На главнуюНаши публикации. Глава 12. Комплексная информатизация региона

Глава 12. Комплексная информатизация региона

  Статистика знает все. …
От статистики не скроешься никуда. Она имеет точные сведения не только о количестве зубных врачей, колбасных изделий, шприцев, дворников, кинорежиссеров, проституток, соломенных крыш, вдов, извозчиков и колоколов, но даже знает, сколько в стране статистиков.
И одного она не знает.
Не знает она, сколько в СССР стульев.
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев"

Лидеры информатизации

Система образования – многоуровневая, иерархически организованная структура. На постсоветском пространстве типовая иерархия следующая: страна – регион (область, край, столица или крупный отдельный город) – район – учреждение образования. Областные центры и крупные города, имеющие в свою очередь деление на районы, добавляют в иерархию еще один уровень.

Комплексная информатизация региона затрагивает интересы многих структур. Органов управления образованием, институтов повышения квалификации, ведущих ВУЗов региона, региональных центров информатизации, ведущих поставщиков информационно-коммуникационных продуктов и услуг в регионе. Очень часто эти интересы пересекаются, указанные структуры вступают друг с другом в скрытые и явные противоречия. Одновременно сразу две-три структуры могут претендовать на роль лидера региональной информатизации. Понятно, что по статусу определяющую роль играет региональный орган управления образованием. По вопросам информатизации он может занять одну из трех позиций: конформистскую, диктаторскую или консолидирующую.

Первая позиция предполагает, что разным региональным структурам дается карт-бланш на работу в определенном направлении. Например, центр информатизации отвечает за развитие телекоммуникационной инфраструктуры и закупку техники. Институт повышения квалификации за подготовку кадров и закупку программного обеспечения. Региональный педагогический ВУЗ за научно-методическое и учебно-методическое сопровождение процессов информатизации. Сам региональный орган управления образованием контролирует региональный бюджет, распределяя средства между направлениями, в первую очередь, основываясь на лоббистских возможностях соответствующих структур. При этом по обоюдному согласию стороны не вмешиваются в компетенцию друг друга, даже в тех случаях, когда это необходимо. При таком подходе согласование позиций не происходит вовсе или происходит в исключительных случаях. Учреждения образования и органы управления образованием районов и городов постоянно фрондируют, прокладывая в информатизации собственный путь.

Вторая позиция предполагает, что административным путем одной из структур делегируются практически все властные полномочия в области информатизации. Таким главным центром влияния может выступить структурное подразделение регионального органа управления (например, отдел развития, модернизации и информатизации системы образования). Второй вариант – центром влияния становится самостоятельная региональная структура, например, региональный центр информатизации. Результаты информатизации сильно зависят от профессиональной компетенции, личных и профессиональных интересов, порядочности руководителей и ведущих экспертов главного центра влияния. Чаще всего огромные финансовые средства тратятся на однобокие закупки безусловно полезных вещей. Например, вся информатизация – это закупка компьютерных классов у ведущего регионального поставщика "железа". В худшем случае – значительные средства выделяются на удовлетворение чьих-то амбиций или сомнительных пристрастий. Или просто тратятся по принципу "от чего откат больше, то и будем закупать". В лучшем случае – у лидеров центра влияния хватает мудрости постепенно сформировать у руководства региона третью позицию.

Третья позиция единственно возможная, если региональный орган управления образованием серьезно "заряжен" на конечный результат. Суть ее в том, что в единую команду консолидируются ведущие игроки на информационном образовательном рынке региона. Понятно, что соблюсти все интересы, сгладить все противоречия и включить в команду абсолютно игроков всех невозможно. Поэтому региональный орган управления образованием по каждому направлению должен выбрать для себя стратегических партнеров. Перед ними должны быть поставлены достаточно жесткие условия интеграции с другими партнерами по направлению, а также с лидерами других направлений. Наилучшая организационная модель – реально действующий региональный координационный совет по информатизации. Во главе совета должен встать главный руководитель региональной системы образования или его первый заместитель. В совет должны войти лидеры или представители всех стратегических партнеров, руководители, ответственные за основные сферы деятельности образования, финансисты системы образования. Основная задача совета – определить сбалансированную стратегию и тактику комплексной информатизации. Наилучшая форма работы – конкретные проекты, с четким началом и сроком реализации, целями, задачами и показателями результативности.

Участники информатизации

Основные участники комплексной информатизации региональной системы образования – городские и районные отделы образования, учебные заведения. К последним относятся общеобразовательные, профессионально-технические, средние специальные, внешкольные и на последних этапах дошкольные усреждения.

