На главнуюНаши публикации. Глава 11. Модернизация учебного процесса

Глава 11. Модернизация учебного процесса

  К черту двери! К черту очереди у театральных подъездов! Разрешите войти без доклада! Умоляем снять рогатку, поставленную нерадивым управдомом...! Вот перевернутые скамейки! Поставьте их на место! В сквере приятно сидеть именно ночью. Воздух чист, и в голову лезут умные мысли!
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Цели и задачи

Главная цель – повышение качества образования, главная задача – создание устойчивой модели организации образовательного процесса на основе его индивидуализации. Учет индивидуального образовательного профиля каждого ученика является залогом стабильного качества предоставляемых образовательных услуг. Повышение качества образования должно проявиться не только в том, что ученики будут больше знать и уметь. Еще одна цель данного этапа – ученики новой формации, обладающие необходимым запасом информационной культуры и креативного мышления, способные стартовать во взрослую жизнь уверенно и целеустремленно.

Системное использование информационных технологий в процессе обучения требует значительных компьютерных ресурсов. Поэтому еще одна задача на этом этапе – вовлечение в учебный процесс домашних компьютеров учеников. Только в этом случае можно говорить о том, что использование информационных технологий в процессе обучения стало полноценным и всеобъемлющим.

На данном этапе подключается новый компонент для проведения комплексного образовательного мониторинга – система качественных показателей усвоения учебного материала. Для анализа должны стать доступны индивидуальные и коллективные карты пробелов в знаниях. Это позволит вывести управление учебным процессом на принципиально новый уровень.

Важная организационная задача – внедрение в школе модели распределенного обучения. Такая модель предусматривает оптимальное распределение учебных задач между школой и домом, между традиционными и новыми формами и методами обучения, между школьными и домашними компьютерами. Модель распределенного обучения можно рассматривать как вариант дистанционного обучения, наиболее соответствующий школьной практике.

Необходимые ресурсы

К началу работ на уровне Мечта***** единая информационно-коммуникационная среда школы должна быть уже создана. Но это не значит, что можно прекратить оснащение школы компьютерным, периферийным и телекоммуникационным оборудованием, прикладным программным обеспечением. Развитие и модернизация ЕИКС – процесс перманентный и практически бесконечный.

Одним из важнейших видов ресурсов становятся домашние компьютеры учеников и сотрудников. Они не будут стоить Вашей школе денег, однако для того, чтобы они стали ВАШИМИ ресурсами, потребуется серьезная организационно-методическая работа. Ее начало положено на предыдущих этапах, теперь она должна быть завершена. Задача это не простая, но ведь и результат того стоит. В крупных городах в престижных школах компьютеры сегодня имеют не менее половины учеников. Поэтому приобрести 500 компьютеров, затратив на это несколько месяцев организационных усилий – очень выгодное вложение усилий.

Важнейшее значение на этом этапе имеет программное обеспечение учебного назначения. К сожалению, построить распределенный учебный процесс на том программном обеспечении, которое сегодня используется в школах, практически невозможно. Даже лучшие обучающие программы не предлагают достаточных инструментов для формирования индивидуальных и групповых учебных профилей учеников. Поэтому Перспективная Школа должна включать мощный блок обучающих программных комплексов, образовательных баз знаний. Они должны интегрироваться в единую обучающую среду, простую, понятную и эффективную для учителей, учеников и их родителей.

Основные участники

При решении системных задач, которые, по сути, приводят к модернизации учебного процесса, возрастает роль администрации школы. Нужно понимать, что одной творческой активности учителей недостаточно.

На предыдущих этапах информационная культура учителей и работников администрации в значительной степени должна быть сформирована. Теперь под влиянием информационных технологий следует ожидать определенных изменений их педагогического мировоззрения. В основе таких изменений лежит перераспределение функций между учителем и компьютером. Значимость одних функций для учителя возрастает, других снижается. Такие процессы всегда протекают непросто, особенно, если они не подкреплены серьезными научными исследованиями. Надеюсь, что пришло время, когда педагогическая наука займется этими вопросами вплотную.

На уровне Мечта***** ученики должны стать немного другими. Не лучше и не хуже – просто немного другими. Систематическое использование информационных технологий в процессе обучения, возможность независимой объективной оценки уровня знаний с любой степень детализации – все это ни может не повлиять на учеников. Многие из них постепенно сформируют те наборы приемов и методов учебной работы, который дадут максимальный результат с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. По-другому будут строиться взаимоотношения учителей и учеников.

Модернизация учебного процесса предполагает, что в нем более эффективно будут участвовать родители. При этом неадекватная активность наиболее рьяных из них существенно снизится.

Направления модернизации

До начала внедрения Перспективной Школы некоторые учителя школы несомненно использовали компьютер в своей профессиональной деятельности. Как я уже говорил, это важный и нужный опыт, который должен быть тщательно проанализирован.

На уровне Старт* был автоматизирован только анализ итоговой успеваемости. Это, безусловно, сократило временные затраты многих сотрудников, но изменений в учебный процесс практически не привнесло. Завучам стало легче отслеживать факты снижения успеваемости в отдельных учебных группах, и на основании этого более эффективно оказывать помощь учителям.

На уровне Мастер** вопросы информатизации учебного процесса практически не рассматривались. Повысилась предсказуемость результатов обучения за счет выставления текущих отметок в электронный журнал. Этим целенаправленная работа и ограничилась. Отдельные учителя увлеченно встраивали компьютер и проектор в свою работу, но системного результата получить не удавалось.

На уровне Стандарт*** началась комплексная информатизация учебного процесса. Подготовка к урокам стала проще и эффективнее. За счет использования проекционного оборудования уроки стали более наглядными и доступными. Возросшая информационная культура учителей позволила им вдумчиво отбирать обучающие программы для использования на своих уроках. Тестовые формы контроля позволили активно заполнять школьную базу данных отметками тематического и промежуточного контроля.

