но далеко не единственная задача, которая может быть решена. Ряд возможностей, открывающихся перед участниками образовательного процесса, могут при принятии решения сыграть не меньшую роль.

Родители, которые в итоге должны заплатить за карточки своих детей, задают много вопросов. Их, естественно, интересует, насколько введение подобного новшества обосновано. Умение грамотно отвечать на эти вопросы – обязанность сотрудников школы, от директора до классного руководителя.

Выпуск электронных карточек – сложный процесс, который на первом этапе лучше поручить профессионалам. Экономия на данном этапе, как правило, приводит впоследствии к повторным издержкам. Технологический стандарт должен обеспечивать возможность записи и перезаписи персональных сведений на карточку. На карточках нужно размещать фото, имя и фамилию владельца. Это делает карточку несколько дороже, но значительно снижает риски потери.

Использование автоматизированной системы ограничения доступа, регистрации прихода и ухода ребенка в школу делают жизнь родителей более спокойной. Теперь они точно знают, когда их ребенок пришел в школу, и когда из нее ушел.

Электронные карточки значительно ускоряют процесс регистрации в разных информационных системах. Их внедрение ускорит обслуживание читателей в библиотеке, сократит время ожидания доступа к компьютерным ресурсам. А время, как известно, дороже денег, особенно в наш стремительный информационный век.

Внедрение электронных карточек будет способствовать улучшению школьного питания и, следовательно, поможет сохранить здоровье наших детей. Перевод расчетов за разные услуги из наличной формы в безналичную, также сделает жизнь родителей более комфортной. Пачка сигарет или обед в столовой? Такая дилемма больше не будет мучить родителей, когда они дают карманные деньги своему ребенку. Внедрение оперативной, прозрачной и понятной системы учета, планирования и анализа перечисленных средств поможет внести ясность и конструктивность в отношения между родителями и школой.

Глава 11. Модернизация учебного процесса