Я постоянно подчеркиваю, что комплексная информатизация – кропотливая систематическая работа. Вести ее с одинаковой интенсивностью по всем направлениям, на всех территориях, во всех учреждениях невозможно. Это неизбежно кончится провалом, так как ответственные исполнители просто захлебнутся в текучке. Поэтому необходимо соблюдать принцип последовательности. Напомню, что он предполагает реализацию опережающих пилотных проектов. Такие проекты позволяют адаптировать те или иные разработки к условиям массового использования.

Таким образом, в регионе необходимо официально узаконить статус пилотных (опорных, инновационных) площадок по комплексной информатизации. Такой статус должны получит две-три территории региона, желательно разного типа. Например, сельский район, район регионального центра, город областного подчинения.

Каждая территория должна создать у себя две-три пилотные площадки на базе учреждений образования. Одна из них обязательно должна носить статус площадки по комплексной информатизации. Работа в такой школе должна вестись системно по всем направлениям, с использованием самых передовых технологических решений. Другие пилотные площадки могут развивать на своей базе конкретное направления, прорабатывая его с максимальной тщательностью и глубиной. Это может быть, например, площадка, которая специализируется на информационном образовании учащихся. Или площадка, развивающая дистанционное обучение. Или площадка, активно внедряющая информационные технологии в деятельность психологической службы.

Главные задачи пилотных площадок – апробация новых перспективных решений, помощь в последующем вводе в массовую практику тех решений, которые подтвердили свою эффективность. На базе пилотных районов и городов должны постоянно проводиться семинары для других территорий региона. На базе пилотной площадки района по комплексной информатизации должны работать постоянные курсы для других школ данного района. Специализированные пилотные площадки могут работать как на район, так и на весь регион.

Среди остальных участников комплексной информатизации неизбежно произойдет расслоение на лидеров, середнячков и отстающих. Будут районы и школы, желающие догнать и перегнать пилотные площадки. Будут добросовестные исполнители, не желающие высовываться, но готовые добиваться целей, поставленных руководством региона. Будут отстающие районы и отдельные школы (в том числе и в пилотных районах!), которые приведут массу причин, объясняя свою неисполнительность и неповоротливость. Серьезно бороться с третьей категорией нужно начинать тогда, когда к числу лидеров можно будет причислить 20% территорий (школ). До этого лучше акцентировать внимание и усилия на успешных территориях (школах), заботливо выращивая их из середнячков.

Электронная почта

Ни одна современная организация не может сегодня обойтись без эффективных коммуникаций. В мире сегодня более 40 млн. организаций. Ежедневно они отправляют около 1 миллиарда деловых писем и факсов, делают более 3 миллиардов деловых телефонных звонков. Электронная почта сегодня становится одним из важнейших инструментов, с помощью которого люди решают свои коммуникационные потребности.

Перечислим основные проблемы, с которыми сталкиваются все организации, независимо от форм собственности и сфер деятельности:
- объем необходимой информации расширяется;
- решаемые задачи усложняются;
- оперативность принятия решений возрастает;
- ответственность за принятие решений увеличивается.

Данные проблемы усугубляются, если речь идет о территориально распределенных организациях, к числу которых относится и региональная система образования. Наилучший выход: создать эффективную корпоративную систему электронных коммуникаций, стержнем которой должна стать единая система электронной почты.

Электронная почта имеет следующие преимущества:
- передача информации занимает мало времени;
- передавать информацию в электронном виде гораздо удобнее;
- можно передавать различные виды данных (тексты, диаграммы, базы данных, фотографии).

Подходов к созданию региональной системы электронной почты два: простой и правильный. Первый подход заключается в том, что всем структурам системы образования предлагается открыть электронные почтовые ящики на бесплатных серверах. В рамках второго подхода создается единая система электронной почты с собственным почтовым сервером.

Первый подход можно рассматривать лишь в качестве временной меры. Аргументов много, но приведу один. По мере создания корпоративной среды региональной системы образования доступ к внутренним информационным ресурсам становится практически бесплатным, так как внешние каналы сети Интернет не задействуются. Электронные ящики на бесплатных серверах действительно ничего не стоят, но вот получить доступ к ним можно только через сеть Интернет. А это, естественно, означает дополнительные расходы. При систематическом обмене информацией между структурами системы образования экономия может быть очень существенной.