Все это можно считать лишь основой, которая позволит всерьез говорить о модернизации учебного процесса. Рассмотрим ее основные направления.

Должна возрастать роль тех знаний, которые ученики добывают самостоятельно. В первую очередь, речь идет о дополнительных знаниях, полученных в работе над учебными проектами.

Информационные технологии должны изменить форму и содержание учебных коммуникаций. Учебное взаимодействие учеников друг с другом должно стать намного интенсивнее. Взаимоотношения между учениками и учителем неизбежно будут становиться более демократичными. Простая передача учебной информации постепенно уйдет в прошлое. Сотворчество – вот девиз обучения в XXI веке.

Формирование индивидуального образовательного профиля ученика позволит сделать учебный процесс максимально индивидуализированным. При этом будет возрастать интенсивность учебного взаимодействия между учениками. Для формирования индивидуального профиля должны быть особым образом структурированы учебные материалы и учебные результаты.

При формировании индивидуальной образовательной траектории ученика должен учитываться целый комплекс факторов. Что ученик уже знает, что ученик хочет знать, какие способности для этого у него заложены от природы. Такой подход позволит по-новому оценивать результативность учебного процесса.

В школе должны появиться обучающие программы нового поколения. По сути, у каждой обучающей программы должны появиться две дополнительные функциональные возможности. Во-первых, способность прочитать и проанализировать индивидуальный профиль того ученика, который сел с ней работать. Во-вторых, способность обновить индивидуальный профиль ученика с учетом тех результатов, которых он добился в процессе работы.

Учебный материал по разным предметам должен быть представлен в виде комплекса взаимосвязанных баз знаний. Они должны в полном объеме обеспечивать межпредметные связи, способствовать формированию полноценной и непротиворечивой системы знаний, умений и навыков. При работе с учебным материалом должна возрастать значимость его логической организации.

Домашние задания должны стать полностью индивидуальными. На смену тетрадкам придут специальные версии обучающих программ. Они смогут передавать результаты домашней работы на компьютере в школьную базу данных. Способные ученики больше не будут тратить силы на выполнение рутинных заданий. Те же, кто отстал, получат упражнения, которые помогут им догнать товарищей.

Постепенно будет внедряться модель распределенного процесса обучения. Ее можно рассматривать как перспективный вариант организации дистанционного обучения в школе. В учебный процесс будут активно вовлечены домашние компьютеры. Это позволит оптимальным образом использовать информационные технологии на всех этапах учебной деятельности.

Родители получат своевременную и достоверную информацию об учебных достижениях своих детей. Они будут вооружены простыми инструментами для оказания своевременной и действенной помощи.

Учебные проекты

Проектные методы работы становятся сегодня все более популярными. Это отмечается не только в образовании, но и во всех других сферах человеческой деятельности. Управление проектами превратилось в серьезную научную дисциплину. На рынке программных продуктов появились специальные пакеты, с помощью которых такое управление можно осуществлять на практике.

В отличие от процессов, проекты имеют одно неоспоримое преимущество: у них есть точная дата окончания. Если ее нет, это не проект, а его имитация. К каждому этапу внедрения Перспективной Школы можно и нужно подходить как к проекту. Любое другое нововведение в практику работы школы также рекомендуется оформлять как проект, особенно на самых первых стадиях. Решили Вы развивать в школе олимпиадное движение по информатике – откройте проект по формированию команды и ее подготовке к очередной районной олимпиаде. Будет успех – можно открывать следующий проект или переводить эту работу в форму систематического процесса.

Учебный проект – это достаточно сложная комплексная учебная задача. Для ее решения в той или иной степени необходимо выйти за рамки обязательного учебного материала. Учебный проект занимает, как правило, от нескольких недель до нескольких месяцев. Выполняет его либо один ученик, либо группа учащихся. Учитель в учебном проекте может выполнять либо активную роль (участника), либо пассивную роль (заказчика). В первом случае он принимает непосредственное участие в работе над проектом. Как заказчик учитель должен только принять и оценить выполненный проект.

Введение в образовательный процесс учебных проектов позволяет решить целый ряд учебно-методических задач:
- участие в проектах развивает креативные способности учеников, их желание и умение заниматься самостоятельной работой, в том числе исследовательского характера;
- во время работы над проектом ученик быстро и легко осваивает новые технологии, делает их привычными инструментами учебной деятельности;
- учебные проекты – наилучший способ показать, зачем на самом деле человечество придумало компьютеры.

Это список можно продолжать.

На мой взгляд, учеников нельзя насильно привлекать к участию в учебных проектах. Насилие обычно выглядит так: "Хотите получить за четверть 4 или 5, выполните проект!" Как правило, в таких случаях под проектом понимается реферат или доклад, который ученик должен представить в распечатанном виде. После чего учитель положит "проект" в шкаф и при случае покажет проверяющим. Такой подход приводит только к одному. В шкафу будут лежать тексты, которые без труда можно найти в Интернете на специальных сайтах (там тысячи подобных проектов на все случаи жизни). И что гораздо хуже, ученик утвердится в мысли, что для получения хорошей отметки (а потом и достойной зарплаты!) достаточно поискать "халяву" в Интернете.

В школах на Западе борьба с подобным плагиатом ведется достаточно жестко. Что может найти в Интернете ученик, безусловно, найдет и заинтересованный учитель. Поэтому первая рекомендация – ответственность за плагиат возложите на учителей (а уж они воздействуют соответствующим образом на учеников). Второй совет – темы проектов подбирайте так, чтобы в них присутствовал местный колорит. Можно, например, дать тему исследования "История развития компьютерной техники", а можно "История информатизации города N". Третий совет – делайте групповые проекты. Это снижает риск плагиата и формирует дополнительно навыки командной работы у его участников. Четвертый совет – формулируйте задачу так, чтобы результаты проекта были представлены в самых разных форматах: текст, подборки фотографий, ссылки на Интернет-ресурсы, библиография и т.п.

