На главнуюРусский язык. Словарные слова

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: КАК ИХ УЧИТЬ И ЗАПОМИНАТЬ?

Cловарные слова - это те слова, правописание которых приходится запоминать. Правилам правописания они не подчиняются или подчиняются лишь частично. Словарных слов очень много. По нашей очень приблизительной оценке в активный словарный запас ученика 5-го класса входит более 1500 словарных слов. Активный словарь среднестатистического выпускника школы содержит не менее 3000 словарных слов, эрудированного - не менее 4000. И это без учета однокоренных слов!

Скачайте 4000 словарных слов бесплатно!

Результаты ЦТ показывают, что правописание словарных слов вызывает затруднение у большинства выпускников. И это вполне естественно. Традиционные подходы к запоминанию словарных слов в принципе не могут обеспечить устойчивого гарантированного запоминания наиболее сложных словарных слов. Ученик может целый год на всех диктантах правильно писать слово "винегрет". А еще через несколько месяцев, встретив это слово, будет минуту панически вспоминать, как оно пишется. И в итоге напишет "венигрет".

Проблема заключается в том, что запоминание словарных слов не поддается логике. Словарные слова можно сравнить с телефонными номерами. Если часто набирать один и тот же номер - он в конце концов сохранится в долгосрочной памяти. Но опять же - не навечно! Вы, наверное, не раз сталкивались с ситуаций, когда забывались номера, казалось впечатавшиеся в память навечно. Просто нужно годик-другой этот номер не использовать.

То же самое со словарными словами. Есть сЛОВАРНЫЕ сЛОВА (с маленькой буквы). Например, слова "молоко", "солдат", "альбом", в которых делают ошибки только самые непутевые ученики начальных классов. А есть Словарные Слова. Например, "винегрет", "коллежский асессор", "люминесцентный". Которые пишутся правильно с вероятность 50% для каждой опасной буквы. Как в анекдоте про динозавра: "То ли встречу (50%), то ли нет (тоже 50%). А если в Словарном Слове несколько опасных мест, то вероятность ошибки растет по строгим математическим законам.

Самое интересное - не поможет многократное повторение и переписывание Словарного Слова вместе со всеми его однокренными собратьями. Пройдет три месяца - и вероятность правильного написания снова будет равна 50%. Если логики нет, мозг отказывается запоминать информацию навечно. Отказывается без специальных приемов, которые задействуют иные механизмы, нежели логическая связанность информации.

К счастью, мозг устроен так, что поступающая в него информация может связываться с другой информацией многочисленными связями. Психологи называют их ассоциативными связями. Произнесите несколько раз вслух слово "винегрет". Помимо Вашей воли Вам вспомнится винегрет, которым несколько дней назад Вас пыталась накормить мама. Или то, как именно из-за этого слова Вы не получили за диктант желанной 5. Или то, что, винегрет, как правило, красного цвета из-за входящей в него свеклы. Может вспомниться что-то другое. Но Вы однозначно удивитесь, из каких глубин памяти эта ассоциация появилась.

Ассоциативные связи чаще всего возникают неосознанно. Но ими можно управлять. Не в том смысле, что установленную ассоциативную связь можно из памяти удалить (попробуйте-ка не думать всего одну минуту о зеленом крокодиле!). А в том смысле, что небольшими умственными усилиями вполне можно сформировать ассоциативную связь, которую не "выдавить" из Вашей памяти за десятилетия. Во например, такая ассоциативная запоминалка для слова "винегрет": "вИнЕгрет Из Европы". Учитывая, что слово "винегрет" произошло от французского слова, запоминалка вполне эффективна. Автор этих строк придумал ее для себя и теперь вероятность ошибки равна 0%.

На сайте EFFOR.BY Вашему вниманию предлагается 7 курсов для тренинга со словарными словами. В каждый курс входят 500 словарных слов.