Единая система электронной почты имеет следующие дополнительные преимущества:
- оперативную, качественную связь с гарантией доставки информации;
- качественную техническую поддержку, гарантии работоспособности электронных почтовых ящиков (чего нет у бесплатных почтовых служб);
- гарантии конфиденциальности содержания электронных писем;
- единую систему почтовых адресов (это и удобство, и имидж).

Важнейшим аргументом является именно гарантия оперативной доставки информации. Представьте себе, что региональный орган управления образования разослал всем районным отделам образования приглашение на региональное мероприятие. Если гарантии доставки нет, то любой сотрудник может списывать на плохую работу почты свое нежелание или неумение выполнять распоряжения вышестоящих инстанций.

Походы к сайтостроению

Образовательные Интернет-ресурсы (сайты) региона можно развивать следующими способами:
- административно-стихийным, когда всем структурам вменяется в короткие сроки любыми способами создать свои сайты;
- творчески-стихийным, когда каждая структура создает свой сайт когда захочет, как захочет и у кого захочет, а руководство стимулирует лучших;
- административно-планомерным, когда внедряются единые подходы к созданию и использованию сайтов, оставляющие широкий простор для индивидуального творчества.

Наиболее пагубным для дела является первый подход (административно-стихийный). Структуры, не имеющие финансовых средств или квалифицированных исполнителей, под давлением выполнят работу дилетантскими методами. В результате:
- сайты будут низкого технологического и дизайнерского уровня;
- через год-два их некому будет сопровождать и развивать (подневольные энтузиасты, которые их делали, уйдут);
- на большинстве сайтов никто не будет обновлять информацию, и они останутся не более чем статичными "визитками", мало кому интересными.

В результате хорошая идея через год-два будет просто дискредитирована.

Наиболее широко распространен сейчас творчески-стихийный подход. У него много достоинств, но для комплексной информатизации он все-таки не подходит. Главные ограничения, которые неустранимы в стихийном подходе:
- невозможно комплексное использование современных технологических решений, которые во много раз повышают привлекательность как отдельных сайтов, так и их сообществ;
- в перспективе невозможно технологически интегрировать внутренние ресурсы учреждений образования и внешние официальные сайты;
- медленное вхождение в региональное информационное образовательное пространство всех образовательных структур (школьные сайты остаются пока уделом немногочисленных энтузиастов);
- наличие слабо защищенных сайтов, содержащих конфиденциальную информацию (будет практически невозможно своевременно предупреждать возможные конфликты по этому поводу между родителями и школами);
- возможность долговременного присутствия в сети Интернет сайтов, испорченных юными хакерами.

Наилучшее решение для региона, сознательно выбравшего комплексную информатизацию, третий подход: административно-планомерный.

Сообщества сайтов

Для реализации административно-планомерного подхода необходимо иметь специальную технологию для создания сайтов. Такая технология должна позволять быстро создавать качественные сайты и объединять их в иерархически организованные виртуальные сообщества.

Иерархический принцип позволяет адекватно представить в виртуальном пространстве те организации, которые имеют строгую систему подчиненности. Например, Интернет-портал регионального органа управления образования, которому подчиняются сайты районных отделов образования, которым, в свою очередь, подчиняются сайты учреждений образования. Подчинение понимается в том смысле, что информация вышестоящих сайтов может автоматически размещаться на всех подчиненных сайтах.

Хранение сайтов в одной базе данных на одном сервере позволяет существенно расширить возможности обработки, анализа и применения информации. При этом сохраняется полная уникальность каждого сайта.

Единый Web-интерфейс позволит редакторам всех сайтов использовать одинаковые инструменты. Во-первых, эти инструменты достаточно мощные для того, чтобы полностью определять структуру, дизайн и содержание сайта. Во-вторых, Web-интерфейс быстро и легко осваивается любым пользователем, имеющим базовые навыки работы на компьютере. В-третьих, он позволяет полностью управлять сайтом с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Создавать региональное сообщество образовательных сайтов следует поэтапно. На первом этапе это могут быть сайты районных отделов образования и пилотных учебных заведений. Постепенно, за несколько лет, в региональное сообщество сайтов могут войти сайты других учреждений, тематические сайты (предметные, методические, развлекательные), персональные сайты преподавателей и учащихся.

У регионального сообщества образовательных сайтов есть массовый потребитель. Практически все жители имеют к нему прямое отношение (учителя, ученики, родители, бабушки и дедушки, братья и сестры). Сообщество сайтов должно тесно интегрироваться с другими информационными системами. Вместе они закладывают фундамент для создания регионального информационного образовательного пространства.

Почему я говорю не об образовательных порталах, очень модных сегодня? Почему вводится понятие сообщества образовательных сайтов? Причины следующие.