Добивайтесь в своей школе того, чтобы участие в проектах стало почетным правом, которое нужно заслужить. И поощряйте отличные проекты, в том числе, и отличными отметками! Главное, чтобы стремление их получить не было единственной причиной для участия в проекте.

Учебные коммуникации

Важным направлением модернизации учебного процесса является формирование новой культуры учебных коммуникаций. То есть, новой культуры взаимодействия в связках учитель-ученик и ученик-ученик. Основой такой культуры должны стать:
- совместное решение учебных проблем;
- совместное создание и использование информационных ресурсов;
- активное взаимодействие во внеурочной деятельности;
- коллективное планирование учебной деятельности.

С одной стороны, проблемное обучение – одна из наиболее эффективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. С другой стороны, реальное проблемное обучение крайне сложно организовать, особенно, во время уроков. Подвести к состоянию инсайта (озарения) одновременно двадцать пять учеников вряд ли смог бы учитель всех учителей Ян Каменский. Поэтому проблемное обучение, может быть, полезнее проводить во внеурочной деятельности. Учитель должен умело подбирать учебные проблемы, отслеживать ход их коллективного решения, при необходимости консультировать. Для любой учебной проблемы должен вводиться инкубационный период, когда каждый сможет "переваривать" ее в одиночку.

Полезным во многих смыслах занятием может оказаться составление собственного каталога учебных информационных ресурсов. Такой каталог могут составлять одновременно все учебные группы, с которыми работает учитель. В его наполнении и систематизации должны принимать участие все члены учебных групп. Учитель в этом процессе выполняет две основные функции: координатора и эксперта.

О взаимодействии учеников с учителем и учеников между собой на уроке в педагогической литературе написано много. Организации взаимодействия за пределами класса посвящено гораздо меньше страниц, но в модели обучения Перспективной Школы этому вопросу должно уделяться особое внимание. Для организации информационного взаимодействия можно использовать разные виды коммуникационных программ и инструментов. Это электронная почта, система обмена сообщениями, форумы, чаты, коллективные Web-ресурсы.

Нужно стремиться к тому, чтобы на каждом уроке оптимальным образом учитывались индивидуальные профили всех учеников. Понятно, что идеала добиться невозможно, и чьи-то интересы буду страдать. Соблюсти баланс интересов так, чтобы максимизировать учебные достижения, это и есть задача коллективного учебного планирования.

Вышесказанное не означает, что план каждого урока учитель должен обсуждать с учениками и принимать решение голосованием. В первую очередь, он должен сделать свои планы доступными для учеников. Он должен дать им возможность высказаться, внести свои предложения. Приведу пример. Учитель планирует изучение новой темы и хочет рассказать новый учебный материал на лекции. Ученики предлагают изучить тему самостоятельно, а занятие посвятить решению задач, которые вызвали трудности у большинства учеников класса.

Учебные материалы

Любое обучение начинается с содержания, с ответа на вопрос: чему учить? В какой-то степени на этот вопрос можно ответить, проанализировав учебную программу по предмету. Однако, учебная программа – это самый верхний слой содержания. В учебной программе можно написать "Теорема Пифагора" и добавить, что на ее изучение отводится два часа. Возникают следующие вопросы: нужно ли уметь ее доказывать? сколько способов доказательства нужно знать? какого уровня задачи нужно решать на "3", на "4" на "5"? Чтобы ответить на эти вопросы нужно вводить новые сущности. В контексте данной книги будем называть их "электронными учебными материалами".

В Перспективной Школе модель учебного процесса основана на следующих основных видах электронных учебных материалов:
- предметный учебный стандарт, в котором описываются знания, умения и навыки соответствующей предметной области;
- учебные фрагменты, с которыми можно ознакомиться при изучении нового материала;
- учебные задания, которые нужно уметь выполнять после прохождения нового материала.

Электронные учебные материалы должны храниться в едином информационном хранилище. Кто-то может возразить: а зачем нужно единое хранилище? Знания по разным предметам уникальны по своей структуре, поэтому их следует хранить отдельно. Тогда задам вопрос: "Где будет храниться информация о Ломоносове?" В базе по химии, по географии, по русскому языку? Подобных примеров можно привести огромное множество.

Знания, умения и навыки (далее - учебные элементы) – образуют иерархическую структуру и являются основой информационного хранилища учебных материалов. Учебные элементы связаны между собой отношениями преемственности. Это позволяет легко вычислять тот учебный материал, который необходимо знать, чтобы двигаться дальше. Например, если ученик не знает, что такое "корень слова", то бессмысленно спрашивать его, являются ли два слова однокоренными. Если ученик не умет возводить в квадрат и извлекать квадратные корни, бессмысленно объяснять ему теорему Пифагора. Наиболее связанной в этом смысле является математика. Это объясняет, кстати, тот факт, что устранение пробелов в знаниях по математике занимает больше времени, чем по любому другому предмету.

Учебные фрагменты – это любая информация, с которой можно ознакомиться. Текст, рисунок, график или диаграмма, видеофильм, анимационная модель и др. Учебные фрагменты могут быть организованы в логически и методически осмысленные структуры, задающие последовательность изучения предмета. Чаще всего такие структуры называют электронными учебниками.

