На главнуюОбразовательная платформа EFFOR.BY. Технология обучения

Напомним, что образовательная платформа EFFOR.BY – это комплекс информационных ресурсов и сервисов, мобильных приложений и методика их использования для обучения современных школьников.

Важной частью платформы является методика использования, которая, в свою очередь, основана на технологии выявления и устранения пробелов в знаниях школьников.

Рассмотрим проблемы и перспективы использования данной технологии в обазовательной практике.

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:
- пока не усвоишь материал – дальше не двигаешься;
- время пришло – все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе все страны СНГ, строят школьное образование по второй модели.

Это означает, что: разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях, у кого – больше, у кого – меньше.

С этой проблемой хорошие учителя стараются бороться. Но на уроке у учителя возникает ряд проблем:
традиционными средствами он не может выявить и тем более учитывать все пробелы всех учеников (100 ЗУНов по предмету у 20 учеников класса – речь идет о нескольких тысячах элементах анализа);
на уроке чаще используются групповые формы учебной работы, а пробелы в знаниях – индивидуальны;
и главное: времени нет, нужно переходить к новому материалу.

Естественное желание учителя – переложить решение проблемы с пробелами в знаниях на самостоятельную работу ученика в домашних условиях. Но и здесь возникает ряд труднопреодолимых проблем:
обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;
традиционные домашние задания, не индивидуальные по своей сути, не способны решать проблему пробелов в знаниях конкретных учеников;
устранение пробелов в знаниях за счет самостоятельной работы ученика требует мониторинга, как со стороны учителя-предметника, так и со стороны родителя.

Перечисленные выше проблемы не позволяют учителям организовать устранение пробелов в знаниях ни на уроке, ни дома. На определенном этапе родители вынуждены решать проблему самостоятельно единственным, доступным для них способом – они нанимают репетитора.

Именно здесь, на наш взгляд, кроется основной, пока еще нераскрытый потенциал использования ИКТ в учебном процессе. Именно на этом пути можно рассчитывать выйти на реальное повышение качества обучения. Одним из инструментов должна стать образовательная платформа EFFOR.BY и лежащая в ее основе технология выявления и устранения пробелов в знаниях.

Сразу отметим, что системный результат возможен только при системном применении ИКТ. Даже в хорошо оснащенных школах постоянный доступ учителей и учащихся к компьютерам ограничен. Если ограничиваться только компьютерными ресурсами школы, реального повышения качества знаний ожидать сложно.

Поэтому наилучший и практически единственный выход – вовлечение в учебный процесс домашних компьютеров и личных мобильных устройств учащихся. Только в этом случае дело не остановится только на оценочном контроле усвоения материала. Только в этом случае можно организовать эффективный компьютерный обучающий тренинг.

Компьютерный тренинг должен выполняться:
- с учетом выявленных пробелов в знаниях (на основе предваритеьной диагностики);
- до перевода ЗУНов в краткосрочную память (то есть, достаточное время);
- на приемлемой скорости работы (для навыков, требующих автоматического выполнения);
- в первую очередь, на самом важном учебном материале.

При организации системной работы с пробелами в знаниях необходимо учитывать и свойства человеческой памяти. В том числе, связанные с постепенным забыванием редко используемой информации, с постепенной утратой неакутальных умений и навыков.

Еще одним важным аспектом технологии является то, что она позволяет организовать работу школьника в зоне ближайшего развития. Правильный подбор учебных курсов позволит сформировать для школьника посильную, но требующую определенных усилий индивидуальную программу обучения.

Все вышеперчисленные проблемы традиционной формы организации учебного процесса в современной школе, психологические особенности восприятия и усвоения ученого материала учащимися учитывались при разработке образовательной платформы EFFOR.BY.

Получить доступ к сервисам и учебным курсам образовательной платформы EFFOR.BY можно после прохождения регистрации.