1. Практика показывает, что массового потребителя образовательных услуг (учеников и родителей) в первую очередь интересует информация того учреждения, где учится ребенок. Поэтому сайт школы должен стать тем местом, через которое ученики и родители входят в образовательный Интернет. Ученики и родители должны посещать его регулярно, находя там всю интересующую их информацию образовательного назначения или соответствующие ссылки на такую информацию, а также информацию о жизни своего района и региона. Через сайт школы при необходимости пользователи должны быстро получить доступ к образовательным порталам. Предлагаемый подход позволяет в полной мере добиться этой цели.

2. Предположим, органы власти региона или района хотят провести действительно массовый опрос общественного мнения. Предлагаемый подход позволяет автоматически опубликовать опрос на всех образовательных сайтах, а статистику собрать и обработать централизовано. При таком подходе аудитория участников государственных опросов увеличивается в сотни раз.

3. Предположим, органы власти региона или района хотят донести свою информацию до массового пользователя. Предлагаемый подход позволяет автоматически опубликовать эту информацию на всех образовательных сайтах. Аудитория потребителей официальной информации также увеличивается в сотни раз.

Электронные паспорта

Органам управления образования постоянно приходится собирать из подведомственных учреждений образования самую разнообразную информацию.

Сколько в наличии компьютеров? В каких школах есть профильные классы? Какое количество детей в каждой параллели имеют горячее питание? Сколько проведено мероприятий по пропаганде здорового образа жизни? Какой процент выпускников поступил в высшие учебные заведения? Какая часть из них поступила на бюджетную форму обучения, какая на платную?

В течение учебного года школе приходится отвечать на сотни таких вопросов. По каждому вопросу сведения всех учреждений образования нужно сводить в общие таблицы. Нужно подсчитывать итоговые суммы и средние показатели. Как можно решать такие задачи?

Первый вариант: сведения собираются в виде бумажных отчетов. Затем специалист отдела образования вручную с помощью калькулятора подсчитывает нужные итоговые показатели. Это трудоемко. Это несовременно. И самое главное – это приходится повторять вновь и вновь.

Второй вариант: сведения по электронной почте, на дискетах присылаются в произвольной электронной форме, чаще всего в виде документов MS Word. Это сокращает время доставки, может быть, даже облегчает подготовку итогового документа. Но в принципе, проблемы остаются, так как информация плохо структурирована и автоматической обработке не поддается.

Третий вариант: для каждого отчета создается простейшая электронная форма (например, в электронных таблицах MS Excel). Форма передается в учреждения образования, где ответственные исполнители ее заполняют. Потом все формы собираются в отделе образования и обрабатываются. Если электронная форма спроектирована грамотно, то обработка в основном выполняется автоматически. Это достаточно эффективный способ, но его сложно применять постоянно. Во-первых, хорошие формы с возможностью последующей обработки не так просто сделать. Во-вторых, постоянно "забрасывать" в школы электронные формы с гарантированной доставкой сложно организационно.

Перспективной представляется принципиально иная технология. Она должна быть основана на использовании электронных анкет (электронных паспортов), которые заполняются через Интернет. Результаты сразу попадают в сводную базу данных, где они становятся доступны всем заинтересованным специалистам. При этом способов обработки, анализа и визуализации собранных сведений может быть достаточно много.

Добавление новых электронных паспортов должно проводиться на региональном сервере. Поэтому рассылать их по школам не нужно. Ввод данных в анкету на двадцать показателей занимает не больше нескольких минут (сбор необходимых данных занимает значительно больше времени!). Если в районе не во всех населенных пунктах есть выход в Интернет, ввод собранных показателей можно выполнить в отделе образования или в другой школе, где выход в Интернет есть.

Система электронных паспортов – это лишь первый шаг. Ее удобно использовать для оперативного сбора новых показателей. Полноценную региональную образовательную информационно-аналитическую систему (РОИАС) можно построить только на основе интеграции данных, которые хранятся в базах данных учреждений образования.

Характеристика РОИАС

РОИАС – многоуровневая и многофункциональная распределенная система, включающая самостоятельные программные комплексы и информационные ресурсы образовательного назначения, предназначенная для комплексной информатизации управленческой и учебной деятельности. Одна из важнейших задач, которая должна решаться с помощью РОИАС, – управление качеством образования в регионе.

Качество образования – ключевое понятие для образовательных учреждений и систем. Оно объединяет в себе практически все аспекты их деятельности. Поэтому РОИАС должна предполагать внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности. В управленческую деятельность, в образовательный мониторинг, в учебно-воспитательный процесс, в повышение квалификации и педагогическое творчество, в дополнительное образование.