Что такое учебные задания ясно из названия. Приведу несколько примеров. Тестовые задания; текстовые задачи в несколько действий; модели, в которых после некоторых опытов нужно ввести ответ на вопрос; игровые учебные ситуации. Неотъемлемая часть учебного задания – режим ответа, в котором ученик что-то должен сделать. Обязательно условие, чтобы ответ можно было потом оценить. За счет связей между разными учебными заданиями легко получать нужные подборки заданий. Например, выбрать учебные задания, которые являются опорными для умения решать квадратные уравнения. Или сделать подборку заданий, в которых ученик с высокой вероятностью допустит ошибку.

Учебные фрагменты и учебные задания также входят в информационное хранилище учебных материалов. Они связаны между собой, а также с учебными элементами различными семантическими отношениями. По этим отношениям можно организовать эффективный поиск нужного учебного материала. Например, по учебному элементу "Теорема Пифагора" можно найти целую подборку учебным материалов. Рассказ о великом греческом ученом, презентацию с традиционными методами доказательства теоремы, анимационную модель нетрадиционного доказательства, подборку геометрических и физических задач, в которых теорема используется.

Учебные результаты

Система хранения учебных результатов – это информационный фундамент для работы всех обучающих программ Перспективной Школы. Учебные результаты конкретного ученика являются ядром его индивидуального образовательного профиля. Кроме учебных результатов, в индивидуальный профиль входят другие информационные структуры. Психологический портрет, система потребностей и пожеланий, информация о социальном положении, состоянии здоровья и физического развития. Индивидуальный образовательный профиль в сочетании с нормативной информацией (расписанием занятий, утвержденными учебными планами, стандартами по предмету и др.) позволяет определить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.

В Перспективной Школе необходимо выделить несколько видов учебных результатов.

Результаты усвоения учебных элементов. Это наиболее важные результаты, в целом характеризующие уровень усвоения учебной программы. Встроенные алгоритмы должны позволять распространять оценки по иерархии. Умею решать квадратные уравнения –> умею извлекать квадратный корень –> умею выполнять арифметические действия.

Результаты выполнения учебных заданий. Они в первую очередь показывают уровень формирования практических умений и навыков. Еще один важный аспект – оценка способности решать комбинированные задачи, требующие применения различных учебных элементов.

Результаты просмотра учебных фрагментов. Они определяют готовность ученика решать новые учебные задания. Просмотр учебного фрагмента свидетельствует только о том, что с данным учебным материалом ученик знакомился. Как оценивается результативность такого знакомства описано выше.

Результаты формирования системы общеучебных действий. Для решения учебных заданий из разных предметных областей используются схожие мыслительные приемы и действия. Например, "выберите из данных чисел нечетное" и "выберите из данных слов глаголы" - это примеры выполнения операции классификации.

Отметочные результаты учебной деятельности. Это те отметки, которые будут автоматически выставляться в электронный журнал и, соответственно, пополнять информационную базу для учебного мониторинга.

Информационно-структурная модель, связывающая воедино все виды учебных результатов, достаточно сложная. Ее описание выходит за рамки данной книги. Скажу только, что она позволяет в любой точке учебного процесса проследить историю и результаты предыдущего обучения, выбрать наиболее адекватный путь изучения последующего учебного материала. Подобный подход позволяет обеспечить постоянную работу каждого ученика "в зоне ближайшего развития", когда достигается максимальный обучающий эффект.

Обучающие программы

Системное использование обучающих программ на всех этапах учебного процесса становится возможным только на уровне Мечта*****. Оно должно быть основано не на субъективных пристрастиях учителей и учеников, а на объективных факторах.

Обучающие программы – понятие достаточно устоявшееся, хотя большинство людей имеют о нем лишь интуитивное представление. Я тоже не буду давать ему строгого определения. Достаточно сказать, что это те программы, которые ученик может использовать в учебном процессе.

Но обучающие программы вообще и обучающие программы Перспективной Школы – это несколько различные понятия. Будем считать обучающую программу совместимой с Перспективной Школой, если она:
- по учетному имени и паролю распознает ученика и может прочитать его индивидуальный образовательный профиль;
- подстраивает свою работу под параметры индивидуального образовательного профиля ученика;
- сохраняет результаты работы ученика не только в своем формате, но и в формате Перспективной Школы (то есть, в индивидуальный образовательный профиль).

Обучающие программы могут относиться к разным категориям. Это могут быть учебные тренажеры, тестовые системы, интерактивные учебные модели, обучающие игры. Главное, что обучающая программа Перспективной Школы должна знать, кто с ней работает, учитывать это и сохранять результаты в понятном всем другим программам формате.

В идеале любое учебное действие ученика на компьютере должно "оставлять следы" в школьной базе данных. Поработал ученик с тренажером устного счета – теперь все другие обучающие программы знают, что таблицу умножения данный ученик освоил. Соответственно, предлагать работать с ней еще раз не будут.

Однако в реальной жизни идеал чаще всего недостижим. Поэтому, при внедрении Перспективной Школы ни в коем случае не следует ограничиваться только обучающими программами, с ней совместимыми. Во-первых, существует множество замечательных программ, которые с ней, скорее всего, никогда не будут совместимы. В большинстве случаев это программы для индивидуального использования, в которых нет совсем, или есть очень ограниченная система сохранения результатов. Такие программы, безусловно, не следует забывать, среди них есть просто жемчужины! Но следует помнить, что системного результата, по крайней мере, при использовании в школьном компьютерном классе, с их помощью не получишь. Из таких программ следует составить школьную медиатеку. Доступ к ней в первую очередь нужно предоставить ученикам средних и старших классов и учителям.