Многофункциональность системы на каждом уровне должна проявляться по-своему. Основной клеткой регионального образовательного организма является учреждение образования. Именно в его деятельности многофункциональность проявляется наиболее полно. Поэтому наиболее широкий спектр программных комплексов и информационных ресурсов должен быть предложен учреждениям образования.

В РОИАС можно выделить несколько основных подсистем.

Подсистема распространения информации (нормативно-правовой, организационно-распорядительной, научно-методической и учебно-методической информации). В ее основу должны быть положены специальным образом организованные и централизованно обновляемые информационные хранилища. Они должны использовать самые передовые технологии хранения, обработки и распространения информации. Центральным звеном этой подсистемы должен стать региональный образовательный портал. Подсистема должна своевременно обеспечивать всех участников образовательного процесса необходимой информацией.

Подсистема комплексного образовательного мониторинга. В ее основу должны быть положены единые механизмы, регламенты и инструменты распределенного сбора информации по всем учреждениям образования, ее последующую передачу в централизованные региональные хранилища данных. Подсистема должна охватывать все аспекты деятельности учреждений образования. Речь должна идти о мониторинге материально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения, о мониторинге контингента учащихся и результатах их учебной деятельности, о психологическом и социально-педагогическом мониторинге, о мониторинге состояния здоровья и физического развития учащихся. Должна обеспечиваться возможность корреляционного анализа по параметрам, относящимся к разным аспектам деятельности учреждений образования. Например, сравнительный анализ состояния здоровья и результатов учебной деятельности. Сбор и анализ официальной статистической информации (по форме ОШ-1 и другим) также должны войти в функционал данной подсистемы. Подсистема должна иметь гибкий инструментарий, позволяющий создавать, поддерживать и обновлять многоуровневую масштабируемую библиотеку отчетных форм. В подсистему должны войти программные комплексы, с помощью которых можно будет проводить предварительный выборочный мониторинг образовательных учреждений по новым, не прошедшим апробацию параметрам. Еще одной составной частью подсистемы должен стать программный инструментарий для проведения комплексных фронтальных проверок и углубленного изучения состояния образовательного процесса.

Подсистема информационного сопровождения кадровой работы. Главное ее назначение – оптимизация работы по повышению квалификации и подготовки кадров. Кроме этого она должна обеспечивать обобщение и распространение передового педагогического опыта, накопление банков педагогической информации, творческих разработок педагогов и учащихся. Для ее функционирования и развития необходимо разработать специализированные электронные издания для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Еще одним ее составным элементом должны стать программно-информационные решения для сопровождения работы с кадровым резервом.

Подсистема планирования, прогнозирования и принятия решений. Эта подсистема должна основываться на единых механизмах планирования мероприятий на разных уровнях системы образования, мониторинга хода их подготовки, проведения и результативности. В нее должны войти экспертные программные комплексы, обеспечивающие выявление и прогнозирование положительных и негативных тенденций в деятельности региональной системы образования. В данную подсистему необходимо также включить программные технологии экстренного оповещения руководящих работников о критических отклонениях и явлениях в региональной системе образования. Данную подсистему должна обеспечивать необходимой информацией подсистема комплексного образовательного мониторинга.

Корпоративная сеть

Корпоративной сетью региональной системы образования будем называть телекоммуникационную сеть, к которой подключены все структурные подразделения системы образования. Таким образом, корпоративная сеть является территориально распределенной, а подключенные к ней структуры находятся на значительном удалении друг от друга. Корпоративная сеть объединяет все информационные образовательные ресурсы региона. С ее помощью обеспечивается высокоскоростной, относительно недорогой доступ к территориальным и региональным серверам. Корпоративная сеть состоит из самых разнообразных компонентов: компьютеров, системного и специализированного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, кабельных систем.

Основные задачи, которые должна решать корпоративная сеть:
- обеспечение устойчивого режима работы единой системы электронной почты в режиме on-line (получение сообщения сразу же после его отправки);
- обеспечение постоянного гарантированного скоростного доступа к серверам с региональными и районными образовательными ресурсами и системами;
- создание единого электронного документооборота на основе общих архивов документов;
- автоматический обмен данными между корпоративными приложениями на разных уровнях;
- организация информационного обмена между различными службами системы образования на разных уровнях.
- обеспечение возможности качественного доступа учреждениям к информационным ресурсам друг друга;
- создание технических условий для информационного взаимодействия с использованием перспективных технологий (IP-телефонии, Web-конференций и др.);
- предоставление скоростного доступа к внешним ресурсам сети Интернет всем пользователям корпоративной сети.

Создание корпоративной сети – сложнейший с технологической и организационной точек зрения проект. К его решению нужно привлекать консолидированные интеллектуальные ресурсы. В первую очередь, ведущие телекоммуникационные компании региона.

Один из наиболее простых путей – подключение всех учреждений образования по высокоскоростным каналам (например, с помощью технологии ADSL) к опорному оптоволоконному кольцу ведущего провайдера региона. Но это только первая часть проекта. Нужно установить стратегические партнерские отношения с выбранным провайдером. Иначе развивать информационные сервисы в корпоративной сети будет очень сложно.

Важно понимать, когда следует начинать проект по созданию корпоративной сети. До тех пор, пока не реализован хотя бы один региональный проект содержательного характера, создавать корпоративную сеть рано. Сначала в ней должна возникнуть потребность у рядовых пользователей в учреждениях образования. Простейший пример: желание получать электронную почту не по коммутируемым каналам, а в режиме on-line. Еще один пример: желание работать со своим сайтом по скоростному каналу, не тратя время на медленную загрузку Web-страниц и регулярные обрывы соединения. Только тогда все учреждения образования станут активными сторонниками проекта, что существенно повысит его шансы на успех.

Подготовка кадров

Подготовка кадров региональной системы образования к жизни в условиях полноценного информационного образовательного пространства – важная задача комплексной информатизации. И нужно признать, что традиционные подходы к повышению квалификации решение этой задачи, к сожалению, не решают. Курсовая подготовка один раз в пять лет для обучения применению информационных технологий недостаточна. Нужна система дополнительных мероприятий, привлечение новых ресурсов и нетрадиционных моделей.

Прежде чем говорить об организационных проблемах подготовки кадров, нужно определить уровни владения информационными технологиями. Применительно к системе образования я бы выделил три уровня: начальный, базовый и достаточный.

Начальный уровень. Сотрудник понимает смысл понятий "файл", "папка", "диск". Знает назначение основных устройств компьютера; умеет работать с клавиатурой и мышкой. Выполняет базовые операции с файлами; умеет напечатать и по-простому оформить документ в текстовом редакторе.

Базовый уровень. Сотрудник владеет навыками работы с текстовым редактором, простейшим графическим редактором, электронными таблицами, браузером, почтовой программой, электронным органайзером, программой для составления презентаций. Навыки владения примерно определяются по принципу: "80% пользователей владеют 20% функционала программы, 20% пользователей владеют 80% функционала программы". Базовый уровень – это 80% пользователей.

Достаточный уровень можно разделить на два самостоятельных направления.

Общая углубленная подготовка. Изучаются более сложные функциональные возможности программ, указанных в предыдущем абзаце. Сотрудник понимает, как эти программы могут между собой взаимодействовать, умеет применять эти знания на практике. Может самостоятельно разобраться в тонкостях их работы. Имеет расширенные знания и умения по установке и настройке программного обеспечения, в том числе клиентских операционных систем.

Специальная профессиональная подготовка. Сотрудник осваивает все программы, которые имеют отношение к его профессиональной деятельности. Способен самостоятельно оценивать их достоинства и недостатки. Умеет на практике встроить лучшие программы в повседневную профессиональную деятельность.

В регионе предлагается ввести трехуровневую систему подготовки кадров по этому направлению.

Подготовку на начальном уровне все сотрудники проходят в тех учреждениях образования, в которых они работают. Подготовка ведется по единой программе, разработанной региональным институтом повышения квалификации. Возлагается она на учителей информатики. Задача директоров – создать для них мотивацию.

Подготовка на базовом уровне проводится учреждениями образования, имеющими хороший уровень информатизации и соответствующие кадры. Такие учреждения определяются руководством районного отдела образования. Как правило, в их число включаются пилотные площадки по информатизации. Мотивация для этих учреждений – первоочередное получение материальных ресурсов (новых компьютеров, программного обеспечения и др.).

Подготовку на достаточном уровне берут на себя региональные структуры и ведущие ВУЗы. При этом специальную профессиональную подготовку проводит в основном региональный институт повышения квалификации. Общую углубленную подготовку могут проводить многие структуры, в том числе коммерческие организации на хозрасчетной основе.