Очень внимательно следует относиться к выбору обучающих программ, которые имеют сетевые версии и предлагают сохранять результаты работы. Если программа не совместима с Перспективной Школой, возникнут некоторые проблемы. Во-первых, нужно вести еще один список учеников. Во-вторых, результаты работы будут выключены из общей системы мониторинга. Конечно, если программа предлагает эксклюзивный учебный материал или имеет уникальные функциональные возможности – это одно дело. Если же программа решает достаточно распространенную задачу, и в Перспективной Школе есть или в ближайшем будущем появится аналог – тогда, на мой взгляд, лучше подождать.

Обучающие программы Перспективной Школы устанавливаются на сервере и работают в многопользовательском сетевом режиме. Ответственность за их подбор возлагается на Координатора, за установку и настройку – на Администратора. Осваивают обучающие программы пользователи самостоятельно, при минимальной помощи Консультантов.

Учебные курсы

Как уже говорилось, логика, продолжительность и последовательность прохождения учебного материала определяется учебной программой. Конкретное содержание определяется учебными материалами. Учебный курс – это структура, которая связывает в единое целое учебную программу и учебные материалы. Учебный курс состоит из учебных занятий. За каждым учебным занятием закрепляется комплекс учебных элементов, учебных фрагментов и учебных заданий.

В любой точке учебного курса можно оценить качественные показатели усвоения учебного материала. Можно сравнить их с количественными показателями, то есть с отметками. Приведу пример. По результатам четверти, когда закончилось прохождение крупной темы, учитель поставил ученику 5. К этому времени для ученика должна быть полностью сформирована карта пробелов в знаниях и умениях. Сравнение такой карты и выставленной отметки – уникальный мониторинговый инструмент, с его помощью можно выходить на целую систему методических выводов. Анализ и оценка пробелов в знаниях большого числа учеников, может дать дополнительную пищу для размышлений. Можно выходить на коррекцию учебных программ, на оценку качества используемых учебников и учебных пособий.

Еще одна интересная возможность, которую стоит реализовать в данной технологии. С помощью цветов (зеленый – отлично, синий – хорошо, красный – плохо, серый - неизвестно) можно автоматически раскрашивать усвоение учебного курса конкретным учеником. Тогда учебные курсы можно использовать как своеобразные фильтры для интерпретации готовности ученика по разным программам обучения. Загружается учебный курс, например, для повышенного уровня обучения. Несмотря на то, что ученик работал совсем с другим курсом, автоматически получится картина его готовности к работе на повышенном уровне.

Ученик, пройдя обучение по конкретному учебному курсу, сможет выявлять проблемы, которые у него возникнут, если экзамены будут по другим правилам. Применил в качестве такого фильтра учебный курс МГУ – готова индивидуальная программа подготовки на 80 часов, применил курс МИФИ – готова программа на 70 часов, и т.д.

Индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения – одна из главных задач модернизации системы образования на современном этапе. Это правильно и соответствует велению времени, вот только, к сожалению, с этим понятием часто происходят две неприятные вещи.

Первую в логике называют "подмена понятий". В этом случае разговор об индивидуализации обучения плавно переводят в плоскость его профилизации. И как-то само собой получается, что вся индивидуализация сводится к возможности ученика выбрать комплекс учебных предметов и уровень их изучения. Такой комплект предметов соответствует некоторому учебному профилю: математическому, юридическому, филологическому, и т.п. В одном случае на математику отводят 8 часов, в другом – 5, в третьем – вообще 3. Это, конечно, тоже показатель индивидуализации обучения, но, на мой взгляд, далеко не самый главный.

Вторую ситуацию лучше всего характеризует бытовой термин "забалтывание". Забалтывать суть индивидуализации обучения проще простого. Побольше научных терминов и педагогической риторики, примеров разноуровневых заданий, групповых и индивидуальных форм проведения урока, авторских планов и программ факультативных занятий.

Мне же кажется, что суть индивидуализации обучения проста и укладывается в три основных принципа:
- ученик должен изучать и осваивать только тот учебный материал и только на том уровне, которые достаточны с точки зрения его учебных потребностей (при безусловном обеспечении общепризнанного минимального уровня развития, культуры, эрудиции);
- ученик должен постоянно работать с учебным материалом в зоне ближайшего развития, добиваясь минимизации своих интеллектуальных и временных затрат, обеспечивая гарантированный учебный и максимальный развивающий эффект;
- при выборе форм организации учебной работы должны учитываться психофизические особенности ученика, его интеллектуальные способности (кто-то плохо воспринимает информацию на слух, зато сразу схватывает и запоминает графические схемы; кому-то нужно все разложить по полочкам, а кто-то как рыба в воде купается в проблемных ситуациях).

Однако постоянно и систематически следовать данным принципам на деле очень и очень не просто. Скажу более: без постоянного и систематического использования информационных технологий практически невозможно.

Для реализации индивидуальных подходов к обучению в Перспективной Школе в индивидуальном профиле ученика вводятся пять показателей:
- потенциал ученика по данному предмету (т.е. та отметка, которую ученик может получить при рекомендованных временных затратах);
- заказ семьи по предмету (т.е. та отметка, которая осознанно устраивает ученика и его родителей);
- самооценка ученика (т.е. та отметка, которую бы ученик выставил себе сам);
- отметка, которую по итогам прохождения учебного материала поставил учитель;
- отметка, которую выставляет экспертная компьютерная система по результатам анализа усвоения всех необходимых знаний и умений.

Адекватное определение первого показателя – совместная забота учителя-предметника и школьного психолога. Это очень щепетильный показатель, поэтому он не должен стать клеймом для ученика. Очень важно также всегда соотносить его с временными затратами. В принципе, можно добиться, что хорошую отметку может получить практически любой ученик. Но стоит ли добиваться пятерки по математике, если для этого нужно ежедневно четыре часа заниматься с репетитором? Есть в бизнесе один принцип: компания должна в первую очередь развивать свои сильные стороны, а слабые подтягивать до минимально необходимого уровня. Как мне кажется, он вполне применим для обучения.

В соответствии с заказом семьи и с учетом действующих учебных программ формируется индивидуальная учебная программа. Она определяет тот комплект учебных материалов, который должен освоить ученик. На основе индивидуальной учебной программы с учетом особенностей и возможностей ученика формируется индивидуальная образовательная траектория. Она определяет не только что и в какой последовательности изучать и осваивать, но и как это делать.

Самооценка ученика – очень важный показатель, с помощью которого можно выявлять системные проблемы в обучении. Ее следует использовать в корреляции с двумя последними показателями. Ученик считает, что знает на "пять", а учитель и компьютер ставят ему то "три", то "четыре". Данная ситуация почти гарантировано свидетельствует о завышенной самооценке. Ученик считает, что знает материал на "четыре", а результаты проверочных работ в подавляющем большинстве случаев – твердые "пятерки". Скорее всего, у ученика заниженная самооценка. В обоих случаях желательно вмешательство психологической службы. Корреляционный анализ трех последних показателей позволит также выявлять необъективность учителей при выставлении отметок.

Полностью индивидуализированного обучения невозможно добиться в рамках традиционной классно-урочной системы. Поэтому я присоединяюсь к тем ученым педагогам и социологам, которые считают, что традиционная модель организации учебного процесса постепенно отмирает. Как я уже говорил в первой главе, это процесс небыстрый, но неизбежный.

Логика на уроках

Есть один парадокс, который я не могу объяснить. Ученик за время учебы в школе изучает (запоминает) несколько сотен определений. При этом единицы могут определение проанализировать и указать в нем логические ошибки. "Корень – это то, что в слове не изменяется", – говорит ученик, и половина учителей его не поправляют. Буквоеды требуют повторить: "Корень – это неизменяемая часть слова". И отметку не снижают. А ведь совершена грубейшая логическая ошибка: не указан родовой признак (часть слова). Поэтому ученик продолжает выдавать шедевры, способные повергнуть в ужас преподавателей логики в гимназиях XIX века. Сложение – это когда два числа складываются (тут еще и тавтология приблудилась). Прилагательное – это признак предмета. Корень растения – это то, что в земле. Планета – это когда вращается вокруг звезды. Треугольник – это если три угла и три стороны. И т.д. и т.п. При этом многие учителя гордятся тем, что они не воспитывают зубрил. Я же суть спрашиваю, говорят они. Но на самом деле, воспитывают людей, не умеющих четко формулировать свои мысли.

Казалось бы, чего проще. Нужно объяснить ученику правило, по которому строятся классические определения. Потом потренировать на бытовых примерах. Привести примеры из предметных областей. И впоследствии систематически требовать ясности и однозначности формулировок. Кресло – это мебель (родовой признак), на которой сидят (первый видовой признак), которая состоит из мягких частей (второй видовой признак). Первый видовой признак объединяет ее со стулом, но отличает от шкафа. Второй – отличает от стула, но объединяет с диваном. Приведите пару десятков подобных примеров ученикам начальной школы, потом дайте им потренироваться. И они уже никогда не скажут: роман – это когда много страниц.

Двенадцать лет назад, работая в школе учителем математики, я параллельно по собственной авторской программе вел логику для учеников 2-4 классов. Дети 7-9 лет быстро учились отличать существенные признаки от несущественных; классифицировать разные объекты, в том числе по разным основаниям; находить противоречия в умозаключениях. Некоторые ученики 4 класса понимали суть доказательства от противного лучше выпускников. Но было одно "но".

Логика, которая не стала важным компонентом в обучении конкретным предметам, пользы приносит мало. Предположим ученик изучал логику в начальной школе и легко и точно давал определения понятиям "автомобиль", "хижина", "охотник" и многим другим. Затем на протяжении семи лет по большинству предметов определения его заставляли учить наизусть. Вывод, который он может сделать из такого обучения: логика – это игра, а знания нужно запоминать.

На мой взгляд базовые понятия логики на бытовом уровне должны вводиться в начальной школе, а затем красной нитью проходить через все учебные предметы. Начинать изучать логику в старшей школе практически бессмысленно. Ученикам нужные не формальные знания, что такое определение и по каким правилам его строить. Им нужны устойчивые практические навыки давать правильные определения самым замысловатым понятиям. А такие умения и навыки, как считают психологи, формируются к 14-16 годам. Может быть, именно поэтому так тяжело эту простую идею воспринимают учителя.

Решение подобной задачи должны взять на себя обучающие программы, входящие в Перспективную Школу. Любой учебный материал, с которым они оперируют, должен иметь интерфейсы и режимы работы, в полном объеме эксплуатирующие логические правила и законы.

Семантические связи

Появление компьютеров, а потом Интернета перевернуло существующие представления о поиске нужной информации. Однако, все чаще говорят о том, что нынешний Интернет – информационная "мусорная свалка". На ней можно найти "информационные жемчужины", но это не так-то просто сделать.

Поиск по совпадению слов и словосочетаний признается экспертами несовершенным. На некоторые информационные запросы он не может дать ответ в принципе. Попробуйте, например, найти в Интернете ответ на вопрос: "Какие русские писатели в своих произведениях писали о Наполеоне?" При помощи стандартных поисковых машин на этот вопрос можно получить более-менее полный ответ только после серьезной исследовательской работы, которая займет не один час.

Грамотный читатель скажет, что если обратиться к библиотечным базам данных, ответ можно получить значительно быстрее. Это так. А вот сможет ли ответить база данных, организованная традиционным способом, на такой вопрос. Какие русские писатели в своих произведениях описывали жизнь значимых участников битвы при Бородино? Для этого должны использоваться семантические связи и отношения между информационными объектами. По сути, речь идет о более продвинутых способах организации информации – о базах знаний.