Осуществляя мониторинг готовности кадров к использованию новых технологий, всегда нужно разделять статистику по уровням. Сегодня сказать, что 80% педагогов владеют компьютером – это не сказать практически ничего. Если из них 70% владеют компьютером на начальном уровне, то до эффективной информатизации еще очень далеко.

Конкурсы информатизации

XXI век – это, ко всему прочему, еще и век рекламы. Сегодня важно не только произвести качественную продукцию или услугу, провести интересное мероприятие, реализовать важный проект. Нужно еще рассказать об этом потенциальным потребителям. Вверх рекламного искусства – убедить в необходимости покупки тех, кто пять минут назад про эту покупку не думал.

Ранее неоднократно подчеркивалась роль агитации за информатизацию в стенах школы. Агитация за комплексную информатизацию в регионе не менее значима. Только методы нужно использовать другие. Например, ежегодный региональный конкурс по информатизации. Вот несколько советов по его организации и проведению.

Конкурс должен иметь официальный статус. Положение о конкурсе должно утверждаться приказом регионального органа управления образованием. В состав жюри необходимо в обязательном порядке включать представителей высших руководящих кадров региональной системы образования.

Так как конкурс проводится по комплексной информатизации, в нем должно быть много номинаций. Лучший сайт, лучшая автоматизация управления, лучшая система использования информационных технологий в предметной области, лучшая автоматизация библиотеки… Но обязательно должны быть абсолютные победители (или победители в главной номинации "За комплексную информатизацию").

В конкурсе в обязательном порядке должны участвовать все территории. В первый год это может быть конкурс среди пилотных площадок. На второй год нужно подключать новые учреждения образования и обязательно вводить номинацию для районных отделов образования. Повторно учреждениям образования участвовать в конкурсе разрешать не следует. Исключением могут быть специальные дополнительные номинации. Например, номинация "За лучшую пропаганду комплексной информатизации" или номинация "За самое оригинальное новшество".

Конкурс, особенно в первые годы, должен иметь солидный призовой фонд. Ограничиваться только спонсорами нельзя – их ресурсов для формирования правильной мотивации не хватит. Просто руководство региона должно часть ежегодно закупаемых ресурсов изначально запланировать для победителей конкурса. Если приз – компьютерный класс, то можно ждать и от школы, и от района серьезных дополнительных внебюджетных вливаний в подготовку.

На второй год можно попытаться сделать конкурс двухуровневым. Сначала проводятся районные конкурсы, потом итоговый, региональный. Если это не получится на второй год, то обязательно нужно ввести такой регламент на третий год. Часть районов, и это неизбежно, будет проводить свой конкурс формально. Но многие захотят использовать районный конкурс как средство активизации комплексной информатизации своей территории.

Лучшее время проведения конкурса – с февраля по апрель. Но подготовка должна начинаться уже в сентябре. Школы и районы должны понять, что к конкурсу за один месяц подготовиться невозможно. Липа будет видна невооруженным глазом. Поэтому районы, понимающие толк в подобных мероприятиях, заранее определяют будущих участников. А потом целенаправленно вкладывают в них материальные, организационные и иные ресурсы и усилия.

И самое главное – подведение итогов. В обязательном порядке подведение итогов должно превратиться в серьезное и ответственное региональное мероприятие, посвященное вопросам информатизации образования. С выставкой достижений учреждений образования, с презентациями новых решений и идей, с мастер-классами и семинарами, с торжественным вручением призов. Главный образовательный начальник, а еще лучше, куратор системы образования в правительстве региона или глава региона – вот кто должен придать этому событию соответствующий статус.

Нужно сразу понимать, что содержание конкурса будет год от года меняться. Смотреть одно и то же не интересно. Новинки появляются не так часто. Лидеры информатизации, показывающие самый высокий уровень, засвечиваются на самых первых конкурсах. Поэтому где-то на четвертом или на пятом году в конкурс, возможно, придется вносить коренные изменения. При правильном развитии событий конкурс со временем станет формой подведения итогов системного мониторинга комплексной информатизации в регионе.

Мониторинг информатизации

Информатизация системы образования региона проводится сразу по многим направлениям. Оснащение компьютерной техникой, подключение к сети Интернет, использование новых технологий в управленческой деятельности, формирование информационной культуры. Поэтому руководство региона и каждой территории должно иметь достоверную картину того, как эти процессы развиваются.

Ключевой проблемой является разработка адекватной системы критериев и показателей, по которым можно оценивать и сравнивать состояние информатизации на различных объектах. Система критериев и показателей должна охватывать все аспекты комплексной информатизации. Для получения итоговой интегрированной оценки, все показатели должны быть сведены к единой шкале измерения. Поэтому важную роль должны сыграть четкие инструкции, по которым показатели можно вычислять.