Приведу небольшой пример, показывающий, как организованы базы знаний с семантическими связями. У нас есть два объекта: человек и событие. И есть семантические отношения между ними: быть участником события, быть свидетелем события, быть описателем события. Наполеон и Ватерлоо связываются отношением "быть участником". Лев Толстой и Бородино связываются отношением "быть описателем". Лермонтов и Бородино связывается сразу двумя отношениями: "быть свидетелем" и "быть описателем". Введем еще один объект: место. С человеком он связан отношениями "родиться в", "бывать в". С событием место связано отношением "происходить в/на". Такая система легко найдет всех русских писателей, которые писали об участниках Бородино. При этом выделит тех, кто одновременно сам был еще участником или свидетелем этой битвы.

Еще одно преимущество баз знаний, основанных на семантических связях и отношениях. Предположим, ученик пишет реферат о битве при Бородино. Его интересует все: произведения, в которых битва описана; их авторы и персонажи; другие события, в которых участвовали значимые участники; места, с которыми они связаны. В базе знаний достаточно задать точку входа (битва при Бородино), указать типы объектов и глубину поиска. В результате в одном структурированном списке пользователь получит людей, произведения, события, места.

Интеграция знаний

Есть такая мудрая поговорка: "Образование – это то, что остается у человека после того, как все забыто". Психологи сказали бы так: "Только знания, находящиеся в долгосрочной памяти, имеют для человека ценность". Поэтому важнейшей задачей обучения можно считать перевод знаний и умений из краткосрочной в долгосрочную память ученика.

На практике по многим предметам перевода учебного материала в долгосрочную память практически не происходит. В первую очередь, речь идет о предметах, которые имеют низкую степень связанности учебного материала. Например, при изучении истории, биологии, географии, литературы ученику редко приходится опираться на учебный материал, пройденный несколько месяцев назад. А материал, который изучался два-три года назад, вспоминается в исключительных случаях. Поэтому для таких предметов постепенное забывание, казалось, накрепко выученного учебного материала, является нормой. В отличии, скажем, от математики, где ученик 10-го класса ежедневно вынужден демонстрировать владение навыками, полученными в первом и втором классах. Или в отличие от русского языка, где ежедневно приходится писать безударные гласные, мягкий знак в окончаниях глаголов и знаки препинания в сложных предложениях.

В долгосрочной памяти значительно лучше и дольше сохраняются систематизированные, взаимоувязанные знания и умения. Отдельные факты, если о них периодически не напоминать, вылетают из головы довольно быстро. Поэтому основным способом, с помощью которого можно добиться прочности знаний, является их интеграция в целостную картину, достаточно полную и непротиворечивую.

Традиционные формы представления учебного материала (книги, схемы, изображения, видеофильмы) в принципе не могут обеспечить автоматическую связанность учебного материала. Способные ученики могут в процессе учебы эту связанность выявлять и фиксировать самостоятельно. Но и для них многие семантические отношения между различными понятиями, явлениями, событиями остаются за пределами внимания. Если электронные средства обучения лишь воспроизводят в цифровом формате традиционные учебные материалы, они также не помогут решать данную проблему.

Выше я уже писал о подходах к структурированию учебного материала на основе семантических отношений. Именно такой путь представляется наиболее перспективным для формирования целостной картины, включающей интегрированные знания и умения из разных предметных областей.

Для разных предметов эта модель будет реализована по-разному. В математике для учебного материала основополагающими, скорее всего, будут связи преемственности. Чтобы решать квадратные уравнения, нужно уметь вычислять квадратные корни, а для этого нужно хорошо выполнять операцию умножения, что, в свою очередь, предполагает знание таблицы умножения. В истории, скорее всего, важную роль будут играть сравнительные связи (связи по аналогии) между однотипными явлениями, событиями, понятиями. Качественно проведенный сравнительный анализ татаро-монгольского нашествия, Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны наверняка переведет ключевые события и трактовки этих трех войн в долгосрочную память ученика.

Распределенное обучение

Из всего вышесказанного вытекает важный вывод. Для получения устойчивых системных результатов необходимо, чтобы на каждого ученика был как минимум один компьютер. Это утверждение можно назвать фантастическим, если забыть про компьютеры домашние. Мы же про них забывать не будем.

Рассмотрим модель организации учебного процесса, при которой использование электронных средств обучения в самостоятельной работе должно стать таким же привычным делом, как и использование ручки и учебника.

Выше упоминалось про апробацию технологии диагностики и коррекции пробелов в знаниях. По ее результатам было сделано два вывода. Первый: при системном использовании технология дает гарантированное улучшение учебных результатов и успеваемости. Второй: системное использование для всех учащихся невозможно, так как в обозримом будущем соответствующей компьютерной базы не будет. Тогда впервые и появилась идея распределения учебной деятельности между школьными и домашними компьютерами. Было решено диагностику проводить в школе, а коррекцию – дома.

К сожалению, широкого распространения данная организационная модель не получила. Причин, наверное, много, объективных и субъективных. Я считаю, что главных причин две. Во-первых, структурирование учебного материала, хотя и имело зачатки семантических связей между разными учебными элементами, все-таки носило примитивный характер. Это не позволяло в полном объеме решать стоящие перед учениками учебные задачи. Во-вторых, недостатки в согласовании результатов работы ученика дома и в школе создавали большие сложности для пользователей. Изначально это предусмотрено не было, поэтому программное обеспечение пришлось переделывать задним числом. В полном объеме все идеи реализовать не получилось.

В Перспективной Школе этому аспекту изначально следует уделить самое пристальное внимание. Информационная учебная среда на школьном сервере и ее аналог на домашнем компьютере ученика должны практически полностью совпадать. Естественно, для их согласования необходимо взаимодействие домашнего компьютера и школьного сервера. Сегодня, когда движение под лозунгом "Домашнюю сеть в каждый дом!" набирает обороты, для продвинутой школы и среднестатистической семьи – это решаемая проблема.

Как же добиться, чтобы обучающие программы стали повседневным инструментом учебной деятельности? Во-первых, следует открыто признать, что большинство учеников по собственной инициативе работать с обучающими программами не будут. Они найдут занятие поинтереснее. Во-вторых, нужно уровнять в правах результаты работы на домашнем компьютере и выполнение домашнего задания в тетради. Пока это сделано не будет, от ученика нельзя требовать систематической работы с обучающими программами.

Должна быть реализована простая система контроля за ходом и результатами работы ученика на домашнем компьютере. Возможность такого контроля должна быть и для учителя, и для родителя. При этом среднестатистический родитель готов тратить на контроль за домашними заданиями своего ребенка не более 5 минут в день при минимуме интеллектуальных усилий.

В основе распределенного обучения лежит индивидуальный образовательный профиль ученика. Он формируется постоянно и систематически по результатам работы ученика с различными обучающими программами. В первую очередь используются тестовые программы для диагностики пробелов в знаниях, программы для осуществления всех видов контроля, в том числе при помощи технологий скоростной обработки печатных бланков. На этой основе строится индивидуальная образовательная траектория. Автоматизированная система индивидуального консультирования в любой момент времени предлагает ученику те учебные материалы и задания, которые наиболее подходят с учетом поставленных учебных целей.

Любая работа ученика с обучающими программами, где бы это не происходило (в школе, дома, на центральном сервере) должна оставлять след в его индивидуальном образовательном профиле. Результаты работы в разных местах должны постоянно и технологически просто согласовываваться. Индивидуальный образовательный профиль не должен различаться в разных обучающих системах.

В этом случае ученик:
- придя домой, сможет получить индивидуальное домашнее задание, основанное на результатах последней проверочной работы, которая проводилась в школе;
- придя в школу, сможет получить те учебные задания, которые будут учитывать выполненную дома работу;
- посетив центральный сервер, пройдет независимое тестирование, учитывающее его индивидуальный профиль (который, после прохождения независимого тестирования может сильно измениться).

В этом случае учитель:
- сможет автоматизировать выдачу индивидуальных домашних заданий;
- сможет учитывать результаты работы дома в учебном планировании, автоматически подбирать наиболее подходящие учебные задания для групп учеников и отдельных учеников;
- сможет сверять выставленные отметки и иные полученные результаты с результатами независимого тестирования.

Для администрации и родителей важно одно и то же. Возможность убедиться в объективности выставленных отметок и иных полученных учебных результатов, их соответствии поставленным учебным целям.

Стабильное и эффективное распределенное обучение – это венец организационных усилий всего педагогического коллектива на уровне Мечта*****. Это такое конкурентное преимущество, которое сделает Вашу школу лидером не только в информатизации. Дипломы предметных олимпиад, высокие результаты поступления в ведущие вузы – далеко не полный перечень того, что обеспечит распределенное обучение.

Несколько проблем

Если проведено серьезное и систематическое внедрение информационных технологий в учебный процесс, администрация школы вправе ожидать, что повысится качество обучения. Выразиться это должно, в первую очередь, в повышении итоговых отметок. И здесь есть две опасности, которые должны стать объектом внимания для руководства школы.

Первая заключается в том, что среднестатистический учитель неохотно меняет свою оценку знаний ученика. Кто работал в школе, сталкивался с такой позицией своих коллег: "Ну не знает Иванов на пять, хоть режьте!" Опытный учитель в таких ситуациях ошибается редко и в обычных условиях легко отстаивает свою позицию. В условиях комплексной информатизации учебного процесса такие интуитивные оценки знаний и умений ученика должны быть сведены к минимуму. Инструментов, способных объективно отследить подобные случаи, Перспективна Школа предоставляет достаточно. Главное для руководителя, научиться пользоваться ими самому и приучить пользоваться своих коллег.

Вторая опасность обратная. Предположим, Вы зарядили коллектив установкой, что на данном этапе успеваемость должна обязательно улучшиться. В этом случае существует вероятность, что учителя начнут "подгонять" под нее результаты. В Перспективной Школе достаточно инструментов для объективного отслеживания и таких отклонений.

Резюме

Повышение качества образования – вот главная цель модернизации учебного процесса. В ее основе лежит индивидуализация обучения, позволяющая достигать заявленных результатов с минимальными усилиями.

Организационная работа нацелена на создание новой модели учебного процесса. В ее основе интеграция школьных и домашних компьютерных ресурсов. Название модели – распределенное обучение.

В основе новой модели учебного процесса лежат учебные материалы, учебные результаты, обучающие программы и учебные курсы. Все они образуют единую информационную структуру, в которой элементы связаны между собой смысловыми (семантическими) отношениями. Такая организация существенно повышает возможности и качество поиска, отбора и анализа информации.

На разных этапах учебной деятельности действуют разные схемы использования информационных технологий. Умелое сочетание разных обучающих программ позволяет повысить их эффективность. Экспертные алгоритмы на основе индивидуального образовательного профиля формируют индивидуальные образовательные траектории.

Учебные проекты, учебные коммуникации – это способы повысить результативность учебного процесса. Достигается это за счет развития креативных и коммуникативных способностей учеников, за счет формирования командного духа и навыков коллективной работы.

Стабильное и эффективное распределенное обучение – это венец организационных усилий всего педагогического коллектива. У всех дома есть компьютеры, и все домашние компьютеры включены в учебный процесс. Такая школа имеет неограниченные компьютерные ресурсы и неоспоримые конкурентные преимущества.

Глава 12. Комплексная информатизация региона