Подобная система показателей и инструкции по их вычислению в свое время были разработаны для четвертого городского конкурса по информатизации системы образования города Минска. В системе были выделены показатели, объединенные в группы.

По материально-техническому обеспечению:
- количество учащихся на 1 компьютер;
- количество сотрудников на одно автоматизированное рабочее место;
- состояние локальной вычислительной сети;
- наличие оборудования (проекторов, принтеров, сканеров и пр.);
- наличие программно-методического обеспечения;
- подключение к корпоративной сети, к сети Интернет;
- наличие системы персонифицированного учета (электронных карточек);
- объем привлеченных дополнительных средств.

По кадровому обеспечению:
- готовность сотрудников к использованию ИКТ;
- использование ИКТ в профессиональной деятельности;
- оснащенность сотрудников домашними компьютерами;
- качество системы управления комплексной информатизацией.

По использованию информационных технологий:
-состояние корпоративной информационной системы;
- состояние официального сайта;
- загруженность компьютерной техники;
- вовлеченность учащихся в использование ИКТ;
- использование ИКТ в управленческой деятельности;
- использование ИКТ в работе социально-психологической службы;
- использование ИКТ в работе школьной библиотеки;
- использование ИКТ в работе методической службы;
- использование ИКТ в работе медицинской службы;
- использование ИКТ в работе методической службы;
- ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов;
- ИКТ в организации профориентационной работы;
- ИКТ в организации воспитательной работы;
- создание собственных образовательных продуктов;
- вовлеченность в учебный процесс домашних компьютеров;
- вовлеченность в информатизацию родителей;
- применение эксклюзивных идей и решений.

Показатели по информационному образованию
- изучение информатики на повышенном и углубленном уровне;
- изучение информатики в начальной школе;
- результаты на олимпиадах и конкурсах по информатике;
- дополнительное изучение ИКТ во внеурочное время.

По участию в региональной программе информатизации:
- проведение региональных и иных мероприятий;
- участие в развитии регионального методического портала;
- участие в наполнении банка методических разработок;
- участие в инновационной деятельности по информатизации;
- популяризация информатизации в средствах массовой информации.

Каждый показатель оценивался значением от 0 до 100. По каждому из перечисленных показателей были разработаны инструкции их вычисления. Для разных показателей использовались разные подходы. Приведем в качестве примеров краткие инструкции для вычисления некоторых показателей.

Резюме

Региональная система образования – многоуровневая, иерархически организованная структура. По статусу определяющую роль играет региональный орган управления образованием. По вопросам информатизации он может занять одну из трех позиций: конформистскую, диктаторскую или консолидирующую.

Основные участники комплексной информатизации региональной системы образования – городские и районные отделы образования, учебные заведения. Необходимо официально узаконить статус пилотных (опорных, инновационных) площадок по комплексной информатизации. Их основные задачи – апробация новых решений, распространение передового опыта.

Электронная почта стала сегодня одним из важнейших инструментов, с помощью которого люди и организации решают свои коммуникационные потребности. Наилучший вариант для региона – единая система электронной почты с собственным почтовым сервером.

Образовательные сайты региона можно развивать разными путями. Наиболее перспективно делать это административно-планомерным способом. В результате будет создано иерархически организованное сообщество образовательных сайтов.

Для оперативного сбора данных перспективной представляется технология, основанная на использовании электронных анкет (электронных паспортов). Заполняются они через Интернет. Следующим шагом является создание региональной образовательной информационно-аналитической системы. Одна из важных задач, которая должна решаться этой системой, – управление качеством образования в регионе.

Для успешной информатизации нужна качественная телекоммуникационная инфраструктура. Ее основа – корпоративная сеть, которая объединяет все информационные образовательные ресурсы региона. К созданию корпоративной сети нужно привлекать лучшие силы ИТ-сообщества региона.

Подготовка кадров – важная задача комплексной информатизации. Применительно к системе образования можно выделить три уровня владения информационными технологиями: начальный, базовый и достаточный. Для каждого уровня создаются свои модели работы с педагогическими и управленческими кадрами.

Информатизацию образования региона нужно пиарить. Лучший способ – проводить ежегодные конкурсы информатизации. В них должны быть вовлечены все территории региона. Постепенно такой конкурс должен стать основой для проведения постоянного мониторинга процессов информатизации в регионе. В систему показателей мониторинга должны быть включены все аспекты образовательной деятельности.

